Введение
В настоящее время наблюдается обострение социальной проблемы во многих странах, в том числе и в России. Уровень безработицы повышается, многие начинают переквалифицироваться. Уровень инфляции имеет высокий темп роста, при этом повышение заработной платы и социальных выплат гораздо ниже. Это в конечном итоге оказывает негативное влияние на уровень жизни населения. Поэтому весьма остро стоит вопрос повышение социальной защиты населения.
Целью данной работы является изучение социальной защити населения и направления ее совершенствования.
Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции РФ от 12.12.93 г. [1], которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Однако, выбор конкретных мероприятий и способов их осуществления в целях социальной защиты граждан в значительной степени зависит от решения региональных властей. К сожалению, в большинстве регионов руководство социальных учреждений не спешит брать на себя инициативу по расширению мер социальной помощи и поддержки, по повышению эффективности их предоставления. В результате, как по объективным причинам (связанным с недостатком необходимых ресурсов), так и по субъективным причинам (связанным с отсутствием инициативы и самостоятельности) уровень социальной защищенности населения остается низким.
В рамках данной работы мы понимаем под институтами социальной защиты организационно-правовые структуры, которые ориентированы осуществлять функции защиты граждан в соответствии с федеральным законом [5].
Раскроем более детально сущность озвученных институтов [2]:
- Социальная помощь представляет собой систему отношений, ориентированных на предоставление материальной поддержки от государства гражданам, чей доход ниже минимального уровня оплаты труда (МРОТ). В эту категорию входят люди с ухудшенными условиями жизни, в том числе инвалиды, безработные без страхового стажа, а также другие группы населения с низким уровнем жизни. Основное условие для получения социальной помощи – отсутствие средств, достаточных для достижения прожиточного минимума.
- Государственное социальное обеспечение – это система распределительных отношений, нацеленная на материальную поддержку определенных категорий граждан России в случае возникновения социальных рисков. К таким категориям относятся военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и другие государственные служащие.
- Социальное страхование – система экономических отношений, которая ориентирована на обеспечение управления социальными рисками общества путем перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке или на добровольных началах, и аккумулированных в специализированных автономных страховых фондах.
Обязательное социально страхование – это значимый элемент в социальной защите населения. Весьма актуальным это является для работающий по найму. Если система социального страхования в стране работает слаженно и эффективно, она позволяет обеспечивать высокий уровень жизни населения и возможность свободного развития человека [4].
Направления социальной защиты населения должны охватывать и основные процессы управления в учреждениях социальной защиты.
В области социальной защиты населения необходимо организовать планирование ключевых направлений работы. Этот процесс должен быть регулярным и включать в себя создание как тактических, так и стратегических планов и программ.
В данных программах должны быть четко изложены основные цели и направления деятельности в сфере социальной защиты, мероприятия для их достижения, а также механизмы контроля и ответственности за выполнение намеченных действий. Чтобы планирование стало эффективным инструментом улучшения работы системы социальной защиты, важно уделять особое внимание конкретизации целей, которые должны быть достигнуты учреждениями социальной защиты в результате их деятельности, а также разработке показателей социальной защищенности населения.
Здесь особую роль будут играть государственные минимальные социальные стандарты. Важно также включать в программы показатели, по которым будет проводиться оценка работы учреждений социальной защиты и их целевые значения. Сравнение этих показателей с данными базового периода (за предыдущие годы), текущего времени и прогнозируемыми значениями на будущее будет полезным. В качестве целевых показателей следует учитывать различные аспекты социального здоровья населения, уровень его социальной защищенности, а также множество показателей уровня и качества жизни. Кроме того, значимым является разработка календарных планов реализации мероприятий и бюджетов на них на протяжении года.
Основные проблемы низкой эффективности осуществления социальной защиты граждан является низкая организация взаимодействия соответствующих учреждений с населением: процесса подачи заявлений гражданами, скорости их рассмотрения, информирования населения об их правах в сфере социальной защиты и т. п. В целях улучшения организации взаимодействия учреждений социальной защиты с населением целесообразно использовать принцип «одного окна», который, кстати, широко используется за рубежом. Достоинством данного подхода является также то, что обратившемуся за помощью человеку нет необходимости разносить большое количество справок в различные кабинеты, от граждан требуется минимальное количество документов.
Кроме того, хорошая организация работы с населением начинается с дизайна приёмного помещения. Одно дело, когда человек заходит в просторное помещение, где работает несколько окон, принимающих заявления, существует электронная очередь, зал ожидания с электронным табло, высвечивающим порядок приема граждан. Другое дело, когда человек попадает в лабиринт коридоров и кабинетов, причём, как правило, при отсутствии соответствующих схем расположения.
Таким образом, человеку просто непонятно как найти нужный кабинет, а ведь таких кабинетов обычно бывает несколько. Поэтому инвалиды, пожилые люди вынуждены тратить целый день только для того, чтобы собрать информацию о помощи и пособиях, не говоря уже об их оформлении. Отдельного внимания заслуживает организация приёма граждан с помощью электронной очереди [6].
Анализ деятельности учреждений социальной защиты также показывает, что существуют ряд проблем, которые заключаются в:
- нехватке денежных средств и неэффективном распределении полученных финансовых средств;
- отсутствии квалифицированных специалистов в этой области;
- необходимость улучшения и развития технологии деятельности учреждений социальной защиты [7].
Несоответствие работника квалификационным требованиям требует его переквалификации или переподготовки, если у него нет необходимого образования. В настоящее время этот процесс начат, однако профессиональная переподготовка и увольнение «непригодных» сотрудников недостаточны для полного внедрения профессиональных стандартов. Важно повысить престиж профессии в обществе и увеличить заработную плату работников сферы социальной защиты и обслуживания населения.
О. Ю. Вечко [3, с. 58] считает, что решение проблемы практической подготовки студентов заключается не только в изменениях учебного плана, но и в заинтересованности работодателей в квалифицированных кадрах. Для этого необходимо ввести систему распределения кадров, которая действовала в СССР, либо внедрить грантовую систему, существующую в некоторых зарубежных странах. Такой подход обеспечит заинтересованность работодателя в качественной подготовке студентов и будет способствовать этому процессу.
Необходимость улучшения и развития технологий деятельности учреждений социальной защиты населения обуславливается рядом объективных обстоятельств:
- потребность населения в получении новых видов социальных услуг;
- отдаленность и труднодоступность многих населенных пунктов в сельской местности;
- преобладание населения престарелого возраста в отдаленных населенных пунктах;
- экономическая целесообразность.
Во многих учреждениях социальной защиты внедряется единая методика определения индивидуальной нуждаемости в социальных услугах. Эта методика служит основой для разработки индивидуальных программ реабилитации клиентов, что позволяет повысить адресность предоставляемых социальных услуг. В настоящее время в субъектах РФ действуют комплексные центры социального обслуживания, которые формируют отделения социальной помощи, обеспечивающие услуги для всех категорий граждан.
Заключение
Таким образом, мы выявили, что на сегодняшний день обостряется социальная проблема. В виде этого важную роль уделяется социальной защите населения. В рамках данной статьи раскрыты функции социальных институтов, функция которых направлена на защиту граждан. Направления социальной защиты населения должны охватывать и основные процессы управления в учреждениях социальной защиты. Важно организовать планирование направлений работы по защите населения, разрабатывать специальные программы, усовершенствовать процесс взаимодействия учреждений с населением, разработав методику «единого окна».
Анализ деятельности учреждений социальной защиты также показывает, что существуют ряд проблем, которые заключаются в: нехватке финансов, кадров, ограниченности оказываемых услуг и необходимость совершенствовании технологий. Несоответствие работника квалификационным требованиям требует его переквалификации или переподготовки, если у него нет необходимого образования. Решением проблемы с нехваткой высококвалифицированных кадров является необходимость внесения системы распределения кадров, либо внедрить грантовую систему. Во многих учреждениях социальной защиты внедряется единая методика определения индивидуальной нуждаемости в социальных услугах.