Преступления и иные происшествия, связанные с пожарами, имеют особую направленность, а также требуют наличия специальных знаний, подготовки в области пожарной безопасности, четкой регламентации процессуального статуса и порядка действий дознавателя, осуществляющего проверку сообщений (заявлений) о преступлениях и иных происшествиях в области пожарной безопасности. Органы дознания государственного пожарного надзора в системе МЧС России наделены соответствующими полномочиями, предусмотренными действующим законодательством. Принципиальную отличительную черту имели полномочия сотрудников МЧС ДНР.
С 2022 года процесс уголовно-процессуальной интеграции Донецкой Народной Республики в правовую систему Российской Федерации происходил полностью в новых условиях. Данный субъект был принят в состав Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 04.10.2022 № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики» [1]. В том числе, основанием для вхождения нового субъекта в состав Российской Федерации стал ратифицированный Федеральным законом от 04.10.2022 № 372-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой» договор между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в состав Российской Федерации, подписанный 30.09.2022 [4].
Так, указанные документы стали новой главой с точки зрения правового поля в указанном субъекте. Адаптация уже существующей правовой системы к новым условиям и особенностям, а, равно, полное переформатирование и интеграция новых территорий в существующую правовую систему, стала отправной точкой к изданию Федерального закона от 31.07.2023 № 395-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» [5].
Правовая интеграция Донецкой Народной Республики в состав Российской Федерации потребовала значительной трансформации, в том числе органов государственного пожарного надзора, прежде всего в правоприменительной практике. Наряду с иными органами, органы дознания МЧС ДНР прошли путь от локальной модели к полной инкорпорации в федеральную систему уголовного права. Так, расследование преступлений, связанных с пожарами, с 2022 года, осуществляется исключительно в соответствии с нормами уголовного и уголовно-процессуального права Российской Федерации. Органы дознания государственного пожарного надзора претерпели изменения в части полного закрепления процессуального статуса дознавателя МЧС России. В современных реалиях, на органы дознания возложены функции проведения предварительного расследования в форме дознания, что закреплено в ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в свою очередь, в ст. 151 указанного кодекса, перечислены составы преступлений, которые отнесены к компетенции вышеуказанного органа [2, 3]. Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплены права должностных лиц, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в связи с проверкой сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, связанных с пожарами [6].
Таким образом, полномочия, которые делегирует действующее законодательство Российской Федерации, существенно расширяют функциональные обязанности, которые возложены на дознавателей МЧС России, в сравнении с дознавателями МЧС ДНР. Указанное свидетельствует, что органу дознания отведена более значительная роль в системе органов исполнительной власти. Так, в современных реалиях дознаватель проводит проверку сообщения о преступлении не только на наличие или отсутствие признаков состава такого преступления, но и осуществляет полное, всестороннее и объективное установление обстоятельств совершенного преступления, результатом которого является обвинительный акт, который, по согласованию с органом прокуратуры, направляется в суд.
Так, наблюдается значимая правовая дифференция в подходах к расследованию преступлений, связанных с пожарами в органах дознания в системе МЧС ДНР и МЧС России. Полномочия дознавателей в системе МЧС ДНР не были закреплены в нормативно-правовых актах Донецкой Народной Республики. Дознавателями в системе МЧС ДНР проводилась проверка сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, исключительно в форме предварительного следствия. Подследственность статей Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики по делам, связанным с пожарами, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, при обнаружении признаков преступления, например, о совершении преступления в части нарушения требований пожарной безопасности, которые повлекли за собой смерть лица, или одного и более лиц, относились к подследственности республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел [7, ст. 124]. В целом, орган дознания МЧС ДНР, не был наделен полномочиями на расследование совершенных преступлений. Также, невозможно провести аналогию в закреплении подобных полномочий в республиканском законе, а именно Законе Донецкой Народной Республике «О пожарной безопасности» от 30.09.2016 № 151-IНС. Так, согласно статье 15 указанного закона, органы государственного пожарного надзора имели право производить дознание по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил, что в уголовно-процессуальном законодательстве не было закреплено на республиканском уровне [8].
В свою очередь, порядок расследования преступлений, связанных с пожарами, в органах дознания МЧС ДНР, были регламентированы исключительно нормативно-правовыми актами, используемыми внутри ведомства, не охваченными республиканским законодательством, разработанными в соответствии с принципами правового регулирования Донецкой Народной Республики [9].
Правовая коллизия, которая существовала в локальном законодательстве Донецкой Народной Республики, была устранена при интеграции в правовую систему Российской Федерации.
Можно сделать вывод, что уголовно-процессуальная система Российской Федерации является более многогранной и в большей степени отвечает реалиям и потребностям современного правового общества. С момента начала интеграции Донецкой Народной Республики в правовую систему Российской Федерации, которая не содержит в себе подобных правовых изъянов и коллизий, изменения наблюдались исключительно в положительной тенденции.
Исходя из вышеизложенного, следует, что более совершенная система приводит к более эффективному правоприменению, исключающему разночтения, снижает риски и обеспечивает авторитет органов исполнительной власти, в том числе, органов государственного пожарного надзора.