Внедрение приемов по межполушарному развитию в работу учителей-логопедов играет важную роль в коррекции речевых нарушений и развитии навыков письма у дошкольников с проблемами речи. Этот подход основывается на понимании того, как функционирует мозг, и как различные его области взаимодействуют друг с другом, что помогает выявить и скорректировать слабые звенья в развитии высших психических функций, а также создать условия для более успешного освоения навыков письма и правописания у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Авторы трудов по межполушарным взаимодействиям считают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. Они ссылаются взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей с ОНР необходимо расставлять акценты на главенствующую роль тренировки общей моторики и тонких движений пальцев [3].
Ведь именно движения тела, совмещенные с движениями рук и артикуляционным аппаратом, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Для нормализации речевых нарушений, совершенствования психических процессов, улучшения двигательной координации, логопеду необходимо обладать различными методолого-методическими знаниями, владеть коррекционными методиками, которые обеспечивают комплексность и мобильность воздействия.
В работах В. М. Акименко весь практический материал условно разделен на две группы:
- Материал, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка.
- Материал, опосредованно влияющий на речевое развитие ребенка с нарушениями речи. К нему относятся современные нетрадиционные логопедические технологии, обеспечивающие развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного внимания и деятельности в целом [2].
- Устранить такую координационная неспособность позволит кинезиология «гимнастика мозга» – наука, изучающая определенные двигательные упражнения, направленные на развитие умственных способностей и физического здоровья, позволяющая выявлять скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения нацелены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Лучшие педагогические практики в системе образования [5]. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга, осуществляемого через движение, создателем которой считается американский исследователь Джордж Гудхард, продолжающий и развивающий работы братьев Кенделов.
Основная идея заключается в том, что кинезиологические упражнения способствуют развитию мозолистого тела, что в свою очередь улучшает мыслительную деятельность, внимание и память, облегчает процесс обучения письму и чтению, так как мозолистое тело связывает воедино работу правого и левого полушарий головного мозга. Нарушения в области мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Это связано с тем, что при нарушении проводимости мозолистого тела ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. При этом оба полушария продолжают работать, но без взаимосвязи друг с другом, в связи с чем нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координированная работа зрительного, аудиального восприятия и кинестетическая организация движений. Все это в свою очередь негативно влияет на дальнейшее обучение ребенка письму и чтению в школе. Поэтому так важно применение комплексов «гимнастики мозга» уже в дошкольном учреждении.
Образовательная кинезиология – это серия быстрых, наполненных энергией действий, которые эффективны при подготовке ребенка к специфическим координированным навыкам, бросающих вызов любой блокировке в обучении и являющихся частью всеобъемлющей программы развития личности.
Симметричные области правого и левого полушарий реализуют отличные функции. Правое полушарие мозга отвечает за работу левой половины тела и ощущения, которые получает человек через левый глаз и ухо. Аналогично левое полушарие головного мозга осуществляет контроль над правой стороной тела. Если одна из сторон мозга регулирует деятельность, то другая сторона находится в состоянии взаимодействия и координации или же «отключается» и блокирует интеграцию. Именно поэтому для плодотворного функционирования мозга необходимо взаимодействие полушарий и активный «диалог» между ними. Однако данный «диалог» невозможен сразу после рождения, так как первые 3 года жизни полушария почти разобщены. В дальнейшем при нормальном онтогенезе постепенно созревают волокна, которые связывают кору полушарий и передают информацию сразу в двух направлениях. Данный процесс особенно интенсивен в 6-7 лет, что еще раз доказывает важность формирования графо-моторных навыков в старшем дошкольном возрасте [3].
Учеными выявлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом. Исследовательские материалы отечественных и зарубежных ученых Лурии А. Р., Бехтеревой Н. П., Семеновича А. В, Сиротюк А. Л., Семеновой О. А., Хомской Е. Д, Леонтьевой А. Н., Лейтеса А. Р., Анохиной П. Н., Сеченовой и др. склоняют нас к выводу, что мозговая деятельность у подвижных детей развита лучше благодаря способности правильно распределять ресурсы головного мозга. Речевое дыхание, артикуляционный аппарат, грамматический строй, связная речь, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, а также память и мышление детей, страдающих различными дефектами речи, станут более совершенными, если при коррекционной работе с ними, будут внедрены специальные речедвигательные приемы и методики [6].
Еще одним из таких приемов, который мы используем на практике, является биоэнергопластика, включающая в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия - сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполняемостью, эмоциональной выразительностью [7]. Графомоторные навыки дошкольников после применения биоэнергопластики достигают достаточной точности, также пальцевая моторика подготавливает почву для последующего формирования речи, эффективно ускоряет исправление дефектных звуков, активизирует естественное распределение биоэнергии в организме. Именно движения тела, совмещенные с движениями рук и артикуляционным аппаратом, помогают активизировать естественное распределение такой биоэнергии.
Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а именно: укрепляет мышцы органов артикуляции, повышает их подвижность; развивает общую и тонкую моторику, кинестетические ощущения, мимику, пантомимику, организацию пространственных движений; формирует и закрепляет навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; восстанавливает связь и баланс между левым и правым полушариями; улучшает слуховое внимание, двигательную память и фонематический слух, мелодико-интонационные и просодические (греч. prosodia – ударение, мелодия) компоненты, творческую фантазию и воображение; совершенствует выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью; воспитывает умения перевоплощаться, выражать эмоции и грацию движений; оптимизирует психологическую базу речи [8]. Учитывая особенности высшей психической деятельности, рассматриваемой категории детей, всё вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость: дети с ТНР благодаря внедрению межполушарных взаимодействий способны не только расширять возможности восприятия, памяти, внимания, улучшать графомоторные навыки, но и приучить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент [1].
Таким образом, если делать упор на развитие обоих полушарий, произойдет активизация мыслительных процессов и стимуляция графомоторных навыков, улучшится не только работа нервной системы за счет развития нейронных обменов между двумя долями мозга, но и усовершенствуется связная речь, фонематическое и психические процессы детей, страдающих различными недоразвитиями речи.