Главная
АИ #18 (21)
Статьи журнала АИ #18 (21)
Определение учебно-тренировочной мощности спортивного сооружения

Определение учебно-тренировочной мощности спортивного сооружения

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

спортивные сооружения
система спортивных сооружений
единовременная пропускная способность
дневная мощность сооружения
длительность работы сооружения
продолжительность разового занятия
недельный цикл работы спортивного сооружения

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрен порядок определения учебно-тренировочной мощности спортивного сооружения. Рассмотрены показатели, и их нормативы, позволяющие рассчитать дневную учебно-тренировочную мощность любого спортивного сооружения.

Текст статьи

Спортивные сооружения – это специально построенные и соответственно оборудованные сооружения крытого или закрытого типа, обеспечивающие проведение учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований по различным видам.

Спортивные сооружения могут быть универсальными (для нескольких видов спорта) или специализированными (для одного вида спорта).

По назначению и использованию спортивные сооружения делятся на 3 группы: основные т. е. те, где проводятся занятия физической культурой и спортом; сооружения и помещения для размещения и обслуживания зрителей; вспомогательные и обслуживающие помещения и площадки, обеспечивающие нормальное функционирование первых двух групп.

Под системой спортивных сооружений понимается такая их совокупность, которая обеспечивает удовлетворение потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом при наименьших затратах обществом труда и материальных средств.

Порядок расчета учебно-тренировочной мощности любого сооружения начинается с определения его единовременной пропускной способности.

Единовременная пропускная способность спортивного сооружения. Пропускная способность зависит от величины игровой площади зала.

Бадминтон      13,4 х 6,1 пр. 2-8ч.

Баскетбол        26    х  14  пр. 10-24ч.

Волейбол        18   х   9     пр. 12-24ч.

Теннис настольный 2,74  х 1, 525  пр. 4-8ч.

Площадки должны быть подметены, разметочные линии должны быть хорошо видны. Покрытие должно быть без выбоин и других дефектов.

Футбольные поля 64 х 75, 100 х 110, 69 х 104.

Единовременная пропускная способность открытых и крытых бассейнов. Плавание на 1 дорожке. 25м.; новички 8-10 человек – 1 час; КМС – 4-5 человек – 2 часа; МС 2-3 человека – 2ч.15мин.

50 метров: новички 12-15 человек – 1 час; КМС – 5-6 человек – 2ч.; МС – 3-4 человека 2ч.15мин.

Глубина и норма площади зеркала детских ванн.

Для детей 7-11 лет, мелкая часть 0,6, глубокая не более 0,85 метра, площадь зеркала воды 3м2.

Для детей 11-14 лет, мелкая часть 0,8, глубокая не более 1,15, площадь зеркала воды на 1чел. 4м2.

Для детей старше 14 лет и взрослых, мелкая часть 0,9, глубокая не более 1,25, зеркала воды на 1 чел. 5м2.

К воде в ваннах предъявляются строгие санитарные требования. Циркуляция воды в течении суток 2-3 кратный обмен, в детской ваннах 4-х кратный, с добавлением 10% свежей воды. Расчетная температура воды от 26 до 30 градусов. Температура в зале бассейна +26гр.

Габариты спортивных залов должны отвечать своему назначению. В зависимости от назначения зала определяется его высота, длина и ширина.

Высота спортивных залов, предназначенных для игр, определяется условием беспрепятственного полета мяча, а гимнастических залов –условием нормальной длины подвески колец. Размеры залов определяется от пропускной способности.

Наиболее распространенная номенклатура габаритов спортивных залов от (24х48х8 до 12х24х6м.). Могут строиться и большие залы. Малые залы 9х18м.

Освещение мест занятий зависит от вида спорта, типа сооружения, наличие зрителей, вида применяемого осветительного оборудования. Это относится как к открытым, так и крытым спортивным сооружениям, где без искусственного освещения вообще обойтись невозможно.

В крытых залах с трибунами более 800 мест освещенность равняется более 400 лк, что дают возможность проводить киносъемки соревнований.

На игровых полях и площадках предусматривается верхне-боковое освещение, так как при размещений светильников непосредственно над полем требуется значительная игровая высота; 12 метров для волейбола и тенниса, 8метров для баскетбола и ручного мяча, 6 метров для хоккея с шайбой (лишь для городков и настольного тенниса рекомендуется верхняя подвеска, на высоте 3 метра). При верхне-боковом освещении светильники устанавливаются на высоте не менее 10 метров.

В игровых и гимнастических залах применяются система верхнего света, в залах 18х36м. установкой 24 светильников мощностью 500 вт.

Светильники и лампы подбираются с расчета обеспечения необходимой освещенности. Источники света могут быть лампы накаливания общего применения, зеркальные лампы, диодные лампы накаливания. Для освящения больших комплексов применяются прожекторные лампы накаливания и др.

Продолжительность периода эксплуатации спортивного сооружения в течении дня зависит от того, открытым или крытым является конкретное сооружение.

Для отдельных типов открытых спортивных сооружений установлена следующая продолжительность периода эксплуатации в течение дня.

Средняя продолжительность одного занятия – находится в прямой зависимости от уровня спортивной квалификации занимающихся и специфической особенности вида спорта.

Для начинающих спортсменов – 45 мин., юношеские разряды – 1ч.-1ч, 30 мин., 1 раз. – КМС – 2час., МС – 2-3 часа.

Таким образом, применяя охарактеризованные выше показатели, и их нормативы, возможно рассчитать дневную учебно-тренировочную мощность любого спортивного сооружения или их группы по следующей формуле:

М= (E х LхС) :T,

где М – дневная мощность сооружения, чел. в день;

Е – единовременная пропускная способность сооружения, чел.;

L – длительность работы сооружения, чел. в день;

Т – продолжительность разового занятия, час.;

С – количество сооружений данного вида.

Кроме того, для определения примерной численности систематически занимающихся учебно-тренировочная мощность спортивного сооружения умножают на количество рабочих дней в недельном цикле и делят на частоту занятий в неделю.

Список литературы

  1. СП 31-115-2006 Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения.
  2. СП 440.1325800.2018 Спортивные сооружения. Проектирование естественного и искусственного освещения.
  3. ВСН 46-86. Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения. Нормы проектирования.
  4. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Блинова Н.П., Прокофьев В.Е., Новиков Р.С., Янович К.В. Проектирование и эксплуатационное содержание спортивных сооружений. / Научная монография. – Курск.: ЗАО «Университетская книга», 2020. – 177 с.
  5. Зенкевич М.Ю., Прокофьев В.Е, Форышев П.В., Янович К.В. Системный подход к применению быстровозводимых блочно-модульных объектов строительства. / Научная монография. – Курск.: ЗАО «Университетская книга», 2019. – 87с.

Поделиться

5289

Левченко Г. Н., Зайцев О. С., Гарцев А. В. Определение учебно-тренировочной мощности спортивного сооружения // Актуальные исследования. 2020. №18 (21). С. 112-114. URL: https://apni.ru/article/1188-opredelenie-uchebno-trenirovochnoj-moshchnost

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря