Главная
АИ #17 (252)
Статьи журнала АИ #17 (252)
Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте

Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте

Рубрика

Психология

Ключевые слова

девиантное поведение
подростковый возраст
агрессивное поведение
аддиктивное поведение
аутодеструктивное поведение
расстройства пищевого поведения
суицидальные наклонности
ведущая деятельность
девиация
деформация

Аннотация статьи

В статье рассматривалось понятие девиантного поведения. Анализировались различные классификации девиаций. Приведены работы учёных, посвятивших исследования девиантному поведению. Описаны виды девиантного поведения. Уделено внимание особенностям девиантного поведения в подростковом возрасте. Рассмотрены факторы, влияющие на девиантное поведение. Отмечена роль макросоциальных и микросоциальных факторов. Проанализированы последствия девиантного поведения.

Текст статьи

Девиантное поведение – это устойчивая форма социального поведения личности, выражающаяся в отклонении от общепринятых социальных норм, ценностей и правил, регулирующих жизнедеятельность общества, и проявляющаяся в действиях, которые противоречат ожиданиям социальной группы, наносят вред самому субъекту, окружающим или социальной системе в целом. Такое поведение может варьироваться от относительно незначительных нарушений этикета и дисциплины до асоциальных, деструктивных и противоправных поступков [2].

Существует множество подходов к классификациям девиантного поведения, в зависимости от научной дисциплины и исследовательских задач. В социологическом контексте одной из наиболее известных является классификация, основанная на степени отклонения от социальных норм и общественной опасности. Так, Ю. А. Клейберг асоциальное поведение, которое выражается в нарушении моральных норм общества: грубости, нецензурная лексика, прогулы, нарушения дисциплины, бродяжничество. Следующим в классификации является противоправное или как его еще называют делинквентное поведение, которое включает в себя действия, нарушающие нормы закона, но не всегда попадающие под уголовное преследование: вандализм, мелкие кражи, агрессивные действия по отношению к сверстникам, взрослым и животным. Наиболее тяжелой формой девиации признается криминальное поведение, сознательное и систематическое нарушение уголовного права, связанное с преступлениями и антиобщественным образом жизни [3].

С психолого-педагогической стороны, как указывает Е. Н. Волкова, девиантное поведение может классифицироваться по характеру направленности действий. В связи с этим выделяют [1]:

  • агрессивное поведение, проявляющееся в физических и вербальных формах насилия, доминирования и принуждения; 
  • замкнутое или изолированное поведение, когда подросток избегает контактов, уходит в себя, оказывается от общения и активности;
  • аддиктивное поведение, связанное с поиском измененных состояний сознания (алкоголь, наркотики, компьютерная зависимость);
  • аутодеструктивное поведение, выражающееся в нанесении вреда себе, включая суицидальные наклонности, членовредительство, расстройства пищевого поведения;
  • нарушение дисциплины, отказ от учебы, прогулы, протесты.

Основные особенности девиантного поведения в подростковом возрасте можно рассматривать с нескольких позиций. С психофизиологической точки зрения девиантное поведение подростков обусловлено специфическими возрастными изменениями, происходящими в организме, включая гормональные колебания, незрелость префронтальной коры головного мозга, отвечающей за принятие решений, планирование и контроль импульсивных действий. Эти изменения приводят к снижению критического мышления, повышенной эмоциональной возбудимости и стремлению к риску, что может способствовать формированию различных форм отклоняющегося поведения.

С социально-психологической позиции девиантность выступает как реакция на фрустрацию потребности в признании, принадлежности, автономии и безопасности. Особую роль в становлении девиантного поведения играет микросоциальная среда. Семейные дисфункции, в частности: гипоопека, гиперопека, противоречивые воспитательные установки, эмоциональное отвержение или агрессия со стороны значимых взрослых, выступают мощными факторами риска. Также не следует исключать значение макросоциальных факторов, таких как экономическая нестабильность, социокультурные трансформации, информационная перенасыщенность и распространение антисоциального контента в медиапространстве. Эти элементы формируют искаженную систему ценностей и ориентиров, в рамках которой девиантное поведение может восприниматься как социально допустимое.

Развитие девиантное поведения у подростков также невозможно рассматривать вне контекста возрастных психических новообразований, характерных для пубертатного периода. По Д. Б. Эльконину ведущая деятельность в этом возрасте – интимно-личностное общение со сверстниками, способствует переориентации подростка с авторитетов взрослых на референтную группу, что, в условиях дефицита социальных навыков или критического мышления, может привести к конформному усвоению деструктивных моделей поведения. Формирующееся чувство взрослости и стремление к независимости зачастую проявляются в форме оппозиции требованиям родителей, педагогов, а также установленным общественным нормам [4].

На когнитивном уровне у подростков отмечается противоречивое сочетание уже сформировавшихся абстрактно-логических операций с недостаточной способностью к прогнозированию последствий собственных действий. Это приводит к возникновению импульсивных поступков, неадекватной оценке социальных рисков, а также к недоразвитию механизмов саморегуляции. Поведенческие проявления девиантности на данном этапе могут носить ситуативный характер, не всегда переходя в устойчивую форму.

С точки зрения социокультурного анализа, девиантное поведение рассматривается как результат несоответствия между индивидуальными целями и средствами их достижения, предписанными обществом. В условиях социальной нестабильности, ценностного релятивизма и деформации института семьи подростки могут выбирать альтернативные модели поведения, которые выходят за рамки нормативной системы и порой могут служить средством достижения престижа или авторитета. 

Таким образом, особенности девиантного поведения в подростковом возрасте обусловлены совокупностью биологических, психологических, социальных и культурных факторов.

Список литературы

  1. Волкова Е.Н. Девиантология: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. – М.: Академия, 2020. – 288 с.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. – М.: Юрайт, 2020. – 400 с.
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю.А. Клейберг. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 287 с. 
  4. Эльконин Д.Б. Психология развития: Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, 2001. – 384 с.

Поделиться

9

Ганиева Ю. И. Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте // Актуальные исследования. 2025. №17 (252). URL: https://apni.ru/article/11885-osobennosti-deviantnogo-povedeniya-v-podrostkovom-vozraste

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#18 (253)

Прием материалов

3 мая - 9 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

14 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

28 мая