В современном обществе проблема агрессивного поведения подростков является одной из наиболее актуальных и сложных. Агрессия, проявляющаяся в различных формах, таких как физическое насилие, вербальные оскорбления, буллинг и кибербуллинг, оказывает негативное влияние не только на жертв, но и на самих агрессоров, а также на социальную среду в целом. Согласно исследованию А. А. Бандуры, агрессивное поведение может формироваться в процессе социального научения, когда подростки перенимают деструктивные модели взаимодействия у значимых взрослых или сверстников [2, с. 117-122].
Одним из факторов, который может быть связан с агрессивным поведением подростков, является их социальный статус. Существующие работы Дж. Коулмана демонстрируют неоднозначность этой связи. С одной стороны, подростки с низким социальным статусом, испытывающие отвержение и изоляцию, чаще проявляют агрессию как реакцию на фрустрацию и чувство несправедливости. С другой страны, подростки, стремящиеся к повышению своего социального статуса, также могут использовать агрессию как инструмент достижения власти и влияния в группе сверстников.
Однако, как подчеркивает, Р. Тремблей, социальный статус является не единственным фактором, определяющим агрессивное поведение, на него также влияют индивидуальные особенности личности, семейная обстановка, окружающая среда и т. д. Тем не менее исследования подчеркивают значимость социального статуса как одного из предикторов агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Социальный статус – это положение, которое индивид занимает в социальной структуре общества или группы. Как отмечает Р. Линтон, он определяет права, обязанности и ожидания, связанные с этим положением. Социальный статус может быть предписанным (унаследованным, например, пол, раса, национальность) или приобретенным (достигнутым, благодаря усилиям и выбору, например, профессия, образование, доход). В контексте подростков социальный статус часто определяется положением в группе сверстников, которое влияет на популярность, принятие и участие в социальных активностях, подчеркивал Э. Гоффман [4, с. 65-71].
Изучение социального статуса, особенно среди подростков, получило развитие в ХХ век. Одним из первых в этой области стал американский социолог А. Холлингсхед, который в 1940-х годах провел исследование «Elmotown’s Youth» в небольшом городке Иллинойсе, США. Он изучал, как социальный статус влияет на социальные взаимодействия, образование и возможности подростков в маленьком американском городке. Впоследствии, исследования активно проводились в различных странах, включая Канаду, Великобританию и страны Скандинавии. Эти исследования изучали аспекты жизни подростков, такие как академическая успеваемость, поведение, здоровье и социальные отношения.
Методы изучения социального статуса, особенно в контексте детского и подросткового возраста, имеет свои корни и в социометрии, разработанной Я. Л. Морено. Я. Л. Морено, австрийско-американский психиатр и социолог, разработал социометрический метод для изучения межличностных отношений и социальных структур внутри групп. Этот метод позволяет выявлять лидеров, изгоев и другие типы социальных позиций в группе, путем анализа выборов и отвержений участников группы друг другом [6, с. 112-119].
Помимо групповых факторов, значительную роль в формировании агрессивного поведения подростков играет окружающая среда. Как показывают исследования Р. Сампсона, С. Рауденбуша и Ф. Эрласа, окружающая среда, особенно в сочетании с низким социальным статусом, может создавать дополнительные стрессовые факторы, способствующие агрессивному поведению. Неблагополучные районы с высоким уровнем преступности и ограниченным доступом к ресурсам, формируют среду, где агрессия может восприниматься как нормальный или даже необходимый способ выживания.
Семейные факторы также влияют на агрессивное поведение. Д. Баумринд отмечает, что подростки, воспитывающиеся в семьях, где применяются авторитарные методы воспитания или где наблюдается насилие, более склонны к агрессивному поведению, независимо от их социального статуса. Аналогично, подростки, с низким уровнем самооценки или испытывающие трудности в эмоциональной регуляции, могут проявлять агрессию как способ компенсации своей неуверенности или выражения негативных эмоций.
Индивидуальные особенности личности, такие как импульсивность и низкий уровень эмпатии, также существенно влияют на проявление агрессии. Подростки с высоким уровнем импульсивности чаще вовлекаются в агрессивные действия, поскольку им сложнее контролировать свои эмоциональные реакции, считал Б. Бушман [1].
Необходимо рассмотреть и роль когнитивных процессов в связи между социальным статусом и агрессией. По мнению Р. Доджа, подростки с более высоким социальным статусом могут проявлять агрессию, поскольку считают ее оправданной для поддержания своего положения, в то время как подростки с низким социальным статусом могут интерпретировать нейтральные действия как враждебные, что приводит к реактивной агрессии.
Современные исследования социального статуса подростков М. Принстейн учитывают новые факторы, такие как влияние цифровых технологий и социальных сетей. Виртуальное пространство становится важной ареной для формирования иерархий и определения социального положения, где популярность в сети, количество подписчиков и онлайн-активность могут оказывать значительное воздействие на самооценку, социальные взаимодействия и агрессивность. Они могут публиковать провокационные материалы, участвовать в онлайн-конфликтах или высмеивать других пользователей, а также выкладывать агрессивный контент [5, с. 23-33].
Для более глубокого понимания взаимосвязи социального статуса и агрессии необходимо учитывать различные формы агрессивного поведения, рассмотренные Т. Парсонса. Инструментальная агрессия, направленная на достижение определенной цели, чаще встречается у подростков, стремящихся к повышению своего статуса. Реактивная агрессия, возникающая в ответ на провокацию или угрозу, более характерна для подростков с низким социальным статусом, испытывающих чувство уязвимости. Встречается и такое, что восприятие собственного социального статуса может быть более значимым фактором, чем объективное положение подростка в группе. Подростки, считающие себя отвергнутыми или непринятыми, даже при формальном высоком статусе, могут проявлять агрессию в попытке компенсировать чувство неполноценности.
Важным аспектом является влияние гендерных ролей на проявление агрессии в контексте социального статуса. К. Бьоркквист писал, что мальчики чаще проявляют физическую агрессию в целях доминирования и поддержания статуса, в то время как девочки могут прибегать к реляционной агрессии, направленной на манипулирование социальными связями и ухудшением взаимоотношений с третьими лицами. Также, мальчики, занимающие лидирующие позиции в группе сверстников, чаще проявляют агрессию по отношению к другим членам группы, используя ее как инструмент для поддержания своего доминирующего положения. Было обнаружено, что девочки, чаще становятся жертвами агрессии со стороны сверстников и, в свою очередь, могут проявлять агрессию в качестве защитной реакции или попытки самоутверждения [3, с. 98-104].
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что существует взаимосвязь между социальным статусом и агрессивным поведением подростков. Исследования показывают, что подростки с низким социальным статусом могут проявлять агрессию как защитную реакцию на изоляцию и непринятие, тогда как подростки с высоким статусом иногда используют агрессию как инструмент поддержания своего положения в группе.