Главная
АИ #16 (251)
Статьи журнала АИ #16 (251)
Образ Севера в лирике Ильи Виноградова (на примере сборника стихотворений «Русск...

Образ Севера в лирике Ильи Виноградова (на примере сборника стихотворений «Русский ген печали»)

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

Север
региональная литература
образ севера

Аннотация статьи

В статье представлен анализ стихотворений Ильи Леонидовича Виноградова, поскольку его творчество до настоящего момента не подвергалось подобному исследованию. Стоит отметить, что образ Севера в лирике данного автора будет особенно актуален при разработке уроков литературы с региональным компонентом, что позволит обучающимся лучше понять культурные и природные особенности своей малой родины.

Текст статьи

«Столица Арктики», «родина смелых», так называют Мурманск, но не только трудовой историей известна Мурманская земля. Художники, народные мастера и умельцы, поэты, писатели, музыканты известны всей страны. Образы Мурманска и Севера часто встречаются в литературе, особенно в русской, где северная природа и особенности жизни в арктических регионах играют важную роль в формировании сюжетов и персонажей. Мурманск и северные регионы часто символизируют поиски самого себя, внутреннюю борьбу и стремление к открытию. Литературные герои зачастую отправляются в путешествие на север, ищут защиты и покоя или сталкиваются с трудностями на пути к своим целям. Подобные мотивы встречаются и в лирике И. Виноградова.

Творчество Ильи Леонидовича Виноградова (род. 1978) принято рассматривать как переходное явление между поэзией классического периода и нового времени. Во многом философский склад лирики Ильи Виноградова, ставший инструментом доказательства ряда идей и воззрений поэта, придает его художественному миру внутреннюю целостность и законченность. Его стихотворения отличаются зрелым поэтическим языком, оригинальной образностью и неизменным вниманием к внутреннему миру человека.

Родина, место русского народа в мировой системе, проблема бездуховности современного мира, глубинная психология между людьми – основополагающие темы творчества Ильи Виноградова [3].

Самобытный автор Илья Виноградов широко известен как автор стихов и прозы: «Невидимые диктаторы» (2011 г.), сборник стихотворений, рассказов и путевых заметок «Сокровища бедных» (2013 г.), сборник стихотворений «Русский ген печали» (2016 г.), сборник стихотворений с переводом на болгарский язык «Балканский блокнот» (2017 г.), сборник стихотворений «Несанкционированные стихи» (2018 г.), сборник стихотворений для детей «Я – Большая» (2018 г.), сборник стихотворений «Желтотравье» (2021 г.). Лауреат литературной премии губернатора Мурманской области имени Константина Баева и Александра Подстаницкого, международного Каверинского литературного конкурса, Всероссийского литературного форума имени Николая Гумилева «Осиянное слово», ряда других конкурсов [1].

Цель нашего исследования состоит в анализе стихотворений Ильи Леонидовича Виноградова, поскольку его творчество до настоящего момента не подвергалось подобному исследованию. Стоит отметить, что образ Севера в лирике данного автора будет особенно актуален при разработке уроков литературы с региональным компонентом, что позволит обучающимся лучше понять культурные и природные особенности своей малой родины [2, с. 18].

Концептуальным образом поэзии Ильи Виноградова, бесспорно, является яркий, колоритный, неповторимый по своей красоте и глубине образ Русского Севера – родного и любимого для поэта, коренного мурманчанина, края: он родился 17 мая 1978 года в городе Мурманск, ныне проживает там же. В вышедшем в 2016 году сборнике «Русский ген печали» теме Севера посвящена целая глава «Реверанс Северу» [4, с. 23]. Во время беседы автор отметил, что его больше привлекают «вечные вопросы» в лирике, и он редко пишет о своей родине, что и стало причиной его желания обратиться к этой теме. Он отметил, что путешествие на ледоколе к Северному полюсу около десяти лет назад оказало на него значительное влияние. Илья Виноградов поделился тем, что на полюсе больше всего впечатляло само осознание, что ты находишься на краю света, среди бескрайних льдов и воды, где слышен скрежет льдин о борт. Для него это был какой-то мистический подарок, неожиданный и невероятный. Под влиянием этого опыта поэт привез несколько стихотворений, которые отражают его ощущения и впечатления от этого незабываемого путешествия.

Большая часть стихотворений Ильи Виноградова наполнена философскими мотивами. Поэт затрагивает такие глубокие и серьезные темы, как смысл жизни, человеческое существование, моральные и этические вопросы. В философских стихах автор стремится не только выразить свои эмоции, но и исследовать более обширные и универсальные истины. В творчестве И. Виноградова есть стихотворения, посвященные родному городу. Автор отмечает: «… Для меня [Мурманск] родина и место силы … особенно природа вокруг, сопки и озера, залив. Я больше нигде долго не жил. Внешне суровое, тяжелое даже место, но красивое и притягательное». Внешняя сила окружающей природы, а также ощущение родины, наполняют его творчество эмоциональной глубиной и придают особый смысл его размышлениям о морали и этических вопросах. Кольская земля даёт Илье Леонидовичу силы не только для жизни, но и для творчества. Поэт обращается к образу Севера в своей философской лирике, стремясь подчеркнуть глубокую связь между личным опытом и универсальными истинами. Природа Кольской земли служит фоном для глубоких размышлений о жизни, придавая стихам особую эмоциональную окраску.

Так, Север представлен в семи стихотворениях из сборника «Русский ген печали»: «1. Северное», «2. Теплое», «3. Лесное», «Сопки», «Айсберг», «Северный полюс», «Песня моряка».

Стихотворение «1. Северное» представляет собой глубокую и атмосферную картину зимнего дня, насыщенную образами, которые создают ощущение пустынного и мрачного пространства. Начальные строки «Обозы дней морозных, / Им нет числа и счета нет» вводят читателя в мир зимы, показывая бесконечность и монотонность холодных дней. Это передает ощущение одиночества и безнадежности, формируя атмосферу морозной пустоты. Эпитеты «полуметровых берез» и «снежной глубине» подчеркивают, что зима полностью окутала природу, изолировав ее от жизни. Берёзы, которые «сокрыты», становятся символами утраченной жизни и движения, подчеркивая статичность и неподвижность окружающего мира. Автор создает мрачное настроение для передачи ощущения изоляции и безысходности, присущих суровому климату и зимнему пейзажу. «Высоковольтные кресты» могут символизировать как электрическую цивилизацию, так и мертвую природу, которая больше не способна поддерживать жизнь. В последних строках «в царстве мертвых, в снег одетом» происходит резкий переход к образу смерти, подчеркивая, что зима – это не просто сезон, а состояние покоя и забвения. Строчка «Под стражей стуж сторожевых» указывает читателю на то, что холод – хранитель этого снежного царства. Кресты «помнят» о живых городах, находящихся где-то вдалеке. Образ крестов усиливает контраст между мертвой природой и когда-то существовавшей городской жизнью. Общая меланхолия текста также создает ощущение ностальгии. Несмотря на то, что «живые» города остаются вдали, память о них согревает лирического героя. Он испытывает желание вернуться к жизни, продолжающейся где-то за пределами холодного и статичного зимнего мира. Важно отметить, что стихотворение «1. Северное» отражает определенную философию зимы не только в природе, но и в жизни человека. Эта философия выражается в физической и эмоциональной изоляции лирического героя от внешнего мира. Красивые и лаконичные эпитеты, контрастные образы памяти и забвения, статики и динамики заставляют читателя обратиться к вечным темам жизни и смерти, утраты и ностальгии.

В строках стихотворения «2. Тёплое» создан образ угасающего холодного зимнего дня. Зима здесь олицетворяет не только физическую стужу и тьму, но и домашний уют. Например, «земли дыханье» и «легкий жаркий газ» подчеркивают контраст между холодом снаружи и теплом внутри. «Одна слепая мгла» усиливает чувство одиночества и тревоги. Образы «пузатого чайника» и «голубого кружева» – символы домашнего уюта и комфорта. Ведь для автора, выросшего в Мурманске, север – родной дом и малая родина, город его детства и молодости, а также место, где сформировалось его творчество.

Пар, создающий «танец», оживляет обстановку внутри помещения, создавая динамику даже в статичном мире. Сцена передает ощущение защищенности, несмотря на суровые условия снаружи. В то же время снежинки, как «неба беженцы», добавляют печальный штрих: они покидают своё место, отражая мимолетность и хрупкость жизни. Лирический герой упоминает навязчивую мысль, которая «бьет в виски, как волны в берега». Это сравнение, представляющее собой нагрузку повседневных мыслей, с которыми ежедневно сталкивается любой человек. Образы тепла и уюта отражают человеческую потребность в заботе, любви и защите от тяжелых внешних обстоятельств. Автор снова играет на контрастах, используя образы суровой природы и домашнего уюта, любви и одиночества. Эти психологические и философские аспекты делают произведение многослойным и глубоким, заставляя читателя задуматься о своем месте в мире. Следует подчеркнуть, что в стихотворении «2. Тёплое» переплетаются мотивы тепла и холода, которые указывают на то, что даже в сложные времена можно обнаружить положительные моменты.

В стихотворении «1. Северное» образ северного края представляет собой холодное и безжизненное пространство, порождающее чувство одиночества. Зимний пейзаж напоминает пустыню, где березы зарыты под снежным покровом, а высоковольтные столбы лишь усиливают ощущение изоляции. Север – царство мертвых, а жизнь существует лишь в отдаленных городах. В стихотворении «2. Тёплое» акцент смещается на создание уюта и тепла в доме, что резко контрастирует с суровыми условиями за пределами квартиры. Поэт показывает, что зима – это не только символ одиночества и пустоты, но и стимул для поиска заботы и любви. Именно это делает текст более оптимистичным.

Таким образом, север в поэзии Ильи Виноградова – это многослойный и сложный образ. Север воспринимается не только как мрачное и пустое пространство, вызывающее чувство безнадежности, но и как место, наполненное домашним уютом и комфортом. Такое восприятие побуждает читателя размышлять о вечных и важных темах.

Список литературы

  1. Виноградов И.Л. Кольский Север. Электронная библиотека. URL: http://kolanord.ru/index.php/autors/v/vinogradov-il (дата обращения: 06.12.2024).
  2. Благова Н.Г. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). Н.Г. Благова, Л.А. Коренева, О.Д. Родченко // РЯШ, 1993. № 4. С. 16-19.
  3. В Мурманске состоялась презентация книги «Русский ген печали» // МАНГАЗЕЯ: информационное агентство. URL: https://www.mngz.ru/russia-world-sensation/2365685-v-murmanske-sostoyalas-prezentaciya-knigi-russkiy-gen-pechali.html (дата обращения: 06.12.2024).
  4. Виноградов И.Л. Русский ген печали. Сборник стихотворений. Санкт-Петербург: Центр современной литературы и книги на Васильевском, 2016. 40 с.

Поделиться

157

Баринова К. И. Образ Севера в лирике Ильи Виноградова (на примере сборника стихотворений «Русский ген печали») // Актуальные исследования. 2025. №16 (251). Ч.I. С. 72-75. URL: https://apni.ru/article/11791-obraz-severa-v-lirike-ili-vinogradova-na-primere-sbornika-stihotvorenij-russkij-gen-pechali

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#18 (253)

Прием материалов

3 мая - 9 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

14 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

28 мая