Европейский суд по правам человека представляет собой интернациональный юридический орган, обладающий компетенцией, распространяющейся на все государства-участники Совета Европы, которые подписали и ратифицировали Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) расположен во Дворце прав человека в Страсбурге (Франция).
Задача Суда заключается в обеспечении соблюдения и применения положений Конвенции со стороны государств-участников. В своей оперативности, включая вынесение решений по индивидуальным жалобам, представленным физическими лицами, группами лиц или неправительственными организациями, Суд эффективно выполняет свои функции [1, с. 234].
Основные полномочия Европейского суда по правам человека прописаны в самой Конвенции. ЕСПЧ имеет право:
- Рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский суд по правам человека против одного или нескольких государств – членов Совета Европы или против Европейского союза;
- Признавать факт того, что было нарушено то или иное право заявителя;
- Присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
- Устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи, с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
- Рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик свое обязательство по исполнению постановлений (решений) ЕСПЧ;
- Давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы.
Таким образом, полномочия ЕСПЧ обеспечивают эффективный механизм защиты прав человека на международном уровне, делая Европейский суд по правам человека важнейшим инструментом в системе европейского правосудия.
После выхода Российской Федерации из Совета Европы указанный механизм защиты прав не действует. Соответственно, граждане, обратившиеся в Европейский суд по правам человека, не получили защиты свои прав со стороны межгосударственных органов, пройдя все возможные этапы защиты прав и законных интересов в рамках национального права [2, с. 363].
С 16 сентября 2022 года Российская Федерация денонсировала Европейскую конвенцию, так как выход из Совета Европы состоялся 16 марта 2022 года, а по правилам денонсации, она производится спустя 6 месяцев после уведомления о прерывании участия страны в Конвенции, что означает невозможность жаловаться в ЕСПЧ на нарушения, совершённые РФ после этой даты.
Выход России из Совета Европы – это большая трагедия для российской правовой системы и для всего российского общества. Он означает не только невозможность для россиян в ближайшем будущем добиваться справедливости в Европейском Суде по правам человека, но и прекращение сотрудничества с европейскими государствами по очень многим направлениям.
Вместо Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) россияне смогут обращаться за защитой прав по аналогичным вопросам в Конституционный Суд Российской Федерации, заявил РИА Новости председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас. С другой стороны, у граждан Российской Федерации останутся комитеты, рабочие группы и другие специальные органы ООН. Правда, их решения не обладают такой же юридической силой, как постановления ЕСПЧ. Они в основном носят рекомендательный характер [3, с. 205].
То есть, в данном контексте должна расти внутренняя роль Конституционного Суда Российской Федерации, как инструмента защиты прав человека и гражданина и также законных интересов людей, проживающих на территории страны.
С целью выяснить, может ли Конституционный Суд РФ служить полноценной альтернативой Европейскому суду по правам человека для граждан России, было решено провести анкетирование. В анкетировании приняли участие 100 человек, представляющих различные группы населения, включая юристов, правозащитников, граждан, имеющих опыт обращения в Конституционный Суд РФ и граждан, не имеющих такого опыта. Вопросы были поставлены так, чтобы выяснить уровень доверия к Конституционному Суду РФ, понимание его компетенции в сфере защиты прав человека, и оценку его способности заменить ЕСПЧ. На основе результатов анкетирования была составлена диаграмма (рис.).
Рис. Результаты анкетирования
Из диаграммы следует:
- 35% – эта группа респондентов выражает полную уверенность в том, что Конституционный суд РФ способен эффективно защищать права человека наравне с ЕСПЧ.
- 25% – эта группа респондентов в целом положительно относится к Конституционному РФ как альтернативе ЕСПЧ, но признают определенные ограничения в полномочиях или эффективности КС РФ по сравнению с ЕСПЧ, но все же считают, что Конституционный суд РФ может служить достаточно эффективным механизмом защиты прав человека внутри страны.
- 20% – эта группа респондентов выражает сомнения в способности Конституционного суда РФ полностью заменить ЕСПЧ. Возможно, они считают, что КС РФ не обладает достаточной независимостью, эффективными процедурами или широтой полномочий, сравнимой с ЕСПЧ.
- 15% – эта группа респондентов категорически не считает Конституционный суд РФ подходящей альтернативой ЕСПЧ.
- 5% – эта группа не имеет определенного мнения, что может быть связано с недостаточной информированностью о полномочиях и практике обоих судов.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что общественное мнение в России по поводу роли Конституционного Суда как альтернативы Европейскому суду по правам человека в целом является положительным.
В заключение следует отметить, что Альтернатива Европейскому суду по правам человека в виде Конституционного суда Российской Федерации может рассматриваться как реальность, предоставляющая гражданам возможность защищать свои права на национальном уровне. Несмотря на существующие вызовы, Конституционный суд РФ обладает потенциалом для решения вопросов, связанных с правами человека, и может служить важным инструментом в системе правосудия страны.