Главная
АИ #18 (253)
Статьи журнала АИ #18 (253)
Методы и техники психологической подготовки личного состава к стрельбе в экстрем...

Методы и техники психологической подготовки личного состава к стрельбе в экстремальных условиях

Научный руководитель

Рубрика

Социология

Ключевые слова

психологическая подготовка
стрельба
экстремальные условия
стресс
самоконтроль
концентрация внимания
уверенность в себе
боевая готовность
психологическое моделирование
аутотренинг
когнитивная переоценка
дебрифинг

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию методов и техник психологической подготовки личного состава к эффективной стрельбе в экстремальных условиях. Рассматриваются возможности применения психологического моделирования для создания реалистичных стрессовых ситуаций, техник аутотренинга для развития самоконтроля, когнитивной переоценки для формирования адекватного восприятия угрозы и дебрифинга для анализа и усвоения боевого опыта. Целью исследования является определение наиболее эффективных комбинаций данных методов и техник для повышения психологической устойчивости стрелков. Предлагаются практические рекомендации по организации и проведению психологической подготовки с акцентом на использование данных методов и техник, направленные на повышение боевой готовности личного состава.

Текст статьи

В современных условиях, когда личный состав силовых структур и ведомств всё чаще сталкивается с необходимостью применения оружия в экстремальных ситуациях, психологическая подготовка приобретает первостепенное значение. Успешное выполнение боевых задач, сохранение жизни и здоровья, а также предотвращение ошибок, связанных с применением оружия, напрямую зависят от психологической устойчивости и готовности личного состава действовать в условиях повышенного стресса.

В экстремальных условиях на эффективность стрельбы влияет множество психологических факторов: страх, тревога, паника, дезориентация, когнитивные искажения и т. д. Под воздействием стресса происходит сужение сознания, снижение когнитивных способностей, нарушение координации движений и ухудшение способности принимать решения. В результате даже высококвалифицированный стрелок может допустить ошибки, которые могут иметь трагические последствия.

Целью данной статьи является исследование особенностей психологической подготовки личного состава к стрельбе в экстремальных условиях, анализ методов и техник, направленных на формирование психологической устойчивости к стрессу, развитие самоконтроля, улучшение концентрации внимания и повышение уверенности в себе.

Эффективность стрельбы в экстремальных условиях определяется не только физической подготовкой и техническими знаниями, умениями, навыками, но и психологической устойчивостью и готовностью действовать в стрессовых ситуациях. К основным психологическим факторам, влияющим на эффективность стрельбы, относятся:

  • Страх и тревога являются естественными реакциями на угрозу и опасность. Однако чрезмерный страх и тревога могут привести к панике, дезориентации, нарушению координации движений и ухудшению способности принимать решения.
  • Паника – неконтролируемое чувство страха, которое может привести к неадекватному поведению, потере контроля над ситуацией и совершению ошибок.
  • Дезориентация – потеря ориентации в пространстве и времени, которая может быть вызвана стрессом, усталостью, травмой или другими факторами. Дезориентация затрудняет принятие решений и ухудшает координацию движений.
  • Нарушение координации движений: стресс может привести к нарушению координации движений, что может ухудшить точность стрельбы и другие навыки.

Психологическая подготовка к стрельбе в экстремальных условиях направлена на формирование устойчивости к стрессу, развитие самоконтроля, улучшение концентрации внимания и повышение уверенности в себе.

Основные методы и техники психологической подготовки:

  • Психологическое моделирование. Психологическое моделирование – это создание в учебных условиях ситуаций, максимально приближенных к реальным экстремальным условиям. Это позволяет личному составу приобретать опыт действий в стрессовых ситуациях, развивать навыки самоконтроля и адаптироваться к психологическим нагрузкам (методы и техники имитаторов, тренажеров, ролевых игр).
  • Психологическая тренировка. Психологическая тренировка – это систематическое выполнение упражнений, направленных на развитие определенных психологических качеств, таких как самоконтроль, концентрация внимания, уверенность в себе и устойчивость к стрессу. Психологическая тренировка может включать в себя использование (методы и техники аутотренинга, медитации, техники визуализации).
  • Управление стрессом. Управление стрессом – это комплекс мер, направленных на снижение уровня стресса и повышение устойчивости к нему (методы и техники релаксации, дыхательных упражнений, когнитивной терапии и др.).
  • Когнитивная переоценка. Когнитивная переоценка – это техника, направленная на изменение негативных мыслей и убеждений, которые могут вызывать стресс и тревогу. Когнитивная переоценка позволяет сотрудникам более реалистично оценивать ситуацию, снижать уровень стресса и принимать более эффективные решения.
  • Развитие самоконтроля. Самоконтроль – это способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Развитие самоконтроля позволяет личному составу сохранять спокойствие и уверенность в себе даже в самых стрессовых ситуациях (методы и техники аутотренинга, медитации).

В связи с этим для эффективной организации и проведения психологической подготовки личного состава к стрельбе в экстремальных условиях можно сформулировать следующие практические рекомендации.

Для эффективной организации и проведения психологической подготовки личного состава к стрельбе в экстремальных условиях необходимо учитывать следующие практические рекомендации:

  1. Психологическая подготовка должна быть адаптирована к индивидуальным особенностям каждого сотрудника, его уровню подготовки, опыту и психологическим потребностям (индивидуальный подход).
  2. Психологическая подготовка должна проводиться систематически и регулярно, а не только перед выполнением сложных задач (систематичность).
  3. Психологическая подготовка должна включать в себя различные методы и техники, направленные на формирование стрессоустойчивости, развитие самоконтроля, улучшение концентрации внимания и повышение уверенности в себе (комплексный подход).
  4. Психологическая подготовка должна быть максимально приближена к реальным условиям, в которых приходится действовать личному составу (практическая направленность).
  5. Психологическую подготовку должны проводить квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы с личным составом в экстремальных условиях (подбор квалифицированного персонала).
  6. Необходимо регулярно оценивать эффективность психологической подготовки, используя различные методы, такие как тестирование, наблюдение и анкетирование (оценка эффективности).

Таким образом, психологическая подготовка является неотъемлемой частью подготовки личного состава к стрельбе в экстремальных условиях. Она позволяет формировать устойчивость к стрессу, развивать самоконтроль, улучшать концентрацию внимания и повышать уверенность в себе, что в конечном итоге повышает эффективность выполнения боевых задач, сохраняет жизнь и здоровье личного состава и предотвращает ошибки, связанные с применением оружия.

Эффективная психологическая подготовка требует индивидуального подхода, систематичности, комплексного подхода, практической направленности, квалифицированного персонала, оценки эффективности и создания благоприятной атмосферы. При этом ключевую роль играют методы и техники психологического моделирования, позволяющие имитировать стрессовые ситуации и отрабатывать навыки саморегуляции, техники аутотренинга для повышения самоконтроля и концентрации, когнитивная переоценка для формирования адекватного восприятия угрозы и дебрифинг для анализа и усвоения опыта. Для достижения максимальной эффективности подготовки необходимо комбинировать эти методы и техники, адаптируя их к индивидуальным особенностям обучаемых и специфике выполняемых задач. Важно также использовать современные технические средства, такие как VR-тренажеры, для создания более реалистичных и интенсивных тренировочных сценариев. Дальнейшие исследования в этой области должны быть направлены на разработку новых, более эффективных и специализированных методов и техник психологической подготовки, адаптированных к специфике различных видов деятельности и контингентов личного состава. Необходимо также проводить сравнительные исследования эффективности различных техник и подходов для определения наиболее оптимальных программ подготовки.

Поделиться

126

Такмазьян В. К., Шкатов Д. Р. Методы и техники психологической подготовки личного состава к стрельбе в экстремальных условиях // Актуальные исследования. 2025. №18 (253). Ч.I. С. 34-36. URL: https://apni.ru/article/11913-metody-i-tehniki-psihologicheskoj-podgotovki-lichnogo-sostava-k-strelbe-v-ekstremalnyh-usloviyah

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#19 (254)

Прием материалов

10 мая - 16 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

21 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

4 июня