Главная
Конференции
Экономика, культура и гуманитарные ценности в современном мире
Языковая политика ШОС с точки зрения языковых социальных функций

Языковая политика ШОС с точки зрения языковых социальных функций

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

Шанхайская организация
языковая функция
сотрудничества
языковая политика
мотивация

Аннотация статьи

Статья может служить практической базой и политическим ориентиром при разработке решений языковых проблем, актуальных для Шанхайской организации сотрудничества.

Текст статьи

Международные организации представляют собой многонациональные структуры, осуществляющие деятельность за пределами национальных границ. Они формируются на основе соглашений между двумя и более международными актёрами для достижения конкретных целей и функционируют в соответствии с установленными процедурами. В условиях углубления взаимозависимости государств наблюдается рост числа и расширение функционального спектра международных организаций, что делает их значимыми субъектами в современных международных отношениях.

Согласно статистическим данным, представленным в Ежегоднике международных организаций за 2020-2021 годы, общее количество международных правительственных и неправительственных организаций в мире достигло 67 000. Эти организации, координируя свои действия, разделяя труд и сотрудничая, образуют разветвленную сеть с взаимосвязями в различных областях, аналогичную нервной системе, охватывающей международное сообщество и играющей существенную роль в глобальном управлении.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) позиционируется как крупнейшая по численности населения (охватывающая 40% населения мира), географическому охвату (Центральная, Южная, Западная и Юго-Восточная Азия) и экономическому потенциалу (20% мирового ВВП) межрегиональная многосторонняя организация. Несмотря на социокультурное разнообразие стран-членов, существуют общие интересы и потребность в сотрудничестве в экономической, политической сферах, а также в области национальной безопасности и гуманитарных обменов. Языковая политика и концепции стран-членов имеют важное значение для развития регионального сотрудничества и усиления национальной «мягкой силы» на региональном уровне, что обуславливает их долгосрочную значимость.

Языковая политика реализуется на различных уровнях управления и применяется к различным сферам общественной жизни. Языковое управление в международных организациях относится к сфере компетенции самой организации или ее наднациональным структурам [2]. Международные организации, как стабильная, упорядоченная и институционализированный форма международного общения, способствуют широкому международному сотрудничеству, координируют усилия по решению глобальных проблем, выступают посредниками в международных конфликтах, обеспечивают каналы демократизации международной системы и защищают общие интересы человечества.

ШОС была основана 15 июня 2001 года в Шанхае. Первоначальными членами являлись Китай, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В июле 2015 года к ШОС присоединились Индия и Пакистан. Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия имеют статус государств-наблюдателей, а Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка – партнеров по диалогу. ШОС является крупнейшей в мире региональной организацией сотрудничества, на долю стран-членов которой приходится около 20% мировой экономики и 40% населения Земли.

ШОС представляет собой постоянно действующую межправительственную международную организацию. По функциям ШОС относится к всеобъемлющей региональной организации сотрудничества, охватывающей политическую, экономическую, культурную сферы и сферу безопасности. С момента своего основания ШОС последовательно институционализировала свою деятельность путем принятия ряда заявлений, деклараций и соглашений о сотрудничестве, укрепления духа организации, формирования постоянного представительства кадровой структуры и диверсификации направлений деятельности.

Таким образом, ШОС выступает в качестве важной платформы для участия Китая в региональном и глобальном управлении, включающей сотрудничество между государствами-членами в различных областях, а также диалог, обмен и дискурсивную идентификацию с другими странами и международными организациями.

Языковая политика ШОС и взгляд на планирование языковых функций

Язык играет определяющую роль как в функционировании общества, так и в формировании личности. В академической литературе функции языка классифицируются по различным критериям, включая объект, область и объем анализа. В частности, социальные функции языка включают коммуникативную, когнитивную, функцию носителя культуры, функцию идентичности, функцию безопасности, экономическую функцию, а также функции социальной конструкции и социального познания [3].

Ли Юймин рассматривает язык как социальное явление и подчеркивает, что языковое планирование является важным аспектом социального управления, а также предметом изучения социолингвистики, прикладной лингвистики, государственной политики и других дисциплин. По его мнению, языковое планирование представляет собой изучение функций языка [4]. В рамках анализа социальных функций языка Ли Юймин предлагает классификацию функционального пространства языка, выделяя языковой слой, динамический защитный слой, рациональную традицию и языковые барьеры в качестве пяти основных уровней. Каждому из этих уровней соответствуют определенные функциональные области, включая сферу официальной деятельности, сферу средств массовой информации и социального использования языка, сферу образования, сферу народной деятельности, сферу семейного и общинного общения, а также сферу религиозных институтов. Планирование функций языка, осуществляемое на основе планирования статуса и планирования онтологии, направлено на оптимизацию языковой функции каждого функционального уровня, а также на определение значения и функции каждого языкового явления на каждом из этих уровней [6].

Понимание языковой жизни на макро-, мезо- и микроуровнях является основой для исследований в области функционального планирования языка, причем макроуровень включает языковую жизнь на национальном и наднациональном уровнях [4]. Языковая политика и языковое использование в ШОС отражают функциональное пространство и механизмы взаимодействия языка между наднациональными акторами. Роль языка в ШОС проявляется в сферах официальной деятельности, средств массовой информации и образования.

На уровне официальной сферы ШОС использует китайский и русский языки в качестве официальных и рабочих. В июне 2002 года главы шести государств-членов ШОС подписали «Хартию Шанхайской организации сотрудничества», в статье 20 которой закреплено использование китайского и русского языков в качестве официальных и рабочих. Этот документ стал первым официальным документом ШОС, затрагивающим языковые вопросы. Однако на практике русский язык используется чаще, чем китайский, что обусловлено различиями в уровне владения языками среди сотрудников из разных государств-членов.

В заключение следует отметить, что данное исследование, рассматривая языковую политику ШОС через призму социальных функций языка, предоставляет ценные сведения о механизмах языкового взаимодействия в рамках этой международной организации. Полученные результаты позволяют выявить ключевые аспекты, определяющие функционирование языков в официальной, коммуникативной и образовательной сферах ШОС. Анализ языковой политики ШОС, основанный на теоретических подходах к социальным функциям языка, может послужить основой для разработки практических рекомендаций по оптимизации языковой работы организации, укреплению взаимопонимания между странами-членами и повышению эффективности ее деятельности в различных областях. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и совершенствовании языковых стратегий и программ ШОС, направленных на поддержание многоязычия, обеспечение равноправного использования официальных языков и содействие межкультурному диалогу в регионе. В целом, данное исследование вносит вклад в понимание роли языка в деятельности международных организаций и подчеркивает необходимость учета социальных функций языка при формировании языковой политики в контексте международного сотрудничества.

Список литературы

  1. Spolsky, B. A modified and enriched theory of language policy (and management). Language Policy 18, 2019, 323-338.
  2. Spolsky, B. Language management. Cambridge. Cambridge University Press, 2009.
  3. Чжао Жун Хуэй. Современное понимание социальных функций языка. Китайские социальные науки, 2017.
  4. Ли Юймин. Дисциплинарная концепция языкового планирования. Исследование языкового планирования, 2015.
  5. Ли Юймин. Испытание языкового конкурса. Преподавание и исследование иностранных языков, 2016.
  6. Ли Юймин. О планировании языковых функций. Применение языка и письма, 2008.

Поделиться

53

Акрамова M. A. Языковая политика ШОС с точки зрения языковых социальных функций // Экономика, культура и гуманитарные ценности в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. С. 5-9. URL: https://apni.ru/article/11872-yazykovaya-politika-shos-s-tochki-zreniya-yazykovyh-socialnyh-funkcij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#18 (253)

Прием материалов

3 мая - 9 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

14 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

28 мая