Подростковый возраст – это один из самых непростых этапов в жизни человека. Вопросы об идентичности: «Кто я?», месте в системе социальных отношений: «Каково мое место в семье, классе?» и восприятии окружающими: «Как меня видят другие?» становятся центральными в самопознании подростка. Именно в этот период формируется личность, и, пожалуй, один из самых важных её аспектов – социальные роли.
Формирование социальных ролей представляет собой процесс, включающий в себя усвоение норм, моделей поведения и ожиданий, присущих различным социальным позициям, которые занимает подросток. В условиях активного роста, изменений в эмоционально-волевой и когнитивной сферах, а также расширяющегося круга межличностных контактов подросток вынужден одновременно осваивать несколько ролей: ребёнка в семье, ученика в образовательной среде, члена неформальной группы, друга и др.
Ролевое поведение подростка напрямую зависит от качества взаимодействия с ближайшим социальным окружением, а именно: родителями, педагогами и сверстниками. Семья, как первичный институт социализации, закладывает основы ролевых установок, формирует отношение к себе, а также о мире и о его месте в этом мире, включая систему межличностных отношений. Внутрисемейные коммуникативные паттерны, стили воспитания и транслируемые ценности служат своеобразной системой, определяющей дальнейшее ролевое поведение подростка в других социальных контекстах. Школа, в свою очередь, выступает как важный институт вторичной социализации, расширяет спектр ролевых ожиданий и освоение новых социальных ролей. Помимо передачи знаний школа предъявляет определенные требования к дисциплине, инициативности, ответственности, коммуникативным и когнитивным навыкам.
Ролевые ожидания школы не всегда совпадают с ролевыми установками, сформированными в семье, что может приводить к внутренним конфликтам и трудностям в адаптации. Напряжение между ролевыми требованиями семьи и школы, особенно если они противоречат друг другу, может стать серьезным препятствием на пути успешной социализации и формирования позитивной идентичности подростка.
Исследовательский интерес к проблеме формирования социальных ролей в подростковом возрасте базируется на ряде фундаментальных психологических и социологических концепций. Так, в культурно-исторической теории Л. С. Выготского говорится, что развитие личности происходит в процессе интериоризации социального опыта, усеваемого в ходе взаимодействия с ближайшим социальным окружением [4]. В работах Д. Б. Эльконина отмечается, что ведущей деятельностью подростков становится интимно-личностное общение, в рамках которого происходит активное освоение ролевых моделей [3].
Современные исследования в области психологии и педагогики А. Г. Асмолова, Е. В. Бондаревской и И. С. Кона описывают, что успешность формирования социальных ролей во многом зависит от качества эмоционального климата в семье и школы, стиля воспитания, уровня принятия и поддержки со стороны значимых взрослых [2].
В работах А. Г. Асмолова имеется утверждение о том, что ключевыми факторами, способствующими ролевому развитию, являются диалог, признание субъективности подростка, обеспечение условий для проявления инициативы и ответственности. По мнению автора только в пространстве уважительного и поддерживающего общения возможно формирование устойчивой ролевой идентичности и переход от внешне навязываемых ролей к осознанным, внутренне принятым.
Е. В. Бондаревская в своей педагогической концепции акцентирует внимание на духовно-нравственном развитии личности ребенка, которое рассматривается как основа усвоения социальных норм и ролевых моделей. В ее работах подчеркивается роль гуманизации воспитательной среды, основанной на уважении к личности ребенка, эмпатии и сотрудничества. Воспитательная система школы должна опираться на ценности доброжелательного общения, совместной деятельности и педагогической поддержки. Именно в такой среде подросток получает возможность осваивать конструктивные социальные роли: ответственного ученика, надежного друга, активного члена школьного сообщества.
Вклад И. С. Кона, классика отечественной социологии и психологии личности, связан, прежде всего, с изучением процессов формирования социальной идентичности и роли межличностных отношений в подростковом возрасте. В книге 1989 года «Психология ранней юности» автор писал, что переход к подростковому возрасту сопровождается обострением потребности в самоутверждении и социальной рефлексии. Особое значение придается принятию подростка его ближайшим окружением: именно признание и эмоциональное принятие со стороны родителей, учителей и сверстников способствует формированию устойчивой ролевой структуры. При этом И. С. Кон отмечал, что непоследовательность воспитательных воздействий, эмоциональная холодность или гиперопека могут затруднить освоение социальных ролей, приводить к внутренним противоречиям и девиации.
Значительный вклад в изучение ролевого поведения подростков внесли исследования Н. Е. Щурковой, где рассматриваются педагогические условия формирования нравственного поведения школьников как основы для успешного усвоения социальных ролей. В её работах говориться о том, что нравственное развитие личности, основанное на ценностях сотрудничества, ответственности и взаимного уважения, создает предпосылки для устойчивого и осознанного ролевого повеления в различных социальных ситуациях [5].
В рамках концепции экологической теории развития У. Бронфенбреннера рассматривал личность как продукт сложного взаимодействия между человеком и окружающей его средой, организованной в систему вложенных структур [1]:
- микросистема;
- мезосистема;
- экзосистема;
- макросистема;
- хронносистема.
Каждая из этих систем оказывает непосредственное или опосредованное влияние на процесс социализации и формирования социальных ролей.
Микросистема – это ближайшее окружение ребёнка (семья, школа, сверстники), в рамках которого происходит первичное усвоение норм и ролевых моделей. По данным эмпирических исследований, проводимых в русле теории У. Бронфенбреннера, установлено, что устойчивые и эмоционально насыщенные связи в микросистеме способствуют успешному овладению социальными ролями, тогда как ролевые конфликты или отсутствие поддержки могут вызывать затруднения в социализации и снижать уровень ролевой идентичности.
Мезосистема представляет собой взаимосвязь между микросредами, например, между семьёй и школой. Исследования показали, что согласованное взаимодействие между родителями и педагогами значительно повышает эффективность формирования конструктивных социальных ролей у подростков. Несогласованность или противоречивость требований разных микросред может приводить к внутренним конфликтам, ролевой неопределенности и даже социальной изоляции.
Экзосистема, хоть и не включает подростка напрямую, например, место работы родителе, образовательная политика, тем не менее, оказывает на него косвенное влияние. Высокий уровень стресса у родителей, связанный с профессиональной деятельностью, может снижать их вовлеченность в воспитание, что отражается на процессе формирования ролевых моделей.
Макросистема охватывает культурные установки, нормы, ценности и общественные ожидания. В зависимости от типа культурной среды, ролевые ожидания и нормы могут существенно различаться, что также влияет на характер ролевого поведения подростков.
Хронносистема фиксирует влияние временного контекста, то есть изменений в семейной структуре, социально-экономических сдвигов, возрастных кризисов. У. Бронфенбреннер писал о том, что события, происходящие в разные периоды жизни подростка, по-разному влияют на его ролевое поведение.
Итак, формирование социальных ролей у подростков следует рассматривать как результат комплексного взаимодействия различных уровней социальной среды.
В заключении следует отметить, что формирование социальных ролей подростка зависит от качества семейного и школьного взаимодействия. Семья закладывает основу ролевой идентичности, а школа расширяет спектр социальных ролей, актуальных в данном социуме.