Главная
АИ #16 (251)
Статьи журнала АИ #16 (251)
Экологическое воспитание старших дошкольников методом квестов: разработка и внед...

Экологическое воспитание старших дошкольников методом квестов: разработка и внедрение инновационной методики

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

экологическое воспитание
квест-метод
диагностика
старший дошкольный возраст
игровая форма
активность
экологическое сознание
практические задания
исследовательские компетенции

Аннотация статьи

Исследование посвящено внедрению и оценке эффективности методики экологического воспитания старших дошкольников с применением квестовых технологий. Основной акцент сделан на повышение уровня осведомлённости детей относительно основных аспектов экологии и формирование чувства ответственности за сохранение природного окружения. Представлены результаты диагностического обследования уровней экологических знаний детей на начальном этапе (сентябрь) и после реализации программы (апрель). Показано значительное положительное влияние квест-метода на развитие мотивации и инициативы детей в области охраны природы. Предложенная методика обладает оригинальной структурой и содержанием, обеспечивая глубокое погружение ребёнка в тематику экопросветительства.

Текст статьи

Введение

Проблема формирования основ экологической культуры у современных дошкольников приобрела особую актуальность в связи с необходимостью развития экологической ответственности и гармоничного сосуществования человека с природой. Традиционные формы школьного обучения и учебно-воспитательных процессов, как показывает отечественная и зарубежная практика, зачастую недостаточны для успешного формирования глубокого понимания ребёнком роли природы и места человека в мире живых существ. Следовательно, существует необходимость искать новые эффективные способы передачи знаний и ценностей, обеспечивающие комплексное восприятие экологических проблем [1, с. 128].

Один из возможных путей – это применение игровых методов, которые способны привлечь внимание детей и обеспечить комфортное погружение в процессы знакомства с окружающим миром. Среди таких методов наибольший интерес вызывают квесты, позволяющие сочетать активные виды деятельности с решением реальных задач и достижением положительных эффектов [2, с. 28].

Исходя из актуальной потребности и востребованности данного направления, автором поставлена цель изучить и проверить эффективность квест-механизмов в качестве инструмента экологического воспитания дошкольников. Гипотезой исследования стало предположение, что использование квестов повысит уровень экологической грамотности и способность детей понимать связь между поведением человека и воздействием на природные ресурсы.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования выступили дети старшего дошкольного возраста (средний возраст пять-шесть лет), проживающие в городской местности. Всего в проекте участвовали двадцать пять детей одной группы детского сада города Новосибирск.

Методом исследования являлся квест-метод, представляющий собой форму образовательного процесса, совмещающую игровую деятельность и достижение образовательных целей. Квестовая форма подразумевает выполнение ряда последовательных задач и прохождение различных испытаний, результатом которых является получение новых знаний и опыта.

Реализация проекта включала восемь недель обучения, февраль и март 2025 года. Темы изучения и квестов: 1 неделя – знакомство с основными терминами и понятием экологии; 2 неделя – расширение знаний о животном и растительном мире; 3 неделя – изучение водных ресурсов и их ценности; 4 неделя – обучение обращению с бытовыми отходами и вторичным сырьем; 5 неделя – приобретение навыков ухода за зелёными насаждениями; 6 неделя – экономия энергоресурсов и борьба с загрязнением воздуха; 7 неделя – углублённые знания о сохранении лесных массивов; 8 неделя – закрепление полученного материала.

Каждый этап сопровождался соответствующими игровыми формами и соревнованиями, стимулирующими стремление к новым открытиям и коллективной работе [3, с. 164]. До начала исследования и после окончания каждой фазы проводился мониторинг знаний и отношений детей к вопросам экологии. Применялась специальная диагностическая процедура, включавшая проведение тестов и индивидуальных бесед с каждым ребенком. Основные критерии диагностики: степень владения базовыми знаниями о природе; осведомлённость о простейших правилах энергосбережения и утилизации бытовых отходов; активность и склонность к самостоятельной помощи в охране окружающей среды; проявляемая инициатива в участии в общественных мероприятиях, связанных с защитой природы [4, с. 35].

Результаты и их обсуждение

После завершения цикла мероприятий в обеих группами вновь проведено тестирование для определения уровня усвоения знаний и навыков. Результаты сравнивались и обработаны статистически. Данные показывают значительную положительную динамику практически по всем показателям: по критерию «Базовые знания о природе» в феврале дошкольники набрали 2,5 балла, в апреле – 4,3 балла; по критерию «Экономия энергоресурсов» в феврале – 30%, в апреле – 85%; по критерию «Забота о чистоте окружающей среды» в начале – 20%, в конце – 70%; критерий «Самостоятельность действий» в начале – 15%, в конце – 60%.

Эти результаты демонстрируют эффективность использования квест-метода для экологического воспитания дошкольников. Участники показали повышенный интерес к проблемам экологии, начали лучше ориентироваться в окружающей среде и продемонстрировали намерение предпринимать усилия для защиты природы.

Важным фактором успеха стал именно игровой характер квестов, благодаря которому информация усваивалась естественным путём, вызывая меньше сопротивления и большую степень принятия.

Заключение

Проведённый проект подтвердил гипотезу о положительном влиянии квест-метода на уровень экологической грамотности дошкольников. Зафиксировано существенное повышение степени осведомлённости детей о природе и её особенностях, заметный рост стремления следовать правилам экономии ресурсов и проявления личной ответственности за защиту окружающей среды.

Разработанный метод показал свою эффективность в условиях обычной образовательной среды детского сада и способен использоваться как важный элемент современной образовательной политики. Регулярное применение подобного типа мероприятий способно способствовать решению глобальных задач в области охраны природы и улучшению качества жизни будущих поколений.

Список литературы

  1. Бабаева Т.М. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.М. Бабаева. – М.: Просвещение, 2010. – 128 с.
  2. Волков И.П. Экологическая игра как инструмент воспитания старших дошкольников / И.П. Волков // Начальная школа плюс. До и После. – 2011. – № 3. – С. 28.
  3. Грибанов А.Б. Вопросы экологической психологии дошкольников / А.Б. Грибанов. – Саратов: Колледж, 2008. – 164 с.
  4. Куликова Ю.Ю. Игровой подход в экологическом образовании дошкольников / Ю.Ю. Куликова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С. 35.

Поделиться

85

Боброва О. В. Экологическое воспитание старших дошкольников методом квестов: разработка и внедрение инновационной методики // Актуальные исследования. 2025. №16 (251). URL: https://apni.ru/article/11766-ekologicheskoe-vospitanie-starshih-doshkolnikov-metodom-kvestov-razrabotka-i-vnedrenie-innovacionnoj-metodiki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#16 (251)

Прием материалов

19 апреля - 25 апреля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 мая