Основная часть
Инструментов интернет-маркетинга насчитывается много десятков и даже сотен, если рассматривать подвиды более крупных категорий. Чтобы качественно преподнести информацию в интернете, необходимо умело обращаться с механизмами продвижения, уметь комбинировать их. Баланс заключается в использовании достаточно широкого, но не избыточного ассортимента инструментов.
Интернет-маркетинг – это не составная часть традиционного маркетинга, а самостоятельный комплекс, поскольку Интернет – это не просто новый канал сбыта, а новый рынок.
Здесь объединяются разные уровни знаний: бизнес, экономика, психология, цифровые технологии и аналитика. Благодаря такому коктейлю бурно развиваются разные направления интернет-маркетинга: SEO, SMM, таргетинг, копирайтинг, мобильный и email-маркетинг [1].
Интернет-маркетинг – это сложный и живой процесс, в основе которого лежат разные направления. Эта сфера быстро развивается, а каждое направление имеет свою специфику и набор методик. Конечная цель любого продвижения – рост продаж и прибыли.
Рассмотрим основные эффективные инструменты продвижения в сети интернет:
1. Контент-маркетинг
Это продвижение и привлечение лидов посредством полезного и интересного контента. Стратегия состоит в том, чтобы не вступать в жёсткую конкурентную борьбу там, где у потенциальных клиентов уже сформировалась потребность. В этих случаях они просто ищут, где дешевле приобрести данный товар или услугу.
Суть в том, чтобы начать коммуникацию во время формирования потребности и помочь этому процессу. Высший пилотаж – наладить контакт до того, как человек начал испытывать потребность, и находится на одном из предшествующих этапов. Такой подход значительно дешевле и эффективнее примитивной продаж «в лоб», которыми занимается избыточное число поставщиков и сервисов.
2. Email-маркетинг
Это продвижение бренда и работа с клиентами через электронные почтовые рассылки. Email-маркетинг входит в базовый инструментарий интернет-маркетологов и является одним из самых эффективных каналов в digital-продвижении. С помощью email-маркетинга работают не только с новыми клиентами. Действующим покупателям можно присылать письма с эксклюзивными предложениями, специальными условиями и скидками. Так с помощью email-рассылки повышают лояльность к бренду, стимулируют продажи, увеличивают средний чек.
Есть четыре основных типа рассылок:
- транзакционные рассылки. Это сервисные, или технические, письма, которые пользователь получает автоматически в ответ на действие. Примеры: письмо для восстановления пароля, чек после покупки, информация о статусе заказа.
- информационные рассылки – письма с полезным для пользователя контентом. Примеры: рассылки новостей, обучающие письма.
- продающие рассылки. Письма, цель которых – убедить пользователя купить. Примеры: обзоры продукта, письма со специальными предложениями, подборки товаров, акции.
- триггерные рассылки. Это письма или цепочки из них, которые пользователь получает после срабатывания триггера – заданного условия. Триггерные письма могут быть и контентными, и продающими. Примеры: мини-курс, то есть цепочка из нескольких образовательных писем, или письмо со спецпредложением, которое пользователь получает после посещения сайта. Триггеры могут срабатывать и в ответ на бездействие – например, пользователь не выкупил товары из корзины, и письмо напоминает ему об этом через неделю.
Важно соблюдать следующие определенные принципы:
- Сегментация – это разделение аудитории на группы по возрасту, месту проживания, полу, частоте покупок и интересам. С помощью сегментации компании создают предложения для потенциальных покупателей, которые наиболее соответствуют их потребностям. Это обеспечивает высокую лояльность получателей и конверсию рассылки. Метод позволяет уменьшить количество отписок и жалоб на спам, но создание контента для отдельных сегментов требует дополнительных расходов.
- Автоматизация – это рассылка писем с помощью сервисов. В них устанавливают время и условия, при которых сообщение будет отправлено получателю. Например, если клиент забыл товар в корзине, то спустя сутки сервис отправит ему напоминание. Этот инструмент сэкономит время маркетолога, если правильно настроить цепочку писем в сервисе рассылок. Надо следить, чтобы вовремя срабатывали условия-триггеры, и пользователь не получал слишком много писем.
- A/B тестирование – подходит для тех компаний, в чьей базе уже есть более 1000 пользователей. Это оправдано принципом метода: маркетолог подготавливает два письма и отправляет их небольшой группе пользователей. То письмо, которое заинтересовало большую часть аудитории, рассылают оставшимся подписчикам. Инструмент увеличивает количество открытых писем и эффективность рассылки.
- Лид-магниты – это подарок, который заинтересовывает пользователей и мотивирует их подписаться на рассылку. Можно предоставить скидку на товар или услугу, бесплатный пробник или маленькую книгу. Чтобы лид-магниты принесли эффект, важно изучить интересы аудитории и предложить им что-то нужное и полезное. Такой метод выделит компанию среди конкурентов и увеличит количество потенциальных клиентов.
- CPA – это системы продвижения, основанные на оплате за конкретное действие потенциального клиента: регистрация, установка приложения, заявка, покупка с оплатой.
Email-маркетинг требует регулярного анализа. Важно следить за такими метриками, как процент открытых писем, процент переходов по ссылкам, конверсия, количество отписавшихся.
3. SEO (Search Engine Optimization)
Это долгосрочное продвижение в поисковых системах за счёт качественного контента и структуры страниц. Результат основывается на следующих факторах:
- Поведенческие факторы. Показатели интереса и вовлеченности пользователей, выражающиеся в длительности посещений, глубине просмотра, количестве посещённых страниц и других показателях.
- Структура. Правильная расстановка тегов – Title, Description, H1, Sitemap, robots.txt, внутренняя перелинковка.
- Контент. Достаточное использование релевантных ключевых слов, отсутствие воды и спама, смысловая нагрузка.
Все перечисленные категории метрик и условия поисковики учитывают в ходе ранжирования сайта. Чем более грамотно настроены все SEO-параметры, тем выше сайт отображается в результатах поиска.
Для SEO-продвижения ваш сайт должен «понравиться» поисковику, прочитавшему мета-теги и свойства страниц, карту сайта и технические файлы. Он должен убедиться в стройной лаконичной структуре и уместном употреблении тегов, заголовков.
Материалы сайта, контент, с точки зрения поисковых роботов должен отвечать требованиям натуральности, наличия смысловой нагрузки и удобства чтения. Для этого обязательно учитывайте необходимость писать тексты грамотно, разнообразным языком, закладывать в них пользу и смысл для читателей, разбивайте статьи на абзацы и блоки. Обычно тегов H2 и H3 вполне хватает для построения удобной навигации.
Довольные посетители, с интересом читающие тексты, продемонстрируют поисковику, что данный сайт представляет практическую пользу, и его следует ранжировать выше.
4. SMM-продвижение
SMM (Social Media Marketing) – это форма маркетинга и продвижения бренда, продукта или услуги через социальные медиа. SMM включает в себя использование платформ социальных медиа, таких как ВК, YouTube, Telegram, Одноклассники и других, для контакта с целевой аудиторией и взаимодействия с ней.
Цель SMM – создать и поддерживать присутствие бренда в социальных медиа, повысить его узнаваемость и вовлеченность аудитории. SMM является важной частью цифрового маркетинга и позволяет компаниям привлекать новых клиентов и создавать долгосрочные отношения с потребителями.
SMM-продвижение помогает компании расширять аудиторию, так как социальные медиа-платформы имеют огромное количество пользователей по всему миру. Это помогает компаниям получить новых клиентов и расширить свою аудиторию. Активное присутствие в социальных медиа помогает повысить узнаваемость бренда. Регулярная публикация интересного и полезного контента помогает укрепить имидж компании и создать доверие среди потенциальных клиентов.
Среди популярных инструментов SMM:
- интерактивы – форматы, где требуются активные действия пользователя: тесты, опросы, квесты, игры и т. п. Они помогают увеличить охваты, улучшить алгоритмы, вовлечь людей в жизнь бренда и расширить аудиторию;
- UGC-контент – контент, который генерируют подписчики или клиенты: отзывы, обзоры, комментарии, а также фото и видео. Таким образом повышается лояльность, так как это не надоевшая реклама, а уникальный опыт реальных людей;
- конкурсы, гивы и марафоны – контент, который повышает вовлеченность и привлекает целевой трафик.
Эффективные SMM-стратегии могут помочь привлечь трафик на веб-сайт компании. Публикация ссылок на интересный контент или продукты/услуги может стимулировать пользователей перейти на сайт для получения дополнительной информации или совершения покупки.
5. Аналитика
Аналитика помогает оценить эффективность сайта, рекламы и любых других маркетинговых решений. В работе каждой интернет-компании используют три аналитических инструмента – Google Analytics, Яндекс.Метрику и коллтрекинг.
Google Analytics
Инструмент отслеживает поведение пользователей на сайте и в мобильных приложениях. Он помогает оценить, как работает сайт, какие показатели стоит улучшить. Также Google Analytics позволяет:
- изучать действия аудитории на сайте;
- отслеживать количество скачивания файлов, регистраций, покупок;
- создавать отчеты;
- отслеживать действия пользователей в настоящем времени;
- изучать эффективность разных каналов продвижения;
- Яндекс.Метрика.
Яндекс.Метрика – эффективный инструмент для понимания потребителей, с помощью которого можно увеличить продажи. Этот инструмент анализирует действия пользователей, отслеживает трафик и конверсию. В Яндекс.Метрике много функций для изучения своего сайта и аудитории, но есть две уникальные:
- можно просмотреть количество переходов по ссылкам с помощью цветовой карты;
- вебвизор записывает действия посетителей, на основе которых можно понять, насколько удобно работать с сайтом.
Коллтрекинг
Это анализ источника звонков, который отслеживает, по какому пути прошел клиент. Чаще всего для реализации метода на сайт внедряют код, который отправляет звонок на виртуальный сервис. Он определяет, откуда пришел клиент, его путь на сайте, личную информацию. С помощью коллтрекинга можно понять, какую рекламу увидел пользователь и какой инструмент интернет-маркетинга сработал лучше.
Эффективность инструментов продвижения требует тщательного изучения, тем более что год от года они меняются и эволюционируют [4].
Для того чтобы начать продвижение, следует продумать маркетинговую стратегию – план, который поможет достичь маркетинговых целей. Чтобы разработать стратегию, необходимо:
- Определить целевую аудиторию. Проанализировать социально-демографические характеристики потенциальных клиентов, их потребности и проблемы, с которыми они сталкиваются. Сегментировать аудиторию и создать портрет представителя каждой группы клиентов. Подумать, в каких ситуациях продукт пригодится предполагаемой аудитории, какие потребности он будет закрывать.
- Проанализировать рынок. Изучить своих конкурентов: их удачные и неудачные решения, особенности стратегии. Подумать, какие есть преимущества и недостатки по сравнению с ними и как можно улучшить или выгодно преподнести товар. Это поможет быть индивидуальным от конкурентов, завоевать свою аудиторию и закрепиться на рынке.
- Сформулировать цели. Позаботиться о том, чтобы они были конкретными, измеримыми и достижимыми. Только в этом случае найдутся подходящие методы и инструменты достижения целей [1].
В быстро развивающемся мире сайты электронной коммерции будут динамически менять содержимое своих страниц в зависимости от предыдущего поведения пользователя. Яркий пример такого подхода уже сегодня демонстрирует система персонализации Amazon, которая значительно повышает продажи благодаря точным рекомендациям. Предприниматели любого масштаба должны взять на вооружение эту стратегию, интегрируя ИИ-алгоритмы в свои мобильные приложения и сайты.
Заключение
Маркетинг в сети Интернет – это мероприятия по продвижению бренда и продукта, которые привлекают пользователей на площадки компании и подталкивают их к выполнению целевых действий.
В систему интернет-маркетинга могут входить разные направления: контекстная и таргетированная реклама, контент- и инфлюенс-маркетинг, продвижение через email и чат-ботов, поисковая оптимизация.
Чтобы построить маркетинговую стратегию, нужно проанализировать рынок и конкурентов, сформулировать свои цели и задачи. Затем – выбрать площадки для продвижения и форматы, определить бюджет, обозначить показатели эффективности и спрогнозировать результаты.
Следует отслеживать результаты интернет-маркетинга в динамике, а по итогам корректировать стратегию продвижения [1].
Это сложный многомерный процесс. В нем надо учитывать множество составляющих и инструментов, обладать обширными знаниями в разных областях, взаимодействовать со множеством систем и все равно многое делать вручную.
Но в будущем интернет-маркетинг станет не просто одним из каналов продвижения, а фундаментом всей маркетинговой стратегии для большинства компаний. Развитие искусственного интеллекта и рост голосового поиска открывают новые возможности для взаимодействия с аудиторией, а успех бизнеса будет зависеть от сбалансированного подхода к персонализации, конфиденциальности данных и экологичности.