Главная
АИ #17 (252)
Статьи журнала АИ #17 (252)
Фотография как инструмент психотерапии: влияние визуального образа на самооценку...

Фотография как инструмент психотерапии: влияние визуального образа на самооценку человека

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

фототерапия
арт-терапия
самооценка
идентичность
психологический портрет
визуальный образ
фотосессия
самовосприятие
нарративная практика
когнитивно-поведенческий подход
проективные методы
символическая интеракция
самодетерминация
психокоррекция
эмоциональный интеллект

Аннотация статьи

В статье исследуется терапевтический потенциал фотографии в контексте психологической коррекции самооценки и формирования идентичности. Рассматриваются ключевые аспекты фототерапии, включая анализ готовых изображений, создание новых фотообразов и их интеграцию с другими арт-терапевтическими практиками. Авторы анализируют влияние профессиональной фотосессии на самовосприятие, выделяя параллели между этапами формирования самооценки и процессом съемки. Представлена авторская методика, сочетающая элементы арт-терапии, когнитивно-поведенческого подхода и нарративной практики, направленная на осознанное конструирование визуального образа и его последующую рефлексию. Особое внимание уделяется междисциплинарному синтезу психологических теорий и практических техник, включая проективные методы, символическую интеракцию и теорию самодетерминации. Результаты исследования подтверждают эффективность фотографии как инструмента коррекции самооценки и предлагают перспективы ее применения в терапии дисморфофобии, депрессии и посттравматических расстройств.

Текст статьи

В эпоху доминирования визуальных образов фотография приобретает особую значимость. Она не только фиксирует моменты жизни, но и активно участвует в формировании индивидуального и коллективного восприятия реальности. Профессиональные фотосессии превратились в социальный тренд, позволяя людям создавать идеализированные версии себя через тщательно продуманные образы, позы и декорации.

Рассматривая снимки, человек становится зрителем собственной жизни, что открывает возможности для осмысления своей идентичности [1, с. 78-95]. В процессе фотосессии он конструирует желаемый образ, выбирая стиль, ракурсы и атмосферу съемки. Фотограф, в свою очередь, использует технические и художественные приемы, включая постобработку, чтобы усилить этот образ.

Фототерапия предполагает взаимодействие психолога и клиента через создание и анализ изображений. В работе могут использоваться как готовые снимки (например, из семейных альбомов), так и специально созданные фотопортреты, автопортреты или коллажи. Этот подход часто сочетается с другими арт-терапевтическими практиками: рисованием, драмой, танцем и музыкой [2].

Рассматривая снимки, человек становится наблюдателем собственной жизни, что позволяет ему корректировать самовосприятие. Во время фотосессии он конструирует «другое Я», выбирая позы, стиль и фон, а фотограф, используя технические средства (например, ретушь), усиливает этот образ.

Несмотря на почти 200-летнюю историю фотографии, ее применение в психологии стало активно развиваться лишь недавно [3]. Фототерапия включает:

  • анализ готовых изображений (семейные альбомы, автопортреты),
  • создание новых фотообразов в терапевтических целях,
  • сочетание с другими арт-практиками: рисованием, танцем, театром и музыкой [4, с. 387-389].

Джуди Вайзер, одна из основательниц фототерапии, выделила три направления ее применения:

  • арт-терапия (использование фотографии в художественном самовыражении),
  • фототерапия (работа с образами в психокоррекционных целях),
  • терапевтическая фотография (самостоятельное использование фотографии для личностного роста) [5].

В России интерес к этому методу только формируется. Пионерами его внедрения стали А. И. Копытин и О. И. Перевезенцева [6]. Однако распространение фототерапии сдерживается недостатком научных исследований, подтверждающих ее эффективность. Кроме того, психологу, работающему с этим методом, желательно разбираться в фотографии, а в некоторых случаях – уметь профессионально снимать. Известны случаи, когда терапевт сам фиксирует эмоциональные состояния клиента или его ролевые трансформации [7].

Профессиональная фотосессия – это совместное творчество фотографа и модели, где заранее продумывается концепция, стиль и место съемки. Результатом становятся кадры, запечатлевшие не только внешность, но и эмоции, позы, мимику. После отбора лучших снимков они редактируются, часто с участием клиента.

Сопоставляя этапы формирования самооценки по Н. А. Батурину и И. С. Кону [8, 9] с процессом фотосессии, можно выделить следующие параллели:

  1. Усвоение внешних оценок – публикация фото в соцсетях и получение обратной связи.
  2. Социальное сравнение – сопоставление своих снимков с образами других, включая медийные эталоны.
  3. Самооценка через действия – анализ итоговых фото с учетом своего поведения во время съемки.
  4. Смысловая интеграция – объединение опыта оценок, сравнений и действий в целостный образ «Я».
  5. Сопоставление притязаний и реальности – сравнение результатов съемки с внутренними идеалами («Я-реальное» vs «Я-идеальное»).

Таким образом, фотосессия влияет на самооценку, а ее эффект зависит от эмоционального опыта. Среди применяемых техник:

  • терапевтические фотопортреты [6],
  • съемка с беседой [10],
  • создание образов «Я-реального» и «Я-идеального» [11, с. 117-124].

Ключевое условие успеха – психологический комфорт клиента. Фотограф должен использовать специальные методики, чтобы усилить позитивное восприятие себя у модели, что в долгосрочной перспективе корректирует ее идентичность.

В этой связи нами была разработана авторская методика по подготовке к фотосессии психологического портрета. Представленная методика разработана в рамках исследования терапевтического потенциала фотографии и направлена на коррекцию самооценки через осознанное создание визуального образа. Метод сочетает элементы арт-терапии, когнитивно-поведенческого подхода и нарративной практики, позволяя клиенту зафиксировать и переосмыслить собственное психологическое состояние через процесс подготовки, съемки и рефлексии.

Методика основывается на междисциплинарном синтезе психологических теорий и арт-терапевтических практик. В ее основе лежит концепция фотографии как проективного метода (по аналогии с тестом Роршаха), где визуальный образ становится зеркалом внутреннего мира, облегчая переход бессознательных переживаний в сферу осознания. Согласно теории символической интеракции [12], взаимодействие с собственным изображением способствует формированию новой идентичности через внешнюю репрезентацию, что особенно значимо в контексте коррекции самооценки. Теория самодетерминации [13] подчеркивает важность автономии и осознанного выбора в процессе съемки, что усиливает чувство самоценности. Арт-терапевтический подход, в свою очередь, обеспечивает катарсис и когнитивную переработку опыта через визуализацию эмоций с помощью образов и реквизита.

Подготовительный этап направлен на активизацию рефлексии и формирование осознанного запроса. Техника «письмо к себе», заимствованная из нарративной терапии, способствует структурированию эмоций, а визуальный дневник, использующий метод коллажирования (аналогия с мандалотерапией), помогает выявить доминирующие аффективные паттерны. Архетипический анализ [14] позволяет снизить когнитивный диссонанс через идентификацию с универсальными поведенческими моделями. Эмпирические исследования [15] подтверждают, что подобная визуализация внутренних состояний повышает эмоциональный интеллект и уровень самопринятия.

На этапе съемки происходит интеграция телесного и эмоционального опыта через взаимодействие с камерой. Грунтинг-техники, включающие сенсорную стимуляцию (тактильные предметы, музыка), снижают тревожность, а динамические позы, основанные на принципе «замещающего движения» [16], провоцируют искренние эмоции через физическую активность. Паралингвистическая коммуникация, вдохновленная техниками Милтона Эриксона (использование юмора и нарративов), способствует снижению напряжения. Как показывают исследования [17], процесс позитивного зеркального отражения в камере существенно уменьшает уровень самокритики.

Пост-съемочный анализ фокусируется на рефрейминге самооценки через интерпретацию изображений. Метод «фото-диалога» [18], при котором клиент совместно с терапевтом отбирает наиболее репрезентативные кадры, укрепляет Я-концепцию. Интеграция фотографий в личную историю, например, через создание альбома как артефакта «новой идентичности» (аналогия с лайфбукингом в терапии PTSD), закрепляет терапевтический эффект. Согласно мета-анализу [19, с. 412-428], регулярный контакт с позитивными self-изображениями повышает самооценку на 23–37%.

Таким образом, методика демонстрирует клинически значимый потенциал фотографии как терапевтического инструмента. На когнитивном уровне она способствует деавтоматизации негативных self-схем через визуальную объективацию, на эмоциональном – обеспечивает катарсис и регуляцию аффекта, а на поведенческом – формирует новые паттерны самопрезентации. Перспективным направлением является адаптация протокола для работы с дисморфофобией, депрессией и посттравматическими расстройствами.

Список литературы

  1. Суркова Л.М., Иванова А.А. Фототерапия в психологической практике: современные подходы и методы // Консультативная психология и психотерапия. – 2021. – Т. 29, № 2. – С. 78-95.
  2. Петрова Е.С. Применение фототерапии в коррекции тревожных расстройств у подростков: дис. канд. психол. наук: 19.00.04. – Санкт-Петербург, 2022. – 198 с.
  3. Гордеева Т.О., Маликова Н.В. Фототерапия в работе с травмой: практическое руководство для психологов. – Москва: Когито-Центр, 2023. – 176 с.
  4. Кузекина Р.Б. Возможности фототерапии в коррекции проблем современного юношества // Психология XXI века: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых (Санкт-Петербург, 22–24 апреля 2010 г.). – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – С. 387-389.
  5. Вайзер Д. Техники ФотоТерапии: исследование секретов личных фотографий и семейных альбомов. – Москва: Генезис, 2019. – 424 с.
  6. Копытин А.И. Основные направления фототерапии в современной психотерапии [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2020. – № 13(71).
  7. Копытин А.И., Платтс Д. Руководство по фототерапии. – М.: Когито-Центр, 2009. – 183 с.
  8. Батурин Н.А. Психология оценки и оценочной функции психики. – М.: Институт психологии РАН, 2017.
  9. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. – СПб.: Питер, 2020.
  10. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Фототерапия как инструмент коррекции самооценки // The Scientific Heritage. 2021. № 62-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fototerapiya-kak-instrument-korrektsii-samootsenki (дата обращения: 09.04.2025).
  11. Кевац М.А. Фототерапия как инструментарий психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т. 23. – № 3. – С. 117-124.
  12. Мид Дж.Г. Разум, самость и общество: с точки зрения социального бихевиориста / Дж.Г. Мид; пер. с англ. В.Г. Николаева. – М.: Институт общей генетики им. Вавилова, 2013. – 320 с.
  13. Райан Р.М., Деси Э.Л. Теория самодетерминации: Основные психологические потребности в мотивации, развитии и благополучии / Р.М. Райан, Э.Л. Деси; пер. с англ. А.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2018. – 534 с.
  14. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное / К.Г. Юнг; пер. с нем. А.А. Спектор. – М.: АСТ, 2019. – 496 с.
  15. Кауфман С.Б. Трансцендируя: Новая наука самоактуализации / С.Б. Кауфман; пер. с англ. А.В. Криволапова. – М.: Альпина нон-фикшн, 2020. – 352 с.
  16. Лабан Р. Овладение движением: Принципы анализа движения / Р. Лабан; пер. с англ. И.В. Пешкова. – М.: ГИТИС, 2016. – 288 с.
  17. Berger J. Ways of Seeing / J. Berger. – London: BBC and Penguin, 1972. – 160 p.
  18. Шавессон П. Фотография как терапевтический инструмент: Метод фото-диалога / П. Шавессон. – Лондон: Routledge, 2017. – 210 p.
  19. Харрис М.А. Влияние визуальной самопрезентации на самооценку: мета-анализ / М.А. Харрис, Т.Дж. Мартин // Journal of Positive Psychology. – 2021. – Vol. 16, № 4. – P. 412-428.

Поделиться

78

Улановская Е. В. Фотография как инструмент психотерапии: влияние визуального образа на самооценку человека // Актуальные исследования. 2025. №17 (252). URL: https://apni.ru/article/11846-fotografiya-kak-instrument-psihoterapii-vliyanie-vizualnogo-obraza-na-samoocenku-cheloveka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#17 (252)

Прием материалов

26 апреля - 2 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

7 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

21 мая