Главная
Конференции
Экономика, культура и гуманитарные ценности в современном мире
Тревожный ребенок: как помочь дошкольнику управлять своим поведением

Тревожный ребенок: как помочь дошкольнику управлять своим поведением

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

тревожность у детей
дошкольники
самооценка
эмоциональная нестабильность
психологическая помощь
родительское воспитание
коррекция тревожности
детские страхи
психическое здоровье детей
педагогическая поддержка

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности тревожных детей дошкольного возраста: причины формирования тревожности, характерные проявления, отличия между тревогой и тревожностью, гендерные различия в проявлениях тревожности. Акцент сделан на психологических механизмах развития неуверенности, пассивности и низкой самооценки у детей. Описаны основные направления работы с тревожными детьми: повышение самооценки, обучение навыкам саморегуляции, снятие мышечного напряжения, а также роль родителей и педагогов в коррекции тревожности.

Текст статьи

Тревожные дети – это обычно очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Для этих детей характерна пассивность и отсутствие инициативы. Они послушно выполняют требования взрослых, стараясь не выделяться и вести себя «правильно» как дома, так и в детском саду. Их примерность и дисциплинированность, часто ошибочно принимаемые за скромность, на самом деле являются способом избежать возможных проблем и критики.

В последнее время наблюдается рост количества таких детей, которые проявляют повышенное беспокойство, неуверенность и эмоциональную нестабильность.

Важно различать тревогу и тревожность. Тревога представляет собой временные проявления беспокойства и волнения у ребенка, тогда как тревожность характеризуется более устойчивым состоянием.

К примеру, ребенок может испытывать волнение перед выступлениями на праздниках или когда отвечает на вопросы воспитателя в присутствии всей группы. Однако это беспокойство не всегда проявляется, и иногда в аналогичных ситуациях он сохраняет спокойствие. Данное явление можно считать проявлением тревоги. Если же тревожное состояние возникает часто и в различных обстоятельствах (например, при ответах на занятиях, дома или в общении с незнакомыми взрослыми), то речь уже идет о тревожности.

Тревожность не привязана к конкретным обстоятельствам и проявляется практически постоянно. Это чувство сопровождает человека в различных сферах его жизни.

Тревожные дети характеризуются чрезмерной настороженностью, и иногда их страхи связаны не столько с конкретными событиями, сколько с их предвосхищением. Часто они ожидают самого худшего. Такие дети ощущают свою беспомощность и боятся пробовать что-то новое, будь то игры или другие занятия. У них завышенные требования к себе, и они склонны к самокритике. Их самооценка низка, и они действительно могут считать себя хуже других, полагая, что они не привлекательные, неумные и неуклюжие. Они ищут одобрения и поддержки со стороны взрослых в своих начинаниях [5, с. 19].

Дети, испытывающие тревогу, часто сталкиваются с соматическими проблемами, такими как боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле и затрудненное поверхностное дыхание. В моменты тревожности они могут испытывать сухость во рту, ощущение кома в горле, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Можно отметить, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различается. В дошкольном возрасте мальчики проявляют более высокую тревожность по сравнению с девочками. Это связано с тем, какие ситуации вызывают у них тревогу, как они ее интерпретируют и чего именно опасаются. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми, включая не только друзей и близких, но и воспитателей. Они также испытывают страх перед так называемыми «опасными людьми», такими как хулиганы, пьяницы. В свою очередь, мальчики больше беспокоятся о физических травмах, несчастных случаях и возможных наказаниях, которые могут исходить как от родителей, так и от других взрослых, таких как педагоги или тренеры.

У детей старшего дошкольного возраста тревожность не является постоянной чертой характера и может быть изменена с помощью подходящих психологических и педагогических мероприятий. Кроме того, уровень тревожности ребенка можно значительно снизить, если родители и воспитатели будут следовать необходимым рекомендациям [4].

Причины детской тревожности

Ни один родитель не желает, чтобы его ребенок испытывал тревогу. Однако часто мамы и папы ставят перед детьми задачи, с которыми те не могут справиться.

Ребенок не понимает, как угодить своим родителям и старается завоевать их одобрение, но все его попытки оказываются безуспешными. После множества неудач он осознает, что не сможет соответствовать всем ожиданиям мамы и папы. Он начинает считать себя отличающимся от других: хуже, менее значимым, и чувствует необходимость постоянно извиняться. Избегая навязчивого контроля и осуждения со стороны взрослых, ребёнок подавляет своё естественное развитие, как физическое, так и психическое. Это негативно сказывается на его становлении, раскрытии творческого потенциала, а также мешает установлению полноценных отношений как со взрослыми, так и со сверстниками. Родители ребёнка, склонного к тревожности, обязаны создать для него атмосферу безусловной любви и принятия, независимо от достигнутых результатов или способностей в какой-либо области, поскольку каждый ребёнок обладает своим уникальным потенциалом.

Обратите внимание на то, что чаще всего тревожность у ребенка развивается тогда, когда он находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Негативные ожидания, которые могут унизить ребенка или сделать его зависимым;
  2. Нереалистичными, зачастую чрезмерными ожиданиями;
  3. Противоречивые ожидания, которые родители выдвигают к своему ребенку. Часто бывает, что сами родители испытывают высокую тревожность и имеют низкую самооценку, из-за чего они воспринимают каждую небольшую неудачу как серьезную проблему, и поэтому не позволяют ребенку допускать даже незначительные ошибки. Ребенок, воспитанный такими родителями, не имеет шанса учиться на своих ошибках. Ожидания взрослых, которые он не может выполнить, часто приводят к тому, что он начинает бояться не оправдать ожидания других и ощущает себя неудачником. С течением времени он начинает привыкать к тому, чтобы «опускать руки» и сдаваться без сопротивления даже в повседневных ситуациях. Это приводит к тому, что у человека развивается характер, который стремится избегать любых проблем. Некоторые родители, желая защитить своего ребенка от реальных и вымышленных угроз, тем самым формируют у него чувство уязвимости перед опасностями окружающего мира. Для родителей тревожного ребенка важно действовать последовательно. Нельзя позволять возникать разногласиям в семье по вопросам воспитания. Также крайне важно, чтобы родители и педагоги придерживались единого подхода к ребенку [2].

Как помочь тревожному ребенку

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях [1, с. 111].

Повышение самооценки

Безусловно, быстро повысить самооценку ребенка невозможно. Для этого требуется регулярная целенаправленная работа. Используйте имя ребенка в общении, хвалите его даже за небольшие достижения и делайте это в присутствии других детей. Важно, чтобы ваша похвала была искренней, так как дети чувствуют фальшь. Ребенок должен понимать, за что именно его хвалят. В любой ситуации можно найти повод для похвалы.

Для детей с тревожностью полезно чаще участвовать в играх, таких как «Ласковое имя», «Комплименты», «Ты мой друг», которые помогут им услышать приятные слова о себе от сверстников и увидеть себя с их точки зрения. Чтобы достижения каждого ребенка были известны всем, в детском саду можно создать стенд «Звезда недели», где раз в неделю будут представлены успехи конкретного воспитанника.

Положительная информация имеет большое значение как для взрослых, так и для детей, поскольку способствует налаживанию взаимопонимания между ними. Она необходима родителям независимо от возраста их детей.

Обучение детей умению управлять своим поведением

Обычно тревожные дети не рассказывают о своих проблемах напрямую и иногда даже пытаются их скрыть. Поэтому, когда ребенок говорит взрослым, что ему ничего не страшно, это не всегда отражает реальное положение дел. Чаще всего это может быть признаком тревожности, с которой он не в состоянии или не желает открыто справиться.

В данной ситуации важно вовлечь ребенка в совместное обсуждение возникшей проблемы. В детском саду можно организовать разговор с детьми в кругу, где они смогут поделиться своими чувствами и переживаниями по поводу волнующих их ситуаций. Желательно, чтобы каждый ребенок высказал свои страхи вслух. Также можно предложить детям изобразить свои страхи на бумаге, а затем, показывая рисунок, рассказать о нем в кругу. Такие беседы помогут тревожным детям понять, что у многих их сверстников есть похожие проблемы, которые, как им казалось, касаются только них.

Несомненно, все взрослые понимают, что сравнивать детей между собой неправильно. Однако для тревожных детей это особенно недопустимо. Кроме того, стоит избегать соревнований и видов деятельности, которые могут заставлять детей сравнивать свои достижения с успехами других. Даже такие простые мероприятия, как спортивные эстафеты, могут оказаться травмирующими для них.

Оптимально оценивать успехи ребенка, сравнивая их с его предыдущими результатами, например, за неделю назад. Даже если у ребенка возникли трудности с заданием, не следует говорить родителям: «Ваша дочь выполнила аппликацию хуже всех» или «Ваш сын закончил рисунок последним».

Снятие мышечного напряжения

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Работа с родителями тревожного ребенка

Совершенно ясно, что ни один родитель не желает, чтобы его ребенок страдал от тревожности. Тем не менее иногда действия взрослых способствуют формированию этого качества у детей.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому занятия по релаксации могут быть полезны и для них. Однако, к сожалению, отношения с родителями не всегда позволяют открыто обсудить эту тему. Не каждому можно посоветовать сначала обратить внимание на себя и свое внутреннее состояние, а только потом предъявлять требования к ребенку. В таких случаях можно сказать родителям: «Ваш ребенок часто бывает напряженным, ему было бы полезно заниматься упражнениями на расслабление. Лучше всего, если вы будете выполнять эти упражнения вместе с ним, так он сможет делать их правильно».

Родители, которые следуют таким рекомендациям, вскоре замечают приятные ощущения в теле и общее улучшение состояния. Обычно они становятся более открытыми к дальнейшему сотрудничеству [3, с. 1033].

Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь известно, что тревожность родителей часто передается детям, а тревожность учителя – его ученикам.

Список литературы

  1. Аракелов Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности / Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко // Психологический журнал. – 2020. – № 4. – С. 111.
  2. Астапов В.М. Тревожность у детей. – Саратов: Глассмедиа, 2017. – 160 c.
  3. Битнер А.Д. Страхи дошкольников / А.Д. Битнер // Научные достижения и открытия современной молодежи: сборник статей победителей международной научно-практической конференции. – 2017. – № 9. – С. 1033.
  4. Велиева С.В. Типичные психические состояния дошкольников: учебное пособие / С.В. Велиева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. – 134 с.
  5. Кирьянова О.Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О.Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы международной научной конференции. – 2018. – № 7. – С. 19.

Поделиться

71

Харламова Г. Б. Тревожный ребенок: как помочь дошкольнику управлять своим поведением // Экономика, культура и гуманитарные ценности в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11850-trevozhnyj-rebenok-kak-pomoch-doshkolniku-upravlyat-svoim-povedeniem

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (252)

Прием материалов

26 апреля - 2 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

7 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

21 мая