Налоги как фактор финансовой безопасности
научный журнал «Актуальные исследования» #18 (21), сентябрь '20

Налоги как фактор финансовой безопасности

В статье рассматриваются налоги в качестве одного из факторов финансовой безопасности. Также в статье автор рассматривает роль налогов в экономической системе в целом. Авторы проводят оценку современного состояния налоговой системы Российской Федерации, обозначает проблемы в данной области и возможные пути их решения.

Аннотация статьи
налоговое бремя
налоговая система
Налоговый кодекс Российской Федерации
факторы финансовой безопасности
финансовая безопасность
налоги
Ключевые слова

Под экономической безопасностью предприятия принято понимать комплекс мер, направленных на поддержание высокого уровня различных видов безопасности, среди которых информационная, финансовая, кадровая и пр. Чаще всего экономическую безопасность рассматривают как экономику частного предпринимательства, в настоящее время это преобладающий метод организации экономики для производства товаров и услуг[6]. При этом поддержание финансовой безопасности на высоком уровне является главной задачей экономического субъекта, поскольку указанная функциональная составляющая системы экономической безопасности представляет собой всецелое звено, принимающее участие в функционировании любой из областей деятельности государства, и по сути своей организует движение различных финансовых потоков, на которых базируется государственный бюджет страны.

Последнее пятилетие для нашей страны было достаточно сложным во многих аспектах, включая экономический аспект. Так, резкое падение цены на нефть (на 44%) в 2014 г. привело к началу экономического кризиса, который усугубился введением санкций, вызванных обострением внешнеполитической обстановки.

Кризисные процессы, происходящие в последние годы в российской и мировой экономике, а также процессы глобализации и информатизации мирового сообщества значительно повышают актуальность изучения вопросов экономической безопасности. Поскольку именно экономическая безопасность являет собой гарант автономности государства и стабильности социально-экономических процессов, протекающих в обществе. Экономическая безопасность, неотъемлемой часть которой является финансовая безопасность, преследует своей задачей эффективно отражать внешние и внутренние угрозы страны с целью сохранения ее социальной, экономической и политической безопасности.

Налогам в данном случае отводится особая роль, поскольку общеизвестным является факт, что налоги есть основа существования любого демократического государства и наше государство не исключение. Налоговая система, в свою очередь, представляет собой финансовый источник и важный инструмент государственного регулирования [2].

От того, насколько эффективно выстроена государственная система налогообложения, продумана государственная налоговая политика и прочна основа финансового и кредитного механизма государственного регулирования экономики, во многом зависит результативность функционирования народного хозяйства страны в целом.

В экономике рыночного типа налогам отводится настолько важная роль, что можно с уверенностью утверждать, что без должным образом налаженной и четко функционирующей налоговой системы, соответствующей условиям развития общественного производства, не представляется возможным выстроить результативную рыночную экономику.

В большинстве развитых стран налоги выполняют, помимо прочего, стимулирующую функцию, то есть используются как инструмент снижения и/или ликвидации социальной напряженности и недовольства. Управление налоговым бременем позволяет руководству страны формировать благополучные условия для экономического роста и развития, а также повышения уровня благосостояния и качества жизни общества за счет сокращения разницы в доходах различных слоев населения.

Налоги как ресурсный фактор могут также использоваться как средство обеспечения безопасности при условии роста налогового потенциала. Однако при условии снижения или утрате налогового потенциала налоги могут стать причиной усиления угроз и рисков экономической безопасности страны [4].

Для того, чтобы система экономической безопасности страны в целом и составляющий ее налоговый механизм в частности были эффективны необходимо соблюдение таких принципов, как: продуктивность, прозрачность и справедливость [3, с. 141].

Российская налоговая система сегодня несовершенна и соблюдение вышеуказанных принципов является не полным, что приводит к тому, что отечественная система значительно уступает налоговым системам развитых европейских стран.

Так, к примеру, на сегодняшний день существует достаточно большое количество случаев, когда положения НК РФ неправильно толкуются и применяются налоговыми органами. Достаточно упомянуть о ставшей в последнее время правилом практике разглашения налоговыми органами (что противоречит положениям статьи 102 НК РФ [1]) сведений о состоянии и размере налоговой задолженности налогоплательщиков. Разглашение данных сведений может привести не только к нанесению ущерба репутации, но и к значительному снижению конкурентоспособности, что, в свою очередь, является нарушением прав налогоплательщика на свободу экономической деятельности и конкуренцию, гарантом которых выступает Конституция РФ.

Также реформирования требует государственная фискальная политика.

Сегодня основным источником пополнения государственной казны являются косвенные налоги, что по сути своей подрывает доверие к государству со стороны населения, повышает угрозы и риски экономической безопасности страны, а также вступает в противоречие с самой сущностью и принципами налогов.

Следует отметить, что в развитых странах, отличающихся высоким уровнем жизни населения, таких как Норвегия, Швейцария и др. доля косвенных налогов не превышает 4%, в то время как удельный вес прямых налогов варьируется в пределах 70-80%, тогда как в России данный показатель равен 37% [4].

Рационализация косвенных налогов в бюджете нашей страны позволит не только снизить социальную напряженность, но и значительно снизить последствия экономического и эпидемиологического кризиса, что в свою очередь позволит создать условия для экономического и финансового роста.

В 2020 г. уровень налогового бремени в России достиг своего пика и превратился в барьер для развития предпринимательства и притока иностранных инвестиций. Исследования Всемирного банка показали, что в 2018 г. налоговая нагрузка в Российской Федерации составила 47,5%, откинув нашу страну с 52 на 53-е место в категории «Налогообложение» рейтинга Doing Business (DB) [5].

По мнению автора, решением сложившейся ситуации может стать пересмотр и более четкая координация налоговой и кредитно-банковской государственной политики, в рамках которой будут предусмотрены определенные преференции экономическим субъектам, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели [4].

Также, по мнению автора, руководству нашей страны необходимо сфокусироваться на проблеме вовлечения предпринимательского сектора в решение ключевых экономических задач, что позволит развивать и повышать эффективность внутреннего производства. Развитие внутреннего производства, в свою очередь, позволит не только удовлетворить потребность населения в широком перечне товаров, работ и услуг, но станет стимулом развития внешнеэкономической торговли.

Важным направлением государственной налоговой политики должно оставаться создание и поддержание благоприятных налоговых и финансовых условий для развития малого предпринимательства во всех секторах экономики. Именно поддержание и развитие малого предпринимательства позволит значительно улучшить инвестиционный климат нашей страны.

И, наконец, при разработке налоговой политики необходимо опираться на опыт других стран, поскольку любой опыт, как положительный, так и отрицательный позволит выявить наиболее эффективные пути для развития отечественной налоговой политики.

Таким образом, в период политической и экономической нестабильности, как внутри нашего государства, так и на мировой арене в целом, развитие и реформирование налогового механизма позволит значительно повысить уровень экономической безопасности страны, что, в свою очередь, отразится на росте конкурентоспособности страны, а также станет основой для положительных изменений в социально-экономической сфере.

Текст статьи
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2019) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2816/ (дата обращения: 17.09.2020).
  2. Газизова А.Я. Налоги как фактор экономической безопасности // Инновационная наука. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogi-kak-faktor-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 17.09.2020).
  3. Забродский В.А. Управление безопасностью. М.: Дело, 2016. 264 с.
  4. Зеленская С.И., Айбулатова А.А. Лучков Н.А. Налоги как фактор экономической и финансовой безопасности // Синергия наук. 2019. URL: http://synergy-journal.ru/archive/article1209 (дата обращения: 17.09.2020).
  5. Российская Федерация в рейтинге Всемирного банка Doing Business // Министерство экономического развития Российской Федерации. 2019. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/fe69a26806f911ab266ba72de2a1b51e/Doing_Business_2019.pdf (дата обращения: 17.09.2020).
  6. Моденов А.К. Экономическая безопасность. Политех-Пресс.,СПб.,2019-496с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Сегодня — последний день приема статей
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября