Главная
АИ #18 (253)
Статьи журнала АИ #18 (253)
Информационные технологии и наглядности как средство повышения учебной мотивации...

Информационные технологии и наглядности как средство повышения учебной мотивации для обучающихся с ОВЗ (из опыта работы)

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

информационные технологии
учебная мотивация

Аннотация статьи

В статье описаны примеры использования информационных технологий и наглядностей при обучении детей с ОВЗ для успешного формирования учебной мотивации.

Текст статьи

В настоящее время число детей с ОВЗ неуклонно растёт, и перед современной школой остро встает проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Одним из путей ее решения является подбор и модернизация методов обучения, поиск новых инновационных способов, адекватных возможностям учащихся и обуславливающих условия, в которых осуществляется учебная и познавательная деятельность. Использование современных информационно-технических средств – это ответ на исследование данной актуальной проблемы, они являются неотъемлемым атрибутом жизни современного ребенка. Своей занимательностью они повышают познавательную активность и мотивацию, а также помогают детям ориентироваться, взаимодействовать, жить в окружающем мире наравне с другими детьми. На это нас ориентирует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

Среди различных средств повышения учебной мотивации для обучающихся с ОВЗ особое место занимают информационные технологии и наглядности, дающие возможность педагогу сделать процесс обучения более динамичным.

Анализ выявленных противоречий помог сформулировать цель исследования – это применение на уроках, занятиях и внеурочной деятельности информационных технологий и наглядностей, способствующих повышению учебной мотивации у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

  1. Создать условия для повышения у обучающихся учебной мотивации посредством применения информационных технологий и наглядностей.
  2. Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
  3. Подобрать серию информационных технологий и наглядностей, включить их в учебно-воспитательный процесс.

Метод обучения с использованием компьютерных технологий помогает педагогу лучше оценить потенциал ребенка, направляет на поиск новых, нетрадиционных форм и методов обучения.

Формы использования ИКТ:

  • фронтальные,
  • подгрупповые,
  • индивидуальные.

Применение различных форм данной технологии повышает эффективность усвоения материала, активизирует мыслительную деятельность каждого ребенка, стимулирует интерес учащихся к предмету.

Как уже было выявлено, использование различных технологий, игр, упражнений, практически на всех этапах урока, занятия способствует повышению учебной мотивации. При подготовке к уроку, занятию педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока, занятия и его место в развороте учебной программы;
  • Выбор учебного материала (определение содержания, объема, связи с ранее изученным, системы управлений, дополнительного материала для дифференцированной работы и домашнего задания);
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, группе разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока;
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;
  • Продумать форму подведения итогов урока;
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

В своей практике специалисты используют различные презентации, выполненные в программе PowerPoint с различными формами работ. Она дает возможность иллюстрировать каждую свою мысль во время объяснения нового материала. Использование мультимедийных технологий обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает положительный результат при введении информационных технологий в различные части урока, занятия.

Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения. «По данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном - около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации».

Ожидаемые результаты оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребенка с ОВЗ и уровень освоения образовательной программы.

Есть большое количество мультимедийных материалов, предназначенных для использования в начальном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т. д. Но при использовании программных продуктов нужно учитывать особенности каждого ребенка в классе, группе.

Также в последнее время создано большое количество развивающих игр, использование которых в работе с детьми ОВЗ дает возможность подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития ученика, а не его возраста. Игры позволяют учиться работать «мышью» в индивидуальном темпе, учат видеть экран монитора, ориентироваться на нем. Их можно также использовать на занятиях по развитию математических представлений. Дети охотно и быстро осваивают работу на компьютере.

Специальные упражнения-игры на тренажерах повышают привлекательность содержания учебного материала; деление материала по разделам, позволяют планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается; у детей повышается интерес к процессу обучения. Речевое нарушение и недостаточное развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) мешают учащемуся в усвоении программного материала, а компьютерные игры и тренажеры развивают навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

В своей работе с детьми ОВЗ специалисты используют развивающие интерактивные игры, тренажеры с Интернет-порталов, учитываю индивидуальные особенности и возраст учащегося, например игры с сайта: https://systemekb.ru/games/ovz/page/5/.

Также активно используются задания с образовательных порталов «Учи.ру», «ЯндексУчебник», «РЭШ». Эти игровые программы помогают в легкой и доступной форме усваивать знания по математике, русскому языку, стимулируют приобретение новых знаний, специально подобранные игры развивают познавательные способности детей. Также эти приложения можно рекомендовать родителям для использования их в домашних условиях.

Необходимость использования информационных технологий и наглядностей на современных уроках и занятиях неоспорима. Педагог получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития учащегося с ОВЗ, поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучшего варианта учебной программы. Детям с ОВЗ компьютерные технологии помогают освоить и познать новое. Развитие мотивации - один из способов социализации.

Показатели повышения уровня учебной мотивации диагностировались с помощью диагностики учебной мотивации по Н. Г. Лускановой.

Исходный, текущий, итоговый мониторинг проводился в три этапа. В ходе мониторинга выявилась положительная динамика уровня учебной мотивации.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М.: РГУТиС, 1980. 186 с.
  2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – Спб.: Речь, 2005. 28 с.
  3. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: МГУ, 1991. 144 с.
  4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. Психолого-педагогический и технологический аспекты. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 400 с.
  5. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969. – 320 с.

Поделиться

119

Лобанова И. В., Богатырёва Е. А., Кравченко Н. И. Информационные технологии и наглядности как средство повышения учебной мотивации для обучающихся с ОВЗ (из опыта работы) // Актуальные исследования. 2025. №18 (253). URL: https://apni.ru/article/11904-informacionnye-tehnologii-i-naglyadnosti-kak-sredstvo-povysheniya-uchebnoj-motivacii-dlya-obuchayushihsya-s-ovz-iz-opyta-raboty

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#19 (254)

Прием материалов

10 мая - 16 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

21 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

4 июня