Важность обучения профессионализму и адаптации молодого врача-стоматолога подчеркивается во многих странах мира. Однако в настоящее время не существует рекомендаций о том, как следует развивать профессионализм у студентов-медиков, будущих стоматологов. В современных условиях динамичного развития здравоохранения и постоянных изменений в медицинской практике особенно актуальным становится вопрос адаптации молодых специалистов в стоматологической практике к профессиональной деятельности в данных организациях.
Стоматологическая деятельность характеризуется высоким уровнем профессиональных и этических рисков во взаимоотношениях между врачом и пациентом. Даже выполняя свои профессиональные обязанности надлежащим образом, врачи действуют в состоянии риска, который обусловлен (в большей степени) поведением пациента.
По нашему мнению, появление конфликтов в стоматологической практике связано с неосведомлённостью пациентов и их нетактичным поведением по отношению к врачу, а врачи – стоматологи недостаточно информированы о причинах и методах снижения конфликтов между врачом и пациентом.
Молодые специалисты в стоматологической практике, только что получившие образование, сталкиваются с множеством вызовов, связанных не только с врачебными аспектами, но и с организационными, коммуникативными и этическими аспектами профессии. В обзоре журнала Journal of Siberian Medical Sciences, подчеркивается важность приверженности адаптации молодых медиков профессионализму и высказывается мнение о необходимости проведения тщательных исследований в этой области [1, с. 77-88]. Однако важно подчеркнуть, что до сих пор сохраняется неопределенность в отношении того, что же такое адаптация на самом деле, и, хотя преподаватели медицинских вузов в основном представляют адаптацию как перечень характеристик или моделей практического обучения в стоматологии.
Профессия врача стоматолога – это сложное и ответственное занятие, особенно для молодых специалистов, которые только начинают свою профессиональную карьеру.
Рассмотрим основные вызовы, с которыми сталкиваются молодые врачи-стоматологи при начале своей профессиональной деятельности:
- Огромный объем информации. Молодые врачи сталкиваются с огромным объемом информации, которую им необходимо усвоить и применять в практике. Новые методы диагностики и лечения, постоянно меняющиеся протоколы и стандарты – все это требует от молодых врачей постоянного обучения и адаптации.
- Ответственность и стресс. Врачебная профессия неразрывно связана с большой ответственностью за жизнь и здоровье пациентов. Молодые врачи, только начавшие свою профессиональную деятельность, могут испытывать стресс и неуверенность в принятии важных решений. Необходимо научиться эффективно управлять стрессом и принимать верные решения в сложных ситуациях.
- Коммуникация и взаимодействие с пациентами. Эффективная коммуникация с пациентами является важной частью успешной врачебной практики. Молодым врачам может быть сложно установить доверительные отношения с пациентами и объяснить им сложные медицинские термины. Необходимо развивать навыки эмпатии, терпения и понимания, чтобы обеспечить качественное взаимодействие с пациентами.
- Организационные и административные задачи. Врачи также сталкиваются с организационными и административными задачами, такими как ведение медицинской документации, планирование расписания приема пациентов и координация с другими специалистами. Молодым врачам может потребоваться время, чтобы адаптироваться к этим аспектам профессиональной деятельности.
Таким образом, развитие врачебного профессионализма в процессе адаптации служит важной общественной целью. Очевидно, что развитие профессионализма, а также адаптация происходит с течением времени в процессе изучения и осмысления. Следовательно, одной из основных задач медицинского образования должно быть предоставление многочисленных возможностей для приобретения опыта и осмысления концепции и принципов медицинского профессионализма. Поэтому мы предлагаем уделять особое внимание обучению в клинических условиях, опираясь на реальные повседневные примеры.
В стоматологических больницах клинические преподаватели сознательно или бессознательно выступают в качестве ролевых моделей для молодых специалистов-стоматологов [2]. Врачи-стоматологи, которые уделяют время обратной связи, рефлексии и прилагают сознательные усилия, чтобы сформулировать то, что они моделируют, помимо оказания качественной клинической помощи, скорее всего, будут признаны в качестве отличных ролевых моделей. Необходимо, чтобы практикующие врачи во всех стоматологических клиниках сотрудничали и обменивались идеями в области развития медицинского профессионализма через адаптацию. Ведь жесткая конкуренция, закрытость и авторитарная культура медицинских организаций способствуют формированию пассивных врачей, у которых отсутствует профессиональная позиция. С другой стороны, аутентичная среда клинической практики постепенно превращает их во врачей, обладающих профессиональными компетенциями, ценностями и установками. Также существует несколько ключевых методов и подходов, которые могут помочь молодым врачам успешно адаптироваться и развиваться в своей профессии:
- непрерывное образование и профессиональное развитие: молодым врачам необходимо постоянно обновлять свои стоматологические знания и навыки, участвовать в научных конференциях и семинарах, чтении научных статей и публикаций. Это поможет им быть в курсе последних достижений и тенденций в медицине и применять их в своей практике.
- менторство и коучинг: молодым врачам может быть полезно иметь опытного наставника или коуча, который будет поддерживать их в процессе адаптации и профессионального роста. Ментор сможет поделиться своими знаниями и опытом, помочь развить навыки общения с пациентами, принятия решений и эффективного управления временем.
- развитие навыков коммуникации и эмпатии: коммуникационные навыки являются ключевыми для успешной работы врача. Молодым врачам следует активно развивать навыки эффективной коммуникации с пациентами, коллегами и другими участниками здравоохранения. Эмпатия, понимание и умение слушать пациентов помогут установить доверительные отношения и обеспечить качественное лечение.
- работа в команде и сотрудничество: молодым врачам полезно развивать навыки работы в команде и эффективного сотрудничества с другими специалистами. Участие в междисциплинарных командах и проектах позволит молодым врачам расширить свои знания и опыт, а также научиться работать в условиях совместной работы для достижения лучших результатов.
- регулярный самоанализ и обратная связь: молодым врачам важно иметь возможность проводить регулярный самоанализ своей работы, выявлять свои сильные и слабые стороны и стремиться к постоянному совершенствованию. Обратная связь от коллег и пациентов также может быть ценным инструментом для профессионального роста.
Так, успешная адаптация и профессиональный рост молодых врачей в данной сфере требуют постоянного образования, наставничества, развития коммуникационных навыков, работы в команде и самоанализа. Эти методы и подходы помогут молодым врачам эффективно внедриться в профессию врача стоматолога и достичь успеха в своей карьере.
Фундаментальный спектр атрибутов медицинской адаптации включает три уровня: индивидуальный, врач-пациент и сообщество. Медицинские организации стремятся к укреплению этих важнейших атрибутов на всех трех уровнях.
Ученые разрабатывают методы повышения профессионализма врачей путем проведения курсов адаптации в рамках формальной программы и введения тренингов в медицине. Завалёва Е. В., Матвеева Е. С., Пышкина Т. В. провели эксперимент по использованию научных фильмов для повышения уровня профессионализма молодых врачей путем изображения идеальных ситуаций, предполагающих позитивное поведение, и сценариев с богатыми ресурсами [3].
В других вмешательствах использовались ролевая модель и интерактивный метод, в котором руководители медицинской организации осознают когнитивную важность профессионализма и демонстрируют его в своей практике. Кроме того, программы адаптации богатой истории и изощренности клинического мастерства были признаны эффективными в преподавании и обучении профессионализму.
Однако, большинство молодых врачей, согласно Абдуллаева А. С., Мамина В. П. считали, что нет необходимости включать в медицинскую программу модули по профессионализму или гуманитарным дисциплинам, поскольку темы, связанные с общественными науками, считались не имеющими отношения к медицине и воспринимались как здравый смысл [4]. Врачи сообщали о недобросовестном отношении к работе других, но сами оставляли за собой право на профессионализм.
К другим факторам, способствующим низкому профессионализму молодых врачей, относятся использование социальных сетей в рабочее время, высмеивание пациентов, направление сложных случаев в другие больницы, освобождение коек перед праздниками, отсутствие сотрудничества со стороны среднего медицинского персонала и неадекватные примеры для подражания. Поэтому большинство молодых врачей не достигают того уровня диагностики, которым должен обладать успешный врач. Помимо диагностических навыков, успех медицинских процедур зависит от сотрудничества всей медицинской команды: врачей, медсестер и другого немедицинского персонала.
Врачи считают, что качественной медицинской практике мешают внешние факторы. Иногда это происходило из-за сравнения с врачами, которые начали практиковать тремя десятилетиями раньше и имели лучшие возможности и условия [5]. Они также отмечали, что старшие врачи не являются примером для подражания или преподавателями по адаптации, поскольку критикуют младших и не уважают их. Проявилась неудовлетворенность как примером для подражания, так и поддержкой среднего медицинского персонала. Для обеспечения более качественного медицинского обслуживания необходимо обучать молодых врачей тем навыкам, которые сделают их успешными профессионалами. Необходимо учитывать, что профессионализм должен исследоваться как культурно тонкий феномен. Поэтому необходимо также разрабатывать и внедрять контекстно-ориентированное обучение через адаптацию. Внедрение информационных технологий в амбулаторно-поликлинические медицинские организации предлагает много возможностей для улучшения процесса адаптации молодых врачей-стоматологов. Внедрение электронных медицинских записей и других информационных систем позволяет молодым врачам-стоматологам быстро получать доступ к медицинской информации, результатам лабораторных исследований, истории лечения пациентов и другим важным данным. Это помогает сократить время на поиск и обработку информации, что повышает эффективность и точность работы врачей. Также информационные технологии предоставляют инструменты для улучшения координации и коммуникации между различными специалистами и отделениями в медицинской организации. Молодым врачам становится проще и быстрее обмениваться информацией с коллегами, получать консультации и совместно принимать решения. Это способствует более эффективному взаимодействию и сотрудничеству. Внедрение информационных технологий позволяет обеспечить надежность и безопасность хранения и передачи медицинских данных. Это особенно важно для молодых врачей, которые могут быть более восприимчивы к ошибкам и проблемам безопасности данных. Защита конфиденциальности и целостности данных помогает молодым врачам чувствовать себя увереннее и способствует правильному использованию информации в практике.
Важно предоставить молодым врачам-стоматологам необходимую подготовку и обучение в области использования информационных технологий. Обучение должно включать в себя не только основы работы с системами электронных медицинских записей, но и развитие навыков анализа данных, критического мышления и применения информационных технологий в клинической практике. Молодые врачи-стоматологи сталкиваются с рядом перспектив и вызовов в контексте быстро меняющейся медицинской среды:
- инновации в медицине: быстро меняющаяся медицинская среда предлагает молодым врачам множество инноваций и новых технологий. Они могут использовать современные методы диагностики и лечения, такие как генетические исследования и телемедицина, для улучшения результатов лечения и удовлетворения потребностей пациентов.
- междисциплинарное сотрудничество: медицинская среда становится все более междисциплинарной, что предлагает возможности для молодых врачей работать в команде с другими специалистами. Это позволяет им обмениваться знаниями и опытом, развивать свои навыки и повышать качество оказываемой медицинской помощи.
- развитие карьеры: молодым врачам открываются широкие возможности для развития карьеры в различных областях медицины. Они могут специализироваться в конкретной области, заниматься научной деятельностью, стать преподавателями или вести собственную практику. Это предоставляет молодым врачам возможность реализовать свой профессиональный потенциал.
В заключении отметим, что изучение адаптации молодых специалистов в стоматологической практике к профессиональной деятельности в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях представляет собой важный вклад в развитие медицинской практики. Практические рекомендации, вытекающие из данного исследования, могут служить основой для улучшения процесса адаптации и повышения эффективности работы молодых врачей в данной сфере. Так для решения проблем адаптации, а также развития профессиональных навыков молодых специалистов в стоматологической практике необходимы системные изменения, в частности пересмотр программы поддержки молодых врачей по медицине и ее переосмысление в более гуманистическом ключе. Повышению стандартов адаптации может способствовать создание лучших ролевых моделей, подчеркивающих такие качества, как терпимость, обучаемость и принятие. На основании полученных данных предлагаем следующие организационные рекомендации, которые могут быть реализованы руководителями медицинских организаций:
- необходимо рассмотреть вопрос о том, как можно сохранить постоянство состава бригады во время ротации и дежурств;
- больницы, в которых практикуются высокие стандарты общения, должны быть показаны, чтобы другие могли учиться у них;
- предоставление молодым врачам, по возможности, защищенного времени для саморазвития в рамках их ротации, как это было успешно внедрено в таких специальностях как педиатрия;
- создание и обеспечение доступности формальной и неформальной поддержки / клинического контроля (например, групп сверстников);
- открытое обсуждение проблем и опыта в области психического здоровья поощряется на всех уровнях и демонстрируется старшими руководителями;
- молодые врачи получают позитивную и конструктивную обратную связь, когда это необходимо.