Главная
АИ #16 (251)
Статьи журнала АИ #16 (251)
Soft skils в современной педагогике

Soft skils в современной педагогике

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

soft skills
гибкие навыки
надпрофессиональные компетенции
эмоциональный интеллект
эмпатия
саморегуляция
навыки разрешения конфликтов
когнитивная гибкость
лаконичность
визуализация
публичные выступления

Аннотация статьи

В статье рассматривается значимость развития soft skills в современном образовании. Подчёркивается необходимость формирования таких навыков, как коммуникативность, креативное мышление, эмоциональный интеллект и умение работать в команде.

Эти компетенции становятся всё более востребованными в мире, где успех человека зависит не только от его профессиональных знаний, но и от способности взаимодействовать с другими людьми и эффективно решать возникающие задачи.

В статье описываются различные методы и приёмы, способствующие развитию soft skills, а также их влияние на личностное и учебное развитие.

Автор акцентирует внимание на том, что soft skills не связаны с конкретной предметной областью и представляют собой комплекс неспециализированных навыков, важных для карьеры.

Текст статьи

Упор на soft skills – один из трендов в педагогическом образовании, который, по прогнозам, будет актуален в 2025 году.

Упор на развитие soft skills (мягких, гибких навыков) в педагогике важен, так как именно эти навыки помогают формировать «гибкие навыки» у подрастающего поколения.

Некоторые soft skills, на которые стоит обратить внимание педагогам:

  • Коммуникационные навыки. Умение поддерживать эффективные отношения с коллегами, с детьми и их родителями. Сюда входят умение договариваться, находить компромисс, разрешать конфликты и в итоге приходить к положительному результату.
  • Цифровая грамотность. Умение обращаться с ПК, электронными образовательными платформами. Особенно это значимо в эпоху цифровизации, когда компьютерные технологии активно внедряются в систему образования.
  • Эмоциональный интеллект. Умение управлять своими эмоциями и распознавать чужие. Эмпатичность – качество, без которого учителю практически невозможно стать профессионалом.
  • Адаптивность. Умение приспосабливаться, которое пригодится любому педагогу в многих задачах.

Некоторые способы развития soft skills:

  • Тренинги развития. Эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым.
  • Хобби и творческие занятия. Развивают все виды компетенций soft skills.
  • Проектная работа в команде. Позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции.

Развитое soft skills – залог профессионального успеха педагога в XXI веке.

Soft skills («мягкие», «гибкие» навыки) – комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и не связаны с конкретной предметной областью.

Способность мыслить критически и не бояться высказывать своё мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.

Soft skills помогают учителям лучше понимать своих учеников, выстраивать доверительные отношения и справляться с профессиональными вызовами.

Навык эффективного общения, который включает в себя перечисленные умения: слушать, убеждать и аргументировать, строить и поддерживать отношения, вести переговоры, проводить презентации, обладать базовыми навыками самопрезентации и публичных выступлений.

Soft skills – универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.

Умение работать в команде – способность достигать целей и выполнять задачи в рамках совместной работы. Это один из самых востребованных навыков, на наличие которого работодатели проверяют кандидатов на собеседованиях.

Некоторые аспекты умения работать в команде:

  • Эмпатия. Способность понимать эмоции других людей и чувствовать их. Эмпатия помогает лучше понимать чувства и потребности коллег, что способствует созданию доверительных отношений и улучшению командной работы.
  • Нацеленность на результат. Важно, чтобы каждый участник команды знал: его вклад приносит результат и приближает к общей цели.
  • Умение слышать коллег. Активное слушание без желания перебить, уточняющие вопросы и внимательность становятся залогом продуктивных обсуждений. Умение слушать коллег позволяет комплексно подойти к задаче, найти лучшее решение.

Чтобы развить умение работать в команде, можно, например, участвовать в тимбилдингах команды, запрашивать обратную связь, проявлять инициативу, учиться наслаждаться совместным процессом.

Soft skills – комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность труда.

В современном мире, где технологии охватывают всё больше сфер деятельности, быстрее всего к изменениям адаптируются те, у кого есть гибкие навыки.

Для педагогов, в частности развитие soft skills важно, так как эти навыки являются основой профессиональной успешности.

Это составляющие soft skills (мягких навыков), которые включают в себя, в частности:

  • Способность мыслить критически и не бояться высказывать своё мнение.
  • Способность к системному мышлению.
  • Креативное мышление. Способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
  • Структурное мышление.
  • Способность искать и анализировать информацию, принимать решения.

Soft skills отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью.

Умение управлять собой, включающее управление эмоциями, стрессом, собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексию и использование обратной связи, относится к навыкам self-менеджмента (самоорганизации и управления собой).

Эти навыки помогают человеку контролировать своё состояние, время, процессы, эффективно организовать работу.

Такие умения часто называют эмоциональным интеллектом.

Для развития навыков self-менеджмента можно использовать, например, самообучение, поиск обратной связи от коллег, наставников и экспертов, специальные задания (фоновые тренинги), развитие в процессе работы.

Поделиться

82

Романова Е. Н. Soft skils в современной педагогике // Актуальные исследования. 2025. №16 (251). URL: https://apni.ru/article/11769-soft-skils-v-sovremennoj-pedagogike

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#16 (251)

Прием материалов

19 апреля - 25 апреля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 мая