Главная
АИ #18 (21)
Статьи журнала АИ #18 (21)
Становление и развитие системы оказания государственных услуг российскому населе...

Становление и развитие системы оказания государственных услуг российскому населению – ретроспективный аспект

Автор(-ы):

Москалев Михаил Владимирович

Севрюкова Виктория Викторовна

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

государственные услуги
история становления государственных услуг в России
история России

Аннотация статьи

В статье рассмотрена история становления и развития системы оказания государственных услуг со времен крещения Руси до наших дней.

Текст статьи

Потребности населения в предоставлении государственных услуг формировались одновременно с возникновением первых государственных структур. Вне зависимости от политического устройства или экономического состояния государства всем слоям населения должны в той или иной мере обеспечиваться социальные гарантии, меры защиты и поддержки.

Исторический экскурс показывает, что со времен крещения Руси, опека над определенными слоями населения уже осуществлялась князьями и церковью. Основной задачей такого опекунства было сохранение численности населения и образа жизни подопечных граждан. Форма поддержки носила временный и спонтанный характер. Особую заботу к страждущему населению проявлял Владимир Мономах. В поучении своим детям он наказал, что бы убогих они не забывали, по мере сил кормили их, сирот и вдов сами на суде по правде судили, не давали их сильным в обиду. В дальнейшем, традиции и методы управления князя, который личным примером демонстрировал благодеяния и покровительство, послужили основой развития государственных социальных коммуникаций. Далее, Иван IV Грозный, издает Указ «О милостыне», в соответствии с которым, для престарелых и прокаженных начали строить богадельни, а также стали формулироваться правила об отставке со службы «за старостью, болезнями и ранами» [2]. Позже, важным направлением государственной социальной политики становится контроль над деятельностью богаделен, в которых проживали больные и бедные люди, поддержка вдов и детей. Развивается финансирование учреждений, которые осуществляли социальную помощь. Екатерина II, указом от 07.11.1775 года, который получил название «Учреждение для управления губерний Российской империи», сформировала административные органы – приказы общественного призрения [1]. Они отвечали за работу больниц, школ, сиротских приютов, работных и смирительных домов. Эти учреждения находились на самофинансировании, но изначально им выделялся первый капитал из государственной казны, в дальнейшем были узаконены требования к городам об отчислении им необходимых средств. В ходе развития государственных коммуникаций, начинают сочетаться архаичные и новые формы поддержки населения. Зарождается социальное страхование и пенсионное обеспечение, продолжают развиваться благотворительные организации. Николай I, в декабре 1827 года утвердил «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим», который считается первым пенсионным уставом. В нем были закреплены три основных положения. Во-первых, выплаты производились из государственного казначейства. Во-вторых, размер пенсии назначался в соответствии с окладом пенсии чиновника, установленного к занимаемой должности. В-третьих, пенсионное обеспечение полагалось вдовам и сиротам гражданских служащих.

В период с 1917 года по 1991 год, принципиальным образом меняется структура государственного управления и хозяйствования. Формируются новые общественные отношения. С ноября по декабрь 1917 года упраздняются сословия, школу отделяют от церкви, а церковь от государства, женщин уравнивают в правах с мужчинами, отменяется частная собственность на землю. Полномочия социальных учреждений возлагаются на отделы комиссариата государственного призрения и исполнительные комитеты, главной задачей которых, была помощь и поддержка нуждающихся граждан. В 1918 году принимается Кодекс законов о труде, в котором закрепляется социальная защита трудящихся. Создается Инспекция труда, главной задачей которой является охрана здоровья и жизни рабочих. Впервые устанавливается величина прожиточного минимума и минимальный размер оплаты труда. Советское государство расходовало много средств на пенсии и пособия, а также создавало такие условия для инвалидов, что бы те могли на равных правах существовать в обществе и социально их обеспечивало. В эти годы были созданы: «Всероссийское общество глухонемых», «Всероссийское общество слепых», «Всероссийский союз кооперации инвалидов». Государство обеспечивало данную категорию граждан лечением, обучением и переобучением, для них создают вакансии для трудоустройства и облегченные условия труда, организуют социально-бытовое обслуживание. Особое значение уделялось защите детей, данное направление находилось в ведении Комиссии несовершеннолетних, Совета защиты детей. Во время Великой Отечественной войны, главной задачей социальной политики, была поддержка участников войны и членов их семьи. Законодательные акты были направлены на социальную защиту фронтовиков, инвалидов войны, детям, оставшимся без попечения родителей. Стоит отметить, что например, социальная политика Н.С. Хрущева носила непоследовательный и половинчатый характер, но по сравнению с другими направлениями политики имела наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества. В 1956 году устанавливается возраст выхода на пенсию, для женщин 55 лет, для мужчин 60 лет. Размер пенсии определяется по шкале, чем выше заработная плата, тем меньше процентная норма, так же устанавливались уравнительные меры, в связи с чем, пенсионное обеспечение высококвалифицированных работников и малоквалифицированных рабочих были почти одинаковыми. К сожалению, данная реформа не затронула крестьян страны, для них закон о пенсии был принят только в 1964. По нему на пенсию женщины выходили в 60 лет, мужчины – в 65 лет. В это время устанавливались различные пособия для инвалидов и малообеспеченных семей. Государство оставалось основным субъектом, который мог устранить или минимизировать все виды социальных рисков. Предприятия, которые в те времена продолжали оставаться государственными брали на себя решение ряда социальных проблем, к примеру, обеспечивали жильем, содержали социальную инфраструктуру (поликлиники, санатории, детские сады, дома культуры). У данной системы было много недостатков, и прежде всего, это инерционность и низкая оперативность. Из-за бюрократических проволочек социальные проблемы в большинстве регионов страны решались медленно, в связи с чем имели застойный характер, несмотря на то, что социальная защита и поддержка населения были всеобщими и гарантированными государством.

Принятие в 1993 году Конституции РФ закрепило новый вектор в социальном развитии нашего государства. Социально-экономические реформы, которые начали проводиться в России, привели к радикальным переменам в жизни российского общества. Ликвидируется государственная и общественная собственность, уничтожена советская политическая система, социалистические ценности, советский образ мышления. Обостряется демографическая ситуация, растет смертность и снижается рождаемость, увеличивается приток беженцев из бывших союзных республик. Проводится политика «шоковой терапии», при которой свободный рынок должен саморегулироваться, прекращается любое государственное регулирование экономической жизни, правительство полностью отстранилось от контроля над формированием цен. В результате, цены выросли более чем в тридцать раз, увеличиваются тарифы на перевозку, сырье и энергию. Прежде пустые прилавки магазинов наполняются товарами, как собственного производства, так и импортного, но у населения нет денежных средств на их покупку. Кризис наличных денег приводит к задержкам выдачи заработной платы, пенсий, пособий. Правительство вынуждено снижать социальные выплаты населению. Практически прекращается финансирование здравоохранения, наук, образования и культуры. В стране начинают развиваться негосударственные учреждения образования, здравоохранения. Несмотря на эти трудности, в первые годы реформ создаются: Пенсионный фонд России – в 1991 году; Фонд социального страхования – в 1992 году; Государственный фонд занятости населения и система фондов обязательного медицинского страхования – в 1993 году .

26 февраля 1997 года принимается Постановление «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов» [3] В нем закрепляется:

  1. Необходимость улучшения материального положения и условий жизни граждан.
  2. Повышение занятости населения, гарантируются конституционные права граждан на труд, социальную защиту, образование, жилье.
  3. Направленность социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи.
  4. Нормализацию и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения.

Но население страны продолжает расслаиваться на относительно небольшой процветающий слой и основную, беднейшую массу населения. Процесс формирования среднего класса идет очень медленно. Для населения эта проблема была очень серьезна, ведь совсем недавно, до разрушения СССР, образование, уровень потребления, здравоохранение, занятость населения гарантировалось государством. 31 декабря 1999 года в телеэфире выходит обращение первого президента России Бориса Николаевича Ельцина, в котором он объявляет об отставки с поста Президента. В 2000 году берется курс на предоставление государством только базовых социальных услуг, к реализации социальной политики привлекают негосударственный сектор. В 2002-2003 годах вырабатывается законодательная база новой социальной политики, в которую включается сам человек, повышается его социальная ответственность за благополучие себя и своей семьи, расширяется действие экономических стимулов. В 2005 году Президент запускает новый механизм, в виде программы приоритетных национальных проектов, в их основу ложится здравоохранение, образование, жилье. Начинают действовать социальные программы: «Жилище», «Дети России», «Социальная поддержка инвалидов». Правительство России утвердило в 2011 году «Концепцию демографической политики России на период до 2025 года». Ее задачами является увеличить продолжительности жизни населения, увеличить рост рождаемости и сократить смертность, регулировать внутреннюю и внешнюю миграцию, укрепить здоровье населения. 27 декабря 2012 распоряжением Правительства России утверждена государственная программа: «Социальная поддержка граждан», которая будет реализовываться в течении десятилетия.

Современный этап российского государственного строительства ориентируется на приоритет человеческого фактора и инвестиций в его развитие, совершенствование системы здравоохранения, образования, культуры, жилищной политике, науке, спорте. Но мировой финансовый кризис требует корректировки отечественной социально-экономической политики в направлении стабилизации уровня жизни граждан, обеспечения основных социальных гарантий, сдерживание массовой безработицы. В этих условиях наиболее целесообразным представляется дифференцированная поддержка в зависимости от уровня трудоспособности граждан и их материальной обеспеченности и адресная социальная помощь.

Список литературы

  1. Барышев В. Российская государственная служба: с петровских времён до наших дней / В. Барышев, Т. Журавлёва // Человек и труд. – 2015. – С. 43-68.
  2. Гусаков Д.Б. История обеспечения и социального страхования в России: учеб.пособие. СПб.,2012, ст.13.
  3. Попова Л.Л. Административное право: Учебник (издание второе, переработанное и дополненное), под ред. Л.Л. Попова / Юристъ, 2015.

Поделиться

3136

Москалев М. В., Севрюкова В. В. Становление и развитие системы оказания государственных услуг российскому населению – ретроспективный аспект // Актуальные исследования. 2020. №18 (21). С. 46-49. URL: https://apni.ru/article/1191-stanovlenie-i-razvitie-sistemi-okazaniya-gos

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля