Девиантное поведение – это устойчивая форма социального поведения личности, выражающаяся в отклонении от общепринятых социальных норм, ценностей и правил, регулирующих жизнедеятельность общества, и проявляющаяся в действиях, которые противоречат ожиданиям социальной группы, наносят вред самому субъекту, окружающим или социальной системе в целом. Такое поведение может варьироваться от относительно незначительных нарушений этикета и дисциплины до асоциальных, деструктивных и противоправных поступков [2].
Существует множество подходов к классификациям девиантного поведения, в зависимости от научной дисциплины и исследовательских задач. В социологическом контексте одной из наиболее известных является классификация, основанная на степени отклонения от социальных норм и общественной опасности. Так, Ю. А. Клейберг асоциальное поведение, которое выражается в нарушении моральных норм общества: грубости, нецензурная лексика, прогулы, нарушения дисциплины, бродяжничество. Следующим в классификации является противоправное или как его еще называют делинквентное поведение, которое включает в себя действия, нарушающие нормы закона, но не всегда попадающие под уголовное преследование: вандализм, мелкие кражи, агрессивные действия по отношению к сверстникам, взрослым и животным. Наиболее тяжелой формой девиации признается криминальное поведение, сознательное и систематическое нарушение уголовного права, связанное с преступлениями и антиобщественным образом жизни [3].
С психолого-педагогической стороны, как указывает Е. Н. Волкова, девиантное поведение может классифицироваться по характеру направленности действий. В связи с этим выделяют [1]:
- агрессивное поведение, проявляющееся в физических и вербальных формах насилия, доминирования и принуждения;
- замкнутое или изолированное поведение, когда подросток избегает контактов, уходит в себя, оказывается от общения и активности;
- аддиктивное поведение, связанное с поиском измененных состояний сознания (алкоголь, наркотики, компьютерная зависимость);
- аутодеструктивное поведение, выражающееся в нанесении вреда себе, включая суицидальные наклонности, членовредительство, расстройства пищевого поведения;
- нарушение дисциплины, отказ от учебы, прогулы, протесты.
Основные особенности девиантного поведения в подростковом возрасте можно рассматривать с нескольких позиций. С психофизиологической точки зрения девиантное поведение подростков обусловлено специфическими возрастными изменениями, происходящими в организме, включая гормональные колебания, незрелость префронтальной коры головного мозга, отвечающей за принятие решений, планирование и контроль импульсивных действий. Эти изменения приводят к снижению критического мышления, повышенной эмоциональной возбудимости и стремлению к риску, что может способствовать формированию различных форм отклоняющегося поведения.
С социально-психологической позиции девиантность выступает как реакция на фрустрацию потребности в признании, принадлежности, автономии и безопасности. Особую роль в становлении девиантного поведения играет микросоциальная среда. Семейные дисфункции, в частности: гипоопека, гиперопека, противоречивые воспитательные установки, эмоциональное отвержение или агрессия со стороны значимых взрослых, выступают мощными факторами риска. Также не следует исключать значение макросоциальных факторов, таких как экономическая нестабильность, социокультурные трансформации, информационная перенасыщенность и распространение антисоциального контента в медиапространстве. Эти элементы формируют искаженную систему ценностей и ориентиров, в рамках которой девиантное поведение может восприниматься как социально допустимое.
Развитие девиантное поведения у подростков также невозможно рассматривать вне контекста возрастных психических новообразований, характерных для пубертатного периода. По Д. Б. Эльконину ведущая деятельность в этом возрасте – интимно-личностное общение со сверстниками, способствует переориентации подростка с авторитетов взрослых на референтную группу, что, в условиях дефицита социальных навыков или критического мышления, может привести к конформному усвоению деструктивных моделей поведения. Формирующееся чувство взрослости и стремление к независимости зачастую проявляются в форме оппозиции требованиям родителей, педагогов, а также установленным общественным нормам [4].
На когнитивном уровне у подростков отмечается противоречивое сочетание уже сформировавшихся абстрактно-логических операций с недостаточной способностью к прогнозированию последствий собственных действий. Это приводит к возникновению импульсивных поступков, неадекватной оценке социальных рисков, а также к недоразвитию механизмов саморегуляции. Поведенческие проявления девиантности на данном этапе могут носить ситуативный характер, не всегда переходя в устойчивую форму.
С точки зрения социокультурного анализа, девиантное поведение рассматривается как результат несоответствия между индивидуальными целями и средствами их достижения, предписанными обществом. В условиях социальной нестабильности, ценностного релятивизма и деформации института семьи подростки могут выбирать альтернативные модели поведения, которые выходят за рамки нормативной системы и порой могут служить средством достижения престижа или авторитета.
Таким образом, особенности девиантного поведения в подростковом возрасте обусловлены совокупностью биологических, психологических, социальных и культурных факторов.