Главная
АИ #16 (251)
Статьи журнала АИ #16 (251)
Интеграция органов дознания МЧС ДНР в правовую систему Российской Федерации

Интеграция органов дознания МЧС ДНР в правовую систему Российской Федерации

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

дознание
государственный пожарный надзор
пожары
уголовный процесс

Аннотация статьи

Статья направлена на анализ нормативного регулирования полномочий органов дознания, осуществляющих расследование преступлений, связанных с пожарами, включая различия в правовом статусе дознавателей в системе Российской Федерации и Донецкой Народной Республики (до вхождения в состав Российской Федерации). Актуальность темы обусловлена необходимостью сравнения подходов к проверке сообщений о преступлениях и иных происшествиях, связанных с пожарами в правовой системе Донецкой Народной Республики, с теоретического осмысления в текущих реалиях системы государственного пожарного надзора МЧС России.

Текст статьи

Преступления и иные происшествия, связанные с пожарами, имеют особую направленность, а также требуют наличия специальных знаний, подготовки в области пожарной безопасности, четкой регламентации процессуального статуса и порядка действий дознавателя, осуществляющего проверку сообщений (заявлений) о преступлениях и иных происшествиях в области пожарной безопасности. Органы дознания государственного пожарного надзора в системе МЧС России наделены соответствующими полномочиями, предусмотренными действующим законодательством. Принципиальную отличительную черту имели полномочия сотрудников МЧС ДНР.

С 2022 года процесс уголовно-процессуальной интеграции Донецкой Народной Республики в правовую систему Российской Федерации происходил полностью в новых условиях. Данный субъект был принят в состав Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 04.10.2022 № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики» [1]. В том числе, основанием для вхождения нового субъекта в состав Российской Федерации стал ратифицированный Федеральным законом от 04.10.2022 № 372-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой» договор между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в состав Российской Федерации, подписанный 30.09.2022 [4].

Так, указанные документы стали новой главой с точки зрения правового поля в указанном субъекте. Адаптация уже существующей правовой системы к новым условиям и особенностям, а, равно, полное переформатирование и интеграция новых территорий в существующую правовую систему, стала отправной точкой к изданию Федерального закона от 31.07.2023 № 395-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» [5].

Правовая интеграция Донецкой Народной Республики в состав Российской Федерации потребовала значительной трансформации, в том числе органов государственного пожарного надзора, прежде всего в правоприменительной практике. Наряду с иными органами, органы дознания МЧС ДНР прошли путь от локальной модели к полной инкорпорации в федеральную систему уголовного права. Так, расследование преступлений, связанных с пожарами, с 2022 года, осуществляется исключительно в соответствии с нормами уголовного и уголовно-процессуального права Российской Федерации. Органы дознания государственного пожарного надзора претерпели изменения в части полного закрепления процессуального статуса дознавателя МЧС России. В современных реалиях, на органы дознания возложены функции проведения предварительного расследования в форме дознания, что закреплено в ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в свою очередь, в ст. 151 указанного кодекса, перечислены составы преступлений, которые отнесены к компетенции вышеуказанного органа [2, 3]. Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплены права должностных лиц, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в связи с проверкой сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, связанных с пожарами [6].

Таким образом, полномочия, которые делегирует действующее законодательство Российской Федерации, существенно расширяют функциональные обязанности, которые возложены на дознавателей МЧС России, в сравнении с дознавателями МЧС ДНР. Указанное свидетельствует, что органу дознания отведена более значительная роль в системе органов исполнительной власти. Так, в современных реалиях дознаватель проводит проверку сообщения о преступлении не только на наличие или отсутствие признаков состава такого преступления, но и осуществляет полное, всестороннее и объективное установление обстоятельств совершенного преступления, результатом которого является обвинительный акт, который, по согласованию с органом прокуратуры, направляется в суд.

Так, наблюдается значимая правовая дифференция в подходах к расследованию преступлений, связанных с пожарами в органах дознания в системе МЧС ДНР и МЧС России. Полномочия дознавателей в системе МЧС ДНР не были закреплены в нормативно-правовых актах Донецкой Народной Республики. Дознавателями в системе МЧС ДНР проводилась проверка сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, исключительно в форме предварительного следствия. Подследственность статей Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики по делам, связанным с пожарами, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, при обнаружении признаков преступления, например, о совершении преступления в части нарушения требований пожарной безопасности, которые повлекли за собой смерть лица, или одного и более лиц, относились к подследственности республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел [7, ст. 124]. В целом, орган дознания МЧС ДНР, не был наделен полномочиями на расследование совершенных преступлений. Также, невозможно провести аналогию в закреплении подобных полномочий в республиканском законе, а именно Законе Донецкой Народной Республике «О пожарной безопасности» от 30.09.2016 № 151-IНС. Так, согласно статье 15 указанного закона, органы государственного пожарного надзора имели право производить дознание по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил, что в уголовно-процессуальном законодательстве не было закреплено на республиканском уровне [8].

В свою очередь, порядок расследования преступлений, связанных с пожарами, в органах дознания МЧС ДНР, были регламентированы исключительно нормативно-правовыми актами, используемыми внутри ведомства, не охваченными республиканским законодательством, разработанными в соответствии с принципами правового регулирования Донецкой Народной Республики [9].

Правовая коллизия, которая существовала в локальном законодательстве Донецкой Народной Республики, была устранена при интеграции в правовую систему Российской Федерации.

Можно сделать вывод, что уголовно-процессуальная система Российской Федерации является более многогранной и в большей степени отвечает реалиям и потребностям современного правового общества. С момента начала интеграции Донецкой Народной Республики в правовую систему Российской Федерации, которая не содержит в себе подобных правовых изъянов и коллизий, изменения наблюдались исключительно в положительной тенденции.

Исходя из вышеизложенного, следует, что более совершенная система приводит к более эффективному правоприменению, исключающему разночтения, снижает риски и обеспечивает авторитет органов исполнительной власти, в том числе, органов государственного пожарного надзора.

Список литературы

  1. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики».
  2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 04.10.2022 № 372-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой»
  5. Федеральный закон от 31.07.2023 № 395-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».
  6. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Донецкой Народной Республики от 24.08.2018 № 240- IНС.
  8. Закон Донецкой Народной Республики «О пожарной безопасности» от 30.09.2016 № 151-IНС.
  9. Об утверждении Порядка организации работы органов государственного пожарного надзора приказ МЧС ДНР от 27.02.2020 № 55, 77 с.

Поделиться

23

Черкашина Д. Ю. Интеграция органов дознания МЧС ДНР в правовую систему Российской Федерации // Актуальные исследования. 2025. №16 (251). URL: https://apni.ru/article/11774-integraciya-organov-doznaniya-mchs-dnr-v-pravovuyu-sistemu-rossijskoj-federacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#16 (251)

Прием материалов

19 апреля - 25 апреля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 мая