Международные организации представляют собой многонациональные структуры, осуществляющие деятельность за пределами национальных границ. Они формируются на основе соглашений между двумя и более международными актёрами для достижения конкретных целей и функционируют в соответствии с установленными процедурами. В условиях углубления взаимозависимости государств наблюдается рост числа и расширение функционального спектра международных организаций, что делает их значимыми субъектами в современных международных отношениях.
Согласно статистическим данным, представленным в Ежегоднике международных организаций за 2020-2021 годы, общее количество международных правительственных и неправительственных организаций в мире достигло 67 000. Эти организации, координируя свои действия, разделяя труд и сотрудничая, образуют разветвленную сеть с взаимосвязями в различных областях, аналогичную нервной системе, охватывающей международное сообщество и играющей существенную роль в глобальном управлении.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) позиционируется как крупнейшая по численности населения (охватывающая 40% населения мира), географическому охвату (Центральная, Южная, Западная и Юго-Восточная Азия) и экономическому потенциалу (20% мирового ВВП) межрегиональная многосторонняя организация. Несмотря на социокультурное разнообразие стран-членов, существуют общие интересы и потребность в сотрудничестве в экономической, политической сферах, а также в области национальной безопасности и гуманитарных обменов. Языковая политика и концепции стран-членов имеют важное значение для развития регионального сотрудничества и усиления национальной «мягкой силы» на региональном уровне, что обуславливает их долгосрочную значимость.
Языковая политика реализуется на различных уровнях управления и применяется к различным сферам общественной жизни. Языковое управление в международных организациях относится к сфере компетенции самой организации или ее наднациональным структурам [2]. Международные организации, как стабильная, упорядоченная и институционализированный форма международного общения, способствуют широкому международному сотрудничеству, координируют усилия по решению глобальных проблем, выступают посредниками в международных конфликтах, обеспечивают каналы демократизации международной системы и защищают общие интересы человечества.
ШОС была основана 15 июня 2001 года в Шанхае. Первоначальными членами являлись Китай, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В июле 2015 года к ШОС присоединились Индия и Пакистан. Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия имеют статус государств-наблюдателей, а Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка – партнеров по диалогу. ШОС является крупнейшей в мире региональной организацией сотрудничества, на долю стран-членов которой приходится около 20% мировой экономики и 40% населения Земли.
ШОС представляет собой постоянно действующую межправительственную международную организацию. По функциям ШОС относится к всеобъемлющей региональной организации сотрудничества, охватывающей политическую, экономическую, культурную сферы и сферу безопасности. С момента своего основания ШОС последовательно институционализировала свою деятельность путем принятия ряда заявлений, деклараций и соглашений о сотрудничестве, укрепления духа организации, формирования постоянного представительства кадровой структуры и диверсификации направлений деятельности.
Таким образом, ШОС выступает в качестве важной платформы для участия Китая в региональном и глобальном управлении, включающей сотрудничество между государствами-членами в различных областях, а также диалог, обмен и дискурсивную идентификацию с другими странами и международными организациями.
Языковая политика ШОС и взгляд на планирование языковых функций
Язык играет определяющую роль как в функционировании общества, так и в формировании личности. В академической литературе функции языка классифицируются по различным критериям, включая объект, область и объем анализа. В частности, социальные функции языка включают коммуникативную, когнитивную, функцию носителя культуры, функцию идентичности, функцию безопасности, экономическую функцию, а также функции социальной конструкции и социального познания [3].
Ли Юймин рассматривает язык как социальное явление и подчеркивает, что языковое планирование является важным аспектом социального управления, а также предметом изучения социолингвистики, прикладной лингвистики, государственной политики и других дисциплин. По его мнению, языковое планирование представляет собой изучение функций языка [4]. В рамках анализа социальных функций языка Ли Юймин предлагает классификацию функционального пространства языка, выделяя языковой слой, динамический защитный слой, рациональную традицию и языковые барьеры в качестве пяти основных уровней. Каждому из этих уровней соответствуют определенные функциональные области, включая сферу официальной деятельности, сферу средств массовой информации и социального использования языка, сферу образования, сферу народной деятельности, сферу семейного и общинного общения, а также сферу религиозных институтов. Планирование функций языка, осуществляемое на основе планирования статуса и планирования онтологии, направлено на оптимизацию языковой функции каждого функционального уровня, а также на определение значения и функции каждого языкового явления на каждом из этих уровней [6].
Понимание языковой жизни на макро-, мезо- и микроуровнях является основой для исследований в области функционального планирования языка, причем макроуровень включает языковую жизнь на национальном и наднациональном уровнях [4]. Языковая политика и языковое использование в ШОС отражают функциональное пространство и механизмы взаимодействия языка между наднациональными акторами. Роль языка в ШОС проявляется в сферах официальной деятельности, средств массовой информации и образования.
На уровне официальной сферы ШОС использует китайский и русский языки в качестве официальных и рабочих. В июне 2002 года главы шести государств-членов ШОС подписали «Хартию Шанхайской организации сотрудничества», в статье 20 которой закреплено использование китайского и русского языков в качестве официальных и рабочих. Этот документ стал первым официальным документом ШОС, затрагивающим языковые вопросы. Однако на практике русский язык используется чаще, чем китайский, что обусловлено различиями в уровне владения языками среди сотрудников из разных государств-членов.
В заключение следует отметить, что данное исследование, рассматривая языковую политику ШОС через призму социальных функций языка, предоставляет ценные сведения о механизмах языкового взаимодействия в рамках этой международной организации. Полученные результаты позволяют выявить ключевые аспекты, определяющие функционирование языков в официальной, коммуникативной и образовательной сферах ШОС. Анализ языковой политики ШОС, основанный на теоретических подходах к социальным функциям языка, может послужить основой для разработки практических рекомендаций по оптимизации языковой работы организации, укреплению взаимопонимания между странами-членами и повышению эффективности ее деятельности в различных областях. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и совершенствовании языковых стратегий и программ ШОС, направленных на поддержание многоязычия, обеспечение равноправного использования официальных языков и содействие межкультурному диалогу в регионе. В целом, данное исследование вносит вклад в понимание роли языка в деятельности международных организаций и подчеркивает необходимость учета социальных функций языка при формировании языковой политики в контексте международного сотрудничества.