Постановка проблемы
Тема «социальной работы с сиротами» остается крайне актуальной (релевантной) по нескольким важным причинам. Миллионы детей во всем мире осиротели или остались без надлежащей родительской опеки из-за различных факторов, таких как бедность, болезни (включая ВИЧ/СПИД), конфликты, стихийные бедствия и социальные проблемы, такие как отказ от детей и домашнее насилие. Дети-сироты особенно уязвимы к целому ряду рисков, включая бедность, недоедание, отсутствие образования, проблемы со здоровьем, эксплуатацию, насилие и психологический стресс. Эти дети часто испытывают серьезную травму из-за потери родителей, разлуки с семьей и потенциально неблагоприятных событий, которые приводят к их статусу сироты. Социальная работа играет решающую роль в решении их эмоциональных и психологических потребностей.
Интеграция в общество может быть сложной для сирот, особенно когда они выходят из систем опеки. Социальная работа помогает им вооружиться необходимыми жизненными навыками, образованием и сетями поддержки для успешной самостоятельной жизни. Во всем мире растет понимание пагубного воздействия институциональной опеки на благополучие детей. Социальная работа продвигает и облегчает варианты опеки на основе семьи, такие как усыновление, приемная семья и опека родственников, которые считаются более благоприятными для здорового развития. Социальная служба играет центральную роль в защите прав детей-сирот, выступая за их доступ к образованию, здравоохранению, защите и безопасной и заботливой среде. Следует отметить, что тема социальной работы с детьми-сиротами остается крайне актуальной из-за огромного количества уязвимых детей, сложности их потребностей, обусловленных утратой и травмой, глобального перехода к качественному семейному уходу и развивающихся социальных проблем, которые влияют на их благополучие и будущее. Исследования в этой области имеют важное значение для разработки и внедрения эффективных вмешательств, совершенствования политики и, в конечном итоге, обеспечения лучших результатов для детей-сирот.
Анализ последних исследований
Закономерности психологического и личностного развития, психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, и условия адаптации рассмотрены в работах И. В. Анисимова, С. В. Баюмова, Б. А. Курган, Н. В. Москаленко, Л. Я. Олиференко, Т. М. Панченко, A. M. Прихожан, И. Ю. Резванова, Н.Н. Толстых и в диссертационных исследованиях О. В. Бережной, А. А. Бурлаковой, В. Н. Кавериной, М. В. Стрельцовой, Ю. О. Яблоновской. В данном исследовании использовались идеи педагогов, исследовавших подготовку детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению (Л. С. Кочкина, Г. В. Семья). Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности детей-сирот раскрыты в исследованиях М. Р. Битяновой, В. Г. Бочаровой, В. Ф. Вишняковой, В. Н. Гурова, В. В. Морозова, Л. Я. Олиференко, Л. K. Сидоровой, Г. С. Тагировой, Т. Т. Щелиной, Л. M. Шипициной.
Формулирование целей статьи
Цель нашего исследования – исследование проблем эффективного патронирования детей-сирот Запорожской области в условиях приемных семей.
Изложение основного материала исследования
Социальная работа с детьми-сиротами – это комплекс системных и взаимосвязанных мер. Это не просто одно действие, а скорее группа различных вмешательств и поддержки, направленных на удовлетворение многогранных потребностей детей, потерявших родителей или оставшихся без надлежащей родительской опеки. Этот комплекс мер включает:
- Выявление и регистрацию нуждающихся детей.
- Предоставление временного или постоянного размещения посредством усыновления, приемной опеки, опеки или качественного ухода в учреждениях интернатного типа.
- Оказание социально-психологической поддержки для решения проблем, связанных с травмами, утратой и развитием.
- Обеспечение социально-правовой защиты их прав и интересов.
- Содействие социальной адаптации и интеграции в общество.
- Поощрение межведомственного сотрудничества для оказания комплексной поддержки [12, с. 39].
Если рассматривать это таким образом – как «комплекс мер», – то подчеркивается сложность и необходимость скоординированного подхода для эффективной поддержки этих уязвимых детей. Каждая мера играет решающую роль в обеспечении их благополучия и будущего.
Субъектами социальной работы с детьми-сиротами выступают государственные и частные организации, например: органы опеки и попечительства, образовательные учреждения, центры социального обслуживания населения, отделы по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные МВД, медицинские учреждения [12, с. 39].
Приоритетная форма социального устройства детей-сирот – семейное устройство. Российское законодательство предполагает усыновление, опеку и попечительство, помещение ребёнка в приёмную семью, а также в детские дома семейного типа.
Основные направления социальной работы с детьми-сиротами:
1. Защита прав и законных интересов:
- Обеспечение права на жилье, образование, медицинское обслуживание.
- Содействие в получении социальных выплат и льгот.
- Защита от насилия и эксплуатации [4, с. 33].
2. Социальная адаптация и интеграция:
- Оказание психологической помощи и поддержки.
- Развитие социальных навыков и умений.
- Подготовка к самостоятельной жизни.
- Содействие в трудоустройстве и получении образования.
3. Семейное устройство:
- Поиск и подготовка потенциальных опекунов, усыновителей, приемных родителей.
- Сопровождение замещающих семей.
- Профилактика вторичного сиротства [8, с. 41].
4. Социально-педагогическая работа:
- Организация досуга и внеурочной деятельности.
- Проведение индивидуальных и групповых занятий.
- Формирование здорового образа жизни.
5. Психологическая помощь:
- Оказание помощи в преодолении психологических травм.
- Помощь в адаптации к новым условиям жизни.
- Помощь в построении доверительных отношений [10, с. 86].
Социальная работа с детьми-сиротами включает в себя ряд мероприятий:
- Диагностика. Позволяет получить объективную и достоверную информацию о психологическом состоянии ребёнка для дальнейшей работы над положительными изменениями в его поведении.
- Социальная адаптация. Направлена на возвращение ребёнка в социум и повышение его социального статуса в среде сверстников. Для этого реализуются индивидуальные программы, которые формируют личностные качества, навыки социального поведения и здоровый образ жизни.
- Социально-профилактическая работа. Её задача – предупредить нарушения социального развития сирот, а также поддержать необходимые условия для развития личности [2, с. 60].
- Профориентационная работа. Помогает развить навыки трудовой деятельности и подготовиться к дальнейшему трудоустройству выпускников.
Социальная работа с детьми-сиротами в России направлена на обеспечение условий для полноценного развития и социальной адаптации, компенсацию отсутствия родительской заботы и создание возможностей для самостоятельной жизни в будущем. Некоторые аспекты социальной работы:
- Защита прав и интересов: это основополагающий аспект. Социальные работники отстаивают юридические и социальные права детей-сирот, обеспечивая их защиту от жестокого обращения, пренебрежения, эксплуатации и дискриминации. Это включает в себя обеспечение их права на жилье, имущество, образование и здравоохранение.
- Размещение в семье. Это часто считается наиболее желаемым результатом, поскольку семейный уход (усыновление, приемная семья, опека) обычно обеспечивает более благоприятную и стабильную среду, способствующую развитию ребенка. Социальные работники участвуют в подборе, оценке и поддержке потенциальных опекунов [6, с. 10].
- Содержание и воспитание в государственных учреждениях. Хотя семейный уход является приоритетным, некоторые дети могут проживать в государственных учреждениях (детских домах, детских домах). Социальная работа в этих условиях сосредоточена на обеспечении безопасной, поддерживающей и соответствующей развитию среды, предоставлении ухода, образования и подготовке детей к самостоятельной жизни. Часто прилагаются усилия для перевода детей из институциональной опеки в семейную среду, когда это возможно.
- Образование и профессиональная подготовка. Доступ к качественному образованию имеет решающее значение для будущего успеха детей-сирот. Социальные работники поддерживают их зачисление в школу, следят за их прогрессом и оказывают дополнительную образовательную поддержку при необходимости. Они также облегчают доступ к профессиональной подготовке и профессиональной ориентации, чтобы вооружить их навыками для будущей работы [11, с. 53].
- Медицинская помощь. Обеспечение детям-сиротам доступа к комплексной медицинской и психологической помощи имеет жизненно важное значение для их благополучия. Социальные работники помогают детям организовать прием у врача, следить за их здоровьем и гарантировать, что они получат необходимое лечение и терапевтические услуги.
- Социальная адаптация и поддержка. Это включает помощь детям в адаптации к их жизненной ситуации, развитии социальных навыков, построении отношений и подготовке к самостоятельной жизни. Эта поддержка продолжается даже после того, как они покидают опеку в рамках программ послешкольного ухода.
- Профилактика сиротства. Она включает в себя работу с семьями, находящимися под угрозой разлуки, для решения таких проблем, как бедность, злоупотребление наркотиками, домашнее насилие и отсутствие родительских навыков, чтобы не допустить сиротства детей в первую очередь. Это может включать в себя семейное консультирование, службы поддержки и программы раннего вмешательства [3, с. 18].
Эти аспекты взаимосвязаны и часто рассматриваются одновременно в практике социальной работы с сиротами. Конкретная направленность и интенсивность каждого аспекта будут различаться в зависимости от индивидуальных потребностей и обстоятельств ребенка. Вы предоставили очень проницательное резюме ключевых областей этой важной области.
Формы социальной работы с детьми-сиротами:
- Индивидуальная работа: консультации, беседы, оказание адресной помощи.
- Групповая работа: тренинги, семинары, клубы по интересам.
- Социально-педагогическая работа: организация досуга, кружки, секции.
- Социально-правовая работа: оказание юридической помощи, защита прав [7, с. 37].
Социальная работа с детьми-сиротами требует комплексного и системного подхода, а также взаимодействия различных ведомств и организаций. Учреждения, осуществляющие социальную работу с детьми-сиротами – это:
- Органы опеки и попечительства.
- Центры социальной помощи семье и детям.
- Детские дома и школы-интернаты.
- Некоммерческие организации [1, с. 15].
Адаптация в приёмной семье – это переходный период, в процессе которого происходит привыкание. Ключевые аспекты успешной социальной адаптации детей-сирот в семье:
- Поддержка приемных родителей. Приемные родители играют ключевую роль в процессе социальной адаптации. Они должны обладать необходимыми знаниями, навыками и терпением, чтобы обеспечить ребенку необходимую поддержку.
- Психологическая помощь. Психологическая помощь может быть необходима для преодоления травматического опыта и решения эмоциональных проблем [9, с. 55].
- Социальная поддержка. Социальная поддержка со стороны родственников, друзей и сообщества может помочь ребенку чувствовать себя принятым и поддержанным.
- Индивидуальный подход. Каждый ребенок-сирота уникален, и процесс социальной адаптации должен быть адаптирован к его индивидуальным потребностям [4, с. 35].
Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье – это длительный и сложный процесс, требующий терпения, понимания и поддержки. Однако, при наличии необходимых условий, дети-сироты могут успешно интегрироваться в новую семью и построить счастливую и полноценную жизнь. Факторы, влияющие на успешную адаптацию:
- Готовность приемных родителей. Важно, чтобы приемные родители были готовы к трудностям и имели необходимые знания и навыки для воспитания ребенка-сироты.
- Поддержка специалистов. Психологическая и социальная поддержка со стороны специалистов может помочь ребенку и приемным родителям преодолеть трудности.
- Терпение и любовь. Терпение, понимание и любовь со стороны приемных родителей являются ключевыми факторами успешной адаптации.
- Возраст ребенка. Чем младше ребенок, тем легче ему адаптироваться к новой семье [8, с. 43].
- Предыдущий опыт ребенка. Дети, которые пережили жестокое обращение или насилие, могут испытывать большие трудности с адаптацией.
- Поддержка со стороны общества. Важно, чтобы приемная семья получала поддержку со стороны родственников, друзей и общества в целом.
Проблема попечительства детей-сирот в психолого-педагогических исследованиях связана с трудностями социализации и адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Некоторые аспекты таких проблем:
- Психологические проблемы. Исследования постоянно показывают, что дети, находящиеся под опекой, подвержены более высокому риску различных психологических проблем, включая тревогу, депрессию, ПТСР (из-за предыдущей травмы), расстройства привязанности и поведенческие проблемы. Опыт утраты, разлуки и потенциальной нестабильности может существенно повлиять на их эмоциональное благополучие.
- Дефицит отношений с окружающими взрослыми. Хотя опекуны обеспечивают уход, характер и качество этих отношений могут различаться. Исследования изучают проблемы формирования надежной привязанности, влияние нескольких опекунов (в случаях переходов) и потенциальную нехватку последовательных и глубоко связанных отношений по сравнению с детьми, воспитанными биологическими родителями.
- Увеличение случаев повторного сиротства. Это критическая проблема. Исследования изучают факторы, которые способствуют распаду соглашений об опеке, что приводит к повторному попаданию детей в систему опеки. Это может быть невероятно разрушительно для чувства безопасности и доверия ребенка.
- Формирование особой ролевой позиции. Дети, находящиеся под опекой, могут развивать уникальные роли в своих семьях опекунов или социальных кругах, иногда на основе своей истории или предполагаемых потребностей. Исследования изучают, как эти роли могут влиять на развитие их идентичности, социальные взаимодействия и общее чувство себя. Они могут подвергаться чрезмерной опеке, с ними могут обращаться по-другому или они могут чувствовать себя аутсайдерами [2, с. 62].
- Трудности в процессе саморегуляции. Исследования показывают, что дети, которые испытали ранние невзгоды и непоследовательную заботу, могут испытывать трудности с эмоциональной и поведенческой саморегуляцией. Это может проявляться в импульсивности, трудностях с управлением фрустрацией и сложностях адаптации к новым ситуациям.
- Зависимая позиция. Опыт опеки со стороны других, особенно если он продолжается в подростковом возрасте и в молодом возрасте без адекватной подготовки к независимости, может способствовать формированию зависимой позиции. Исследования изучают, как эта зависимость может помешать их переходу к самостоятельности.
- Неготовность к самостоятельной жизни. Это важный аспект педагогических исследований. Дети, которые провели значительную часть своей жизни под опекой, могут не обладать необходимыми жизненными навыками, финансовой грамотностью и социальным капиталом, необходимыми для успешного ведения самостоятельной жизни.
- Проблемы с трудоустройством. Исследования показывают, что люди, выросшие под опекой, могут сталкиваться с трудностями в обеспечении и поддержании стабильной работы. Это может быть связано с такими факторами, как низкий уровень образования, отсутствие социальных сетей или трудности с социальными нормами на рабочем месте [6, с. 13].
- Недостаточная безопасность. Несмотря на усилия опекунов, дети могут по-прежнему испытывать чувство нестабильности и незащищенности из-за временного характера некоторых договоренностей, потенциальной смены опекунов или скрытых тревог, связанных с их прошлым опытом.
Эти взаимосвязанные аспекты подчеркивают сложные потребности детей, находящихся под опекой, и подчеркивают важность комплексной психологической и педагогической поддержки. Исследования в этих областях направлены на информирование об эффективных вмешательствах, улучшение поддержки опекунов и, в конечном итоге, улучшение долгосрочных результатов для этих уязвимых молодых людей.
Исследования в области проблемы попечительства детей-сирот охватывают разные темы: опека, модели и формы работы по предотвращению дезадаптации и нарушений поведения, подготовка к самостоятельной жизни и другие. Проблема попечительства детей-сирот в социальной практике воспитания – это сложный и многогранный вопрос, который требует внимания со стороны общества, государства и специалистов в области социальной работы. Основные проблемы:
- Недостаток квалифицированных опекунов и попечителей. Не все потенциальные опекуны обладают необходимыми знаниями и навыками для воспитания детей-сирот. Не хватает специализированных программ подготовки и сопровождения опекунских семей.
- Психологические травмы детей-сирот. Дети, пережившие утрату родителей, часто испытывают эмоциональные и психологические проблемы, которые требуют профессиональной помощи. Не всегда опекуны готовы и способны оказать необходимую психологическую поддержку [3, с. 19].
- Социальная адаптация. Дети-сироты могут испытывать трудности в социальной адаптации, особенно в подростковом возрасте. Важно обеспечить им доступ к образованию, профессиональной подготовке и социальной поддержке.
- Жилищные проблемы. Обеспечение детей-сирот жильем после достижения совершеннолетия остается серьезной проблемой. Необходимо совершенствовать механизмы предоставления жилья и социальной поддержки молодым людям, оставшимся без попечения родителей [9, с. 56].
- Контроль и надзор. Необходимо усилить контроль за условиями проживания и воспитания детей в опекунских семьях. Важно обеспечить регулярное взаимодействие органов опеки и попечительства с опекунами и детьми.
- Финансовая поддержка. Не всегда финансовой поддержки, выделяемой государством хватает для полноценного воспитания ребенка. Необходимо усиление финансовой поддержки опекунских семей.
- Правовые аспекты. Существуют сложности в правовом регулировании вопросов опеки и попечительства, что может приводить к нарушениям прав детей. Необходимо совершенствовать законодательство и обеспечивать его эффективное применение [1, с. 17].
Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье – это процесс, который требует времени и усилий. Однако, при наличии любви, терпения и поддержки, ребенок сможет успешно адаптироваться и стать полноценным членом семьи.
Выводы
Таким образом, социальная работа с детьми-сиротами – это комплекс мер, направленных на обеспечение их прав, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Основные направления социальной работы:
- Выявление и учёт детей-сирот.
- Устройство детей-сирот в семьи.
- Социальная поддержка детей-сирот, воспитывающихся в организациях.
- Социальная адаптация и интеграция выпускников детских домов.
- Психологическая помощь.
- Материальная поддержка.
На завершающем этапе предпочтения и привязанности ребёнка меняются, возникают новые социальные навыки и формируется устойчивый стиль поведения. Пути решения проблемы попечительства детей-сирот в социальной практике воспитания:
- Совершенствование системы подготовки и сопровождения опекунских семей.
- Развитие служб психологической помощи для детей-сирот и опекунов.
- Создание программ социальной адаптации и профессиональной подготовки для детей-сирот.
- Усиление контроля за соблюдением прав детей в опекунских семьях.
- Совершенствование законодательства в сфере опеки и попечительства.
- Увеличение финансовой поддержки опекунских семей.
- Решение проблемы попечительства детей-сирот требует комплексного подхода и взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Социальная работа с детьми-сиротами – это сложная и многогранная задача, требующая совместных усилий государства, общества и каждого гражданина.