Главная
АИ #16 (251)
Статьи журнала АИ #16 (251)
Межполушарные связи у старших дошкольников с ТНР в контексте развития графомотор...

Межполушарные связи у старших дошкольников с ТНР в контексте развития графомоторных навыков

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

тяжелые нарушения речи; дошкольное образование; межполушарные связи; мелкая моторика; графомоторные навыки

Аннотация статьи

Статья аргументирует важность развития графомоторных навыков через стимуляцию межполушарных связей. В данном материале авторы утверждают, что сочетание двигательной активности с речевыми упражнениями создает условия для комплексного развития ребенка и способствует более эффективной коррекции речевых дефектов.

Текст статьи

Внедрение приемов по межполушарному развитию в работу учителей-логопедов играет важную роль в коррекции речевых нарушений и развитии навыков письма у дошкольников с проблемами речи. Этот подход основывается на понимании того, как функционирует мозг, и как различные его области взаимодействуют друг с другом, что помогает выявить и скорректировать слабые звенья в развитии высших психических функций, а также создать условия для более успешного освоения навыков письма и правописания у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Авторы трудов по межполушарным взаимодействиям считают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. Они ссылаются взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей с ОНР необходимо расставлять акценты на главенствующую роль тренировки общей моторики и тонких движений пальцев [3].

 Ведь именно движения тела, совмещенные с движениями рук и артикуляционным аппаратом, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Для нормализации речевых нарушений, совершенствования психических процессов, улучшения двигательной координации, логопеду необходимо обладать различными методолого-методическими знаниями, владеть коррекционными методиками, которые обеспечивают комплексность и мобильность воздействия.

В работах В. М. Акименко весь практический материал условно разделен на две группы:

  1. Материал, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка.
  2. Материал, опосредованно влияющий на речевое развитие ребенка с нарушениями речи. К нему относятся современные нетрадиционные логопедические технологии, обеспечивающие развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного внимания и деятельности в целом [2].
  3. Устранить такую координационная неспособность позволит кинезиология «гимнастика мозга» – наука, изучающая определенные двигательные упражнения, направленные на развитие умственных способностей и физического здоровья, позволяющая выявлять скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения нацелены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Лучшие педагогические практики в системе образования [5]. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга, осуществляемого через движение, создателем которой считается американский исследователь Джордж Гудхард, продолжающий и развивающий работы братьев Кенделов.

Основная идея заключается в том, что кинезиологические упражнения способствуют развитию мозолистого тела, что в свою очередь улучшает мыслительную деятельность, внимание и память, облегчает процесс обучения письму и чтению, так как мозолистое тело связывает воедино работу правого и левого полушарий головного мозга. Нарушения в области мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Это связано с тем, что при нарушении проводимости мозолистого тела ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. При этом оба полушария продолжают работать, но без взаимосвязи друг с другом, в связи с чем нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координированная работа зрительного, аудиального восприятия и кинестетическая организация движений. Все это в свою очередь негативно влияет на дальнейшее обучение ребенка письму и чтению в школе. Поэтому так важно применение комплексов «гимнастики мозга» уже в дошкольном учреждении.

Образовательная кинезиология – это серия быстрых, наполненных энергией действий, которые эффективны при подготовке ребенка к специфическим координированным навыкам, бросающих вызов любой блокировке в обучении и являющихся частью всеобъемлющей программы развития личности.

Симметричные области правого и левого полушарий реализуют отличные функции. Правое полушарие мозга отвечает за работу левой половины тела и ощущения, которые получает человек через левый глаз и ухо. Аналогично левое полушарие головного мозга осуществляет контроль над правой стороной тела. Если одна из сторон мозга регулирует деятельность, то другая сторона находится в состоянии взаимодействия и координации или же «отключается» и блокирует интеграцию. Именно поэтому для плодотворного функционирования мозга необходимо взаимодействие полушарий и активный «диалог» между ними. Однако данный «диалог» невозможен сразу после рождения, так как первые 3 года жизни полушария почти разобщены. В дальнейшем при нормальном онтогенезе постепенно созревают волокна, которые связывают кору полушарий и передают информацию сразу в двух направлениях. Данный процесс особенно интенсивен в 6-7 лет, что еще раз доказывает важность формирования графо-моторных навыков в старшем дошкольном возрасте [3].

Учеными выявлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом. Исследовательские материалы отечественных и зарубежных ученых Лурии А. Р., Бехтеревой Н. П., Семеновича А. В, Сиротюк А. Л., Семеновой О. А., Хомской Е. Д, Леонтьевой А. Н., Лейтеса А. Р., Анохиной П. Н., Сеченовой и др. склоняют нас к выводу, что мозговая деятельность у подвижных детей развита лучше благодаря способности правильно распределять ресурсы головного мозга. Речевое дыхание, артикуляционный аппарат, грамматический строй, связная речь, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, а также память и мышление детей, страдающих различными дефектами речи, станут более совершенными, если при коррекционной работе с ними, будут внедрены специальные речедвигательные приемы и методики [6].

Еще одним из таких приемов, который мы используем на практике, является биоэнергопластика, включающая в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия - сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполняемостью, эмоциональной выразительностью [7]. Графомоторные навыки дошкольников после применения биоэнергопластики достигают достаточной точности, также пальцевая моторика подготавливает почву для последующего формирования речи, эффективно ускоряет исправление дефектных звуков, активизирует естественное распределение биоэнергии в организме. Именно движения тела, совмещенные с движениями рук и артикуляционным аппаратом, помогают активизировать естественное распределение такой биоэнергии.

Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а именно: укрепляет мышцы органов артикуляции, повышает их подвижность; развивает общую и тонкую моторику, кинестетические ощущения, мимику, пантомимику, организацию пространственных движений; формирует и закрепляет навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; восстанавливает связь и баланс между левым и правым полушариями; улучшает слуховое внимание, двигательную память и фонематический слух, мелодико-интонационные и просодические (греч. prosodia – ударение, мелодия) компоненты, творческую фантазию и воображение; совершенствует выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью; воспитывает умения перевоплощаться, выражать эмоции и грацию движений; оптимизирует психологическую базу речи [8]. Учитывая особенности высшей психической деятельности, рассматриваемой категории детей, всё вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость: дети с ТНР благодаря внедрению межполушарных взаимодействий способны не только расширять возможности восприятия, памяти, внимания, улучшать графомоторные навыки, но и приучить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент [1].

Таким образом, если делать упор на развитие обоих полушарий, произойдет активизация мыслительных процессов и стимуляция графомоторных навыков, улучшится не только работа нервной системы за счет развития нейронных обменов между двумя долями мозга, но и усовершенствуется связная речь, фонематическое и психические процессы детей, страдающих различными недоразвитиями речи.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.
  2. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 105 с:
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / Семенович А.В. – Москва: Академия, 2002. – 232 с. – URL: http://pedlib.ru/Books/3/0287/3_0287-1.shtml (дата обращения: 09.03.2021).
  4. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
  5. Яковлева Н.В. Механизмы стимулирования межполушарного взаимодействия в коррекционной работе ДОУ // Сборник статей из опыта работы педагогов Белгородской области – участников конкурсов профессионального мастерства. Вып. 3: в 2-х ч. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. – Ч. 2. – 211 с.
  6. Яковлева Н.В. Кинезиология как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности / Н.В. Яковлева, О.Н. Истомина, Л.И. Гонилова [и др.] // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2019 г.) / редкол.: о.н. широков [и др.] – Чебоксары: цнс «интерактив плюс», 2019.
  7. Яковлева Н.В. Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений детей-логопатов дошкольного возраста // педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 дек. 2019 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019.
  8. Яковлева Н.В. Технология «перекодирование» в группах компенсирующей направленности как стимул интеллектуального и творческого потенциала дошкольника // «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях» / Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Томск, 2013. (0, 25 п.л.) март 2013.

Поделиться

24

Яковлева Н. В., Рекуха И. М. Межполушарные связи у старших дошкольников с ТНР в контексте развития графомоторных навыков // Актуальные исследования. 2025. №16 (251). URL: https://apni.ru/article/11809-mezhpolusharnye-svyazi-u-starshih-doshkolnikov-s-tnr-v-kontekste-razvitiya-grafomotornyh-navykov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#16 (251)

Прием материалов

19 апреля - 25 апреля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 мая