Главная
АИ #17 (252)
Статьи журнала АИ #17 (252)
Формирование социальных ролей подростка в условиях семейного и школьного взаимод...

Формирование социальных ролей подростка в условиях семейного и школьного взаимодействия

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

подростковый возраст
семья
школа
социальные роли
идентичность
социализация
стили воспитания
развитие
межличностные отношения
ролевые конфликты

Аннотация статьи

В статье рассматривается процесс формирования социальных ролей подростка в условиях семейного и школьного взаимодействия. Анализируются особенности подросткового возраста как ключевого этапа становления ролевой идентичности. Раскрываются функции семьи как первичного института социализации. Рассматривается школа как среда вторичной социализации. Подчеркивается влияние эмоционального климата, стилей воспитания и согласованности требований семьи и школы на успешность социальных ролей. Обобщаются научные подходы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Г. Асмолова, Е. В. Бондаревской, И. С. Кона. Освещаются педагогические условия формирования ролевого поведения в работах Н. Е. Щурковой. Представлена экологическая теория У. Бронфенбреннера как результат комплексного взаимодействия различных уровней социальной среды.

Текст статьи

Подростковый возраст – это один из самых непростых этапов в жизни человека. Вопросы об идентичности: «Кто я?», месте в системе социальных отношений: «Каково мое место в семье, классе?» и восприятии окружающими: «Как меня видят другие?» становятся центральными в самопознании подростка. Именно в этот период формируется личность, и, пожалуй, один из самых важных её аспектов – социальные роли.

Формирование социальных ролей представляет собой процесс, включающий в себя усвоение норм, моделей поведения и ожиданий, присущих различным социальным позициям, которые занимает подросток. В условиях активного роста, изменений в эмоционально-волевой и когнитивной сферах, а также расширяющегося круга межличностных контактов подросток вынужден одновременно осваивать несколько ролей: ребёнка в семье, ученика в образовательной среде, члена неформальной группы, друга и др.

Ролевое поведение подростка напрямую зависит от качества взаимодействия с ближайшим социальным окружением, а именно: родителями, педагогами и сверстниками. Семья, как первичный институт социализации, закладывает основы ролевых установок, формирует отношение к себе, а также о мире и о его месте в этом мире, включая систему межличностных отношений. Внутрисемейные коммуникативные паттерны, стили воспитания и транслируемые ценности служат своеобразной системой, определяющей дальнейшее ролевое поведение подростка в других социальных контекстах. Школа, в свою очередь, выступает как важный институт вторичной социализации, расширяет спектр ролевых ожиданий и освоение новых социальных ролей. Помимо передачи знаний школа предъявляет определенные требования к дисциплине, инициативности, ответственности, коммуникативным и когнитивным навыкам.

Ролевые ожидания школы не всегда совпадают с ролевыми установками, сформированными в семье, что может приводить к внутренним конфликтам и трудностям в адаптации. Напряжение между ролевыми требованиями семьи и школы, особенно если они противоречат друг другу, может стать серьезным препятствием на пути успешной социализации и формирования позитивной идентичности подростка.

Исследовательский интерес к проблеме формирования социальных ролей в подростковом возрасте базируется на ряде фундаментальных психологических и социологических концепций. Так, в культурно-исторической теории Л. С. Выготского говорится, что развитие личности происходит в процессе интериоризации социального опыта, усеваемого в ходе взаимодействия с ближайшим социальным окружением [4]. В работах Д. Б. Эльконина отмечается, что ведущей деятельностью подростков становится интимно-личностное общение, в рамках которого происходит активное освоение ролевых моделей [3].

Современные исследования в области психологии и педагогики А. Г. Асмолова, Е. В. Бондаревской и И. С. Кона описывают, что успешность формирования социальных ролей во многом зависит от качества эмоционального климата в семье и школы, стиля воспитания, уровня принятия и поддержки со стороны значимых взрослых [2].

В работах А. Г. Асмолова имеется утверждение о том, что ключевыми факторами, способствующими ролевому развитию, являются диалог, признание субъективности подростка, обеспечение условий для проявления инициативы и ответственности. По мнению автора только в пространстве уважительного и поддерживающего общения возможно формирование устойчивой ролевой идентичности и переход от внешне навязываемых ролей к осознанным, внутренне принятым.

Е. В. Бондаревская в своей педагогической концепции акцентирует внимание на духовно-нравственном развитии личности ребенка, которое рассматривается как основа усвоения социальных норм и ролевых моделей. В ее работах подчеркивается роль гуманизации воспитательной среды, основанной на уважении к личности ребенка, эмпатии и сотрудничества. Воспитательная система школы должна опираться на ценности доброжелательного общения, совместной деятельности и педагогической поддержки. Именно в такой среде подросток получает возможность осваивать конструктивные социальные роли: ответственного ученика, надежного друга, активного члена школьного сообщества.

Вклад И. С. Кона, классика отечественной социологии и психологии личности, связан, прежде всего, с изучением процессов формирования социальной идентичности и роли межличностных отношений в подростковом возрасте. В книге 1989 года «Психология ранней юности» автор писал, что переход к подростковому возрасту сопровождается обострением потребности в самоутверждении и социальной рефлексии. Особое значение придается принятию подростка его ближайшим окружением: именно признание и эмоциональное принятие со стороны родителей, учителей и сверстников способствует формированию устойчивой ролевой структуры. При этом И. С. Кон отмечал, что непоследовательность воспитательных воздействий, эмоциональная холодность или гиперопека могут затруднить освоение социальных ролей, приводить к внутренним противоречиям и девиации.

Значительный вклад в изучение ролевого поведения подростков внесли исследования Н. Е. Щурковой, где рассматриваются педагогические условия формирования нравственного поведения школьников как основы для успешного усвоения социальных ролей. В её работах говориться о том, что нравственное развитие личности, основанное на ценностях сотрудничества, ответственности и взаимного уважения, создает предпосылки для устойчивого и осознанного ролевого повеления в различных социальных ситуациях [5].

В рамках концепции экологической теории развития У. Бронфенбреннера рассматривал личность как продукт сложного взаимодействия между человеком и окружающей его средой, организованной в систему вложенных структур [1]:

  • микросистема;
  • мезосистема;
  • экзосистема;
  • макросистема;
  • хронносистема.

Каждая из этих систем оказывает непосредственное или опосредованное влияние на процесс социализации и формирования социальных ролей.

Микросистема – это ближайшее окружение ребёнка (семья, школа, сверстники), в рамках которого происходит первичное усвоение норм и ролевых моделей. По данным эмпирических исследований, проводимых в русле теории У. Бронфенбреннера, установлено, что устойчивые и эмоционально насыщенные связи в микросистеме способствуют успешному овладению социальными ролями, тогда как ролевые конфликты или отсутствие поддержки могут вызывать затруднения в социализации и снижать уровень ролевой идентичности.

Мезосистема представляет собой взаимосвязь между микросредами, например, между семьёй и школой. Исследования показали, что согласованное взаимодействие между родителями и педагогами значительно повышает эффективность формирования конструктивных социальных ролей у подростков. Несогласованность или противоречивость требований разных микросред может приводить к внутренним конфликтам, ролевой неопределенности и даже социальной изоляции.

Экзосистема, хоть и не включает подростка напрямую, например, место работы родителе, образовательная политика, тем не менее, оказывает на него косвенное влияние. Высокий уровень стресса у родителей, связанный с профессиональной деятельностью, может снижать их вовлеченность в воспитание, что отражается на процессе формирования ролевых моделей.

Макросистема охватывает культурные установки, нормы, ценности и общественные ожидания. В зависимости от типа культурной среды, ролевые ожидания и нормы могут существенно различаться, что также влияет на характер ролевого поведения подростков.

Хронносистема фиксирует влияние временного контекста, то есть изменений в семейной структуре, социально-экономических сдвигов, возрастных кризисов. У. Бронфенбреннер писал о том, что события, происходящие в разные периоды жизни подростка, по-разному влияют на его ролевое поведение. 

Итак, формирование социальных ролей у подростков следует рассматривать как результат комплексного взаимодействия различных уровней социальной среды.

В заключении следует отметить, что формирование социальных ролей подростка зависит от качества семейного и школьного взаимодействия. Семья закладывает основу ролевой идентичности, а школа расширяет спектр социальных ролей, актуальных в данном социуме.

Список литературы

  1. Морозова И.В. Подростки и их социальные роли в современном обществе. – М.: Издательство «Флинта», 2020. – 240 с.
  2. Романов И.П. Социальные роли в контексте подростковой субкультуры. – СПб.: Издательство «Речь», 2021. – 200 с.
  3. Сендеров В.А. Социальные роли и идентичность подростков. – СПб.: Речь, 2020. – 256 с.
  4. Смирнова Т.А. Социальные роли в подростковом возрасте: теоретические и практические аспекты. – СПб.: Издательство «Питер», 2021. – 190 с.
  5. Тихомиров В.А. Социальные роли и молодежная субкультура. – М.: Наука, 2021. – 210 с.

Поделиться

55

Ганиева Ю. И. Формирование социальных ролей подростка в условиях семейного и школьного взаимодействия // Актуальные исследования. 2025. №17 (252). URL: https://apni.ru/article/11884-formirovanie-socialnyh-rolej-podrostka-v-usloviyah-semejnogo-i-shkolnogo-vzaimodejstviya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#18 (253)

Прием материалов

3 мая - 9 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

14 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

28 мая