Детский фитнес. Методы работы

Детский фитнес. Методы работы

В статье рассматривается влияние детского фитнеса на физическое развитие дошкольника. Анализируются подходы и методы работы.

Аннотация статьи
дополнительное образование
спорт
гимнастика
детский фитнес
физкультура
фитнес технологии
Ключевые слова

В наше время дети все чаще проводят время за современными гаджетами, в сидячем и лежачем положении. Они стали двигаться все меньше, а ведь детство – это период активного роста. Для его гармоничного развития необходимы ежедневные физические нагрузки. Известный факт – правильно подобранные физические нагрузки с ранних лет положительно сказываются на формировании не только опорно-двигательного аппарата ребёнка, но также являются неотъемлемой частью формирования его характера.

Современные родители беспокоятся о здоровье и всестороннем полноценном развитии своего малыша. Приняв решение о том, что их малыш должен заниматься спортом, родители сталкиваются перед непростым выбором: какой вид тренировок предпочесть?

С появлением проблемы данного характера и создали детский фитнес. Под детским фитнесом понимают совокупность мероприятий, направленных на поддержание мышц в тонусе, улучшения физического и психологического здоровья. Включение детского фитнеса в программу физкультурных занятий, позволяет повысит двигательную активность, нормализовать состояние ребенка, помочь развиваться организму правильно. Так же, подобного рода занятия вызывают интерес и находят отклик у детей.

Польза от занятий детским фитнесом заключается в следующем:

  • расход ребенком излишней энергии (в особенности, это касается гиперактивных детей);
  • гармоничное развитие опорно-двигательной системы;
  • овладение двигательными навыками;
  • укрепление иммунитета, сердечно-сосудистой системы, вестибулярного аппарата, легких;
  • овладение коммуникативными навыками;
  • улучшение скоростных реакций, показателей гибкости;
  • познание индивидуальной и групповой дисциплины;
  • формирование чувства ритма;
  • овладение умением двигаться в такт;
  • профилактика плоскостопия и нарушений осанки;
  • привитие любви к активному образу жизни.

Помимо этого, занятия фитнесом позволяют выработать и проявить эмоционально-волевые качества. Также тренировки способствуют улучшению внимания, памяти, координации движений. Регулярные занятия развивают все группы мышц, формируют красивую, стройную и гибкую фигуру.

Вреда от занятий фитнесом, как такового нет. Единственное, что может повлечь за собой негативные последствия – это несистематичное посещение тренировок и плохо подобранная и разработанная программа.

Перед тем, как пойти на тренировку, стоит проконсультироваться с врачом и обследоваться на наличие каких-либо заболеваний. Если ребенок страдает от хронических заболеваний, то программа занятий должна корректироваться с учетом проблем со здоровьем.

На занятиях, включающих детский фитнес, обычно предполагается непринужденная обстановка, разнообразный набор упражнений и игр. Соответственно, они имеют свой план построения урока, который позволяет переходит от легких игр к более сложным.

В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился:

1) занятия на тренажерах;

2) игровой стретчинг;

3) степ-аэробика;

4) пилатес;

5) фитбол-гимнастика;

К специфическим особенностям занятий детским фитнесом, делающим его особенно привлекательным и популярным среди детей, относятся:

  • большое разнообразие упражнений (с предметами, без них, на снарядах, тренажерах и другие), их своеобразие, различная направленность и модернизация, за счет введения ассиметричных и гротесковых движений, что приводит к появлению новых фитнес-программ;
  • тесная связь направлений детского фитнеса с музыкой, современными ритмами и направлениями танцев;
  • включение разнообразных форм (сюжет, образ и др.) и методов (игровой, соревновательный и т.д.) проведения занятий, инновационных технологий;
  • высокий эмоциональный подъем за счет презентабельности и экспрессии выполнения движений специалиста по детскому фитнесу на занятиях;
  • большие возможности в вариативности проведения занятий, в том числе без специального оборудования, использования различных направлений и технологий детского фитнеса;
  • возможность эмоционального, творческого самовыражения, нервно-психической разрядки, получения удовольствия занимающихся от занятий и удовлетворения от выполнения различных двигательных действий;
  • расширение двигательных возможностей занимающихся за счёт инновационных технологий, повышение культуры движений, уровня физической подготовленности, физического развития, здоровья и профилактика различных заболеваний;
  • приобретение специальных знаний по здоровому образу жизни, методике занятий фитнесом, контролем за своим самочувствием, физическим развитием и физической подготовленностью.

Детские программы, так же как и программы для взрослых, можно классифицировать:

1. По цели проведения занятий.

2. По возрасту:

  • для детей от 1 года до 3 лет вместе с родителями;
  • для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 (младший, средний, старший, подготовительный);
  • для детей школьного возраста (младший, средний, старший).

3. По использованию предметов и оборудования:

  • без предметов;
  • с предметами (скакалка, мяч, гантели, эспандеры и др.);
  • на специальных снарядах (степы, фитболы и др.);
  • на специальных тренажерах.

4. По направленности используемых средств физической культуры:

  • игровые;
  • коррекционные;
  • гимнастическо-атлетические;
  • танцевальные;
  • с элементами восточно-оздоровительных систем и боевых искусств;
  • циклические.

Чаще всего для детей более раннего возраста используют занятия с тренажерами, экспандерами, мячами и другим оборудованием. Это помогает развить вестибулярный аппарат, моторику рук, организованность и внимательность.

Для детей постарше советуют применять игровой стретчинг, который оказывает воздействие на различные группы мышц. Организовывается обычно в виде ролевой игры, которая вызывает большой интерес у школьников. Данная методика в основном строится на растяжке, поэтому оказывает глубокое оздоровительное воздействие на мышцы спины.

Степ-аэробика любое занятие многих фитнес тренеров. Как раз оно и является полезным для детей при формировании осанки, и координации движений. Для лучшего развития внимательности и дыхательной системы, в программу включают детский пилатес.

Фитбол-гимнастика укрепляет мышцы спины и пресса, способствует развития равновесия и моторики рук, что в следствии улучшает интеллект ребенка. Существует еще много игр и упражнений, входящих в детский фитнес.

Фитнес-тренировки благоприятно влияют и на дыхательную систему, поскольку в процессе тренировок увеличивается число альвеол, участвующих в работе, возрастает жизненная емкость легких. Дыхательный аппарат, развитый таким образом, позволяет лучше усваивать кислород, обеспечивающий полноценную жизнедеятельность клеток, и тем самым повышает работоспособность организма.

Таким образом, прививается интерес к спорту, тело реже находится в статическом положении. А главное, эти занятия получают благоприятные отзывы, как от детей, так и от преподавателей. Детский фитнес – это ни что иное, как шаг в здоровое будущее.

Текст статьи
  1. Современные инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ, 2018. URL: http://5.kropds.ru/metodicheskaya-kopilka/konsultacii-dlya-vospitatelej/3262.html.
  2. Юрьева И.А. Проектная работа «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной направленности в физическом воспитании учащихся». 2009. URL: https://gigabaza.ru/doc/100508.html.
  3. Актуальные проблемы развития фитнеса в России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,
  4. 2009. – 260 с.
  5. Апашкина Н.В. Использование фитнес-технологий в режиме третьего урока физической культуры в общеобразовательной школе. 2015.
  6. Курюмова Н.В. Отечественный современный танец – поиски идентичности. 2010. 245 с.
  7. Буката Л.А. Методы исследования и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков. – Минск, 2000.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 января по 29 января
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
02 февраля
Загрузка в elibrary
02 февраля
Рассылка печатных экземпляров
08 февраля