Методы стратегического планирования деятельности современного предприятия
научный журнал «Актуальные исследования» #17 (20), сентябрь '20

Методы стратегического планирования деятельности современного предприятия

В статье рассмотрены основные методы и модели стратегического планирования деятельности организации. Проведена краткая характеристика, описаны критерии применения каждого метода. Сформулированы основные выводы.

Аннотация статьи
стратегический менеджмент
портфельные модели анализа
методы планирования
стратегическое планирование
управление организацией
Ключевые слова

Для управления предприятием на современном этапе необходимо использование адекватных стратегических моделей и методов.

Методология стратегического менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов принятия и способов реализации стратегических решений для достижения максимальной эффективности деятельности организации.

Выбор стратегии основан на оценке соответствия целей и миссии организации с учетом состояния внешней и внутренней среды фирмы. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, при стратегическом управлении организацией используется множество разнообразных моделей и методов [2].

Рассмотрим методы стратегического менеджмента, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Методы стратегического менеджмента

1. Модель жизненного цикла товара (ЖЦТ) является основной анализа динамики рынка и используется в качестве ориентира при выборе стратегии.

Каждая фаза жизненного цикла имеет проблемы в освоении рынка, поэтому соответствующие стратегии помогают учитывать специфику каждой фазы жизненного цикла. Стоит отметить, что в зависимости от видов товаров могут быть разные конфигурации жизненного цикла [8].

Портфельные модели широко используются в стратегическом анализе рыночной экономики. Классической портфельной моделью является матрица Бостонской консультационной группы (БКГ) [8].

2. Модель БКГ является одним из наиболее простых методов портфельного анализа. Она основана на двух переменных: относительной доли рынка и темпе роста, на основе чего строится матрица выбора стратегии. Анализ, выполненный на основе матрицы БКГ, позволяет дать оценку сбалансированности портфеля товаров. Для этого товары помещаются в матрицу «рост-доля рынка» [7].

3. В стратегической модели Мак-Кинси в совокупности с показателем конкурентоспособности используется оценка привлекательности рынка, вместо фазы жизненного цикла [5]. Интегральная оценка привлекательности рынка состоит из описания благоприятных возможностей и угроз, с которыми может столкнуться компания при работе в той или иной СЗХ. Модель Мак-Кинси – наиболее часто используемый метод портфельного анализа в зарубежной практике [3].

4. Метод SWOT-анализа – один из способов сформулировать стратегию развития бизнеса. Данный метод применяют для оценки влияющих на объект исследования факторов и явлений. Все факторы делятся на четыре категории: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Метод предполагает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, которые способствуют ее достижению или усложняют ее.

На основе SWOT-анализа разрабатывается бизнес-стратегия, ориентированная на использование сильных сторон и возможностей, компенсацию недостатков и снижение влияния факторов риска. Оценка стратегии осуществляется путем сравнения результатов проделанной работы с ранее поставленными целями [3].

5. PEST-анализ – это аббревиатура, состоящая из названий следующих факторов: политический, экономический, социальный, технологический. PEST-анализ - инструмент, позволяющий оценить внешнюю ситуацию и изучить рынок, на котором работает компания [4].

6. KPI. Ключевые показатели эффективности (КПЭ) – это система показателей эффективности, которые помогают организации достичь своих основных стратегических и тактических целей. Мировая практика неоднократно убеждала, что внедрение системы KPI увеличивает рентабельность организаций с 10 до 30% за счет нацеленности сотрудников на результат и, как следствие, повышает их мотивацию и интерес к собственному труду. В таких странах, как Япония, США, Гонконг, Корея, Англия, Германия и другие, концепция KPI и комплексного управления качеством достигает уровня национальных идей [4].

7. BSC. Уникальный подход к стратегическому управлению, позже названный сбалансированной системой показателей. Сбалансированная система показателей (BSC) – это основанная на измерениях технология управления компанией, которая позволяет реализовать стратегические цели организации [4].

8. Анализ 5 сил Портера. Теория конкуренции Майкла Портера предполагает, что на рынке существует пять драйверов, которые определяют потенциальный уровень прибыли на рынке. Каждая сила в модели Майкла Портера представляет отдельный уровень конкурентоспособности продукта [6]: рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, угроза вторжения новых участников, опасность появления товаров-заменителей, уровень конкурентной борьбы (см. рис. 2).

Рис. 2. Модель пяти сил Портера

9. GAP-анализ или анализ разрывов – метод стратегического анализа, который используется для поиска шагов для достижения поставленной цели [1]. В сертификации одним из инструментов консалтинга является GAP-анализ или диагностический аудит. По сути, это расширенная версия сертификационного аудита.

10. SNW-анализ – это расширенный анализ сильных и слабых сторон (SNW – сильная сторона, нейтральная сторона и слабая сторона). В отличие от анализа сильных и слабых сторон SNW, анализ также указывает на ситуацию на среднем рынке (N). Основная причина добавления нейтральной стороны заключается в том, что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S» [9].

Таким образом, в рамках основных методов стратегического управления рассматривались следующие методы: модель жизненного цикла продукта (ЖЦТ), модель БКГ, модель Мак-Кинси, метод SWOT-анализа, PEST-анализ, KPI, BSC, анализ 5 сил Портера, GAP-анализ, SNW-анализ. Эти методы помогают проанализировать внешнюю и внутреннюю среду и по результатам исследований разработать стратегию развития предприятия.

Текст статьи
  1. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент - М: Финансы и статистика, 2013 – С. 67.
  2. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. – С. 56
  3. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. – С.156.
  4. Горшенин Е. В., Никифорова М. С. Проблемы использования инструментов стратегического менеджмента в управлении организацией / Е. В.Горшенин, М. С. Никифорова // Экономические исследования. - 2015. №2. – С. 2.
  5. Гриффитс Алан, Уолл Стюарт. Экономика для бизнеса и менеджмента: Пер. с англ. - Баланс Бизнес Букс, 2013. – С. 123.
  6. Ильяс А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие / Ильяс А. - Алматы: 2012 - С. 13.
  7. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2013. – С. 87.
  8. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2013. - С. 34.
  9. SNW-анализ – ключевые особенности и характеристики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fb.ru/article/146331/snw-analiz---klyuchevyie-osobennosti-i-harakteristiki (дата обращения: 12.09.2020)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 10 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября