Сегодня каждый из нас знает, что при возникновении определенной жизненной ситуации он может получить необходимую государственную или муниципальную услугу. Исходя из жизненной практики, становится ясно, что за получением государственной услуги, следует обратиться в организацию, которая наделена полномочиями по приему и рассмотрению различных заявлений граждан. Но не всегда можно обратиться напрямую в исполнительный орган, в связи ограниченными часами работы и узкой специализацией, особенно, когда требуется оформить несколько обращений одновременно. Для этих целей была создана сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которые объединили в одном месте целый комплекс услуг, оформляемые по принципу «одного окна». В настоящее время используя «Интернет», граждане могут искать, изучать и оформлять государственные и муниципальные услуги, не выходя из дома.
Концепция административной реформы и план мероприятий по ее проведению в 2006-2010 годах была одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1789-р от 25 октября 2005 г. Главной целью, которой, стало повышение доступности и качества предоставления государственных услуг. Одним из приоритетных направлений в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 157-р от 9 августа 2008 г., необходимых для достижения запланированной цели, являлось создание многофункциональных центров на территориях субъектов Российской Федерации.
30 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации уполномочивает многофункциональный центр заключать соглашения о взаимодействии, а также координировать и взаимодействовать с иными многофункциональными центрами, находящимися на территории данного субъекта Российской Федерации, и организациями, указанными в части 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Многофункциональный центр представляет собой организацию, созданную в организационно-правовой форме муниципального или государственного учреждения (в том числе являющуюся автономным учреждением), и наделённую полномочиями по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в том числе в электронной форме. Этот принцип предусматривает предоставление государственных или муниципальных услуг в однократное обращение заявителя с необходимым запросом. И освобождает граждан от сбора справок в других государственных учреждениях, посещения инстанций или оплаты посредников. От него требуется только подать заявление и получить результат в указанный срок, а вся остальная работа, в том числе межведомственное согласование, проводиться сотрудниками многофункциональных центров и соответствующими органами власти.
Основные цели создания Многофункциональных центров:
- Упрощение процедур получения гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных или муниципальных услуг по принципу «одного окна»;
- Сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг;
- Повышение комфортности получения гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных или муниципальных услуг;
- Противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- Увеличение удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг их качеством;
- Повышение информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных или муниципальных услуг.
Создание и развитие сети Многофункциональных центров, способствует совершенствованию системы государственного управления и является одной из приоритетных задач при построении современного государства. А также способствует снижению очередей, сокращению сроков предоставления услуг и, в конечном итоге, влияет на повышение уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.
Предоставляются государственные услуги в многофункциональных центрах в соответствии с административными регламентами, которые заключаются между федеральными органами исполнительной власти, внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и многофункциональным центром.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти обеспечивает методическую основу деятельности многофункциональных центров и осуществляет мониторинг деятельности многофункциональных центров.
Правительство Российской Федерации утверждает правила организации деятельности многофункциональных центров.
Перечень государственных и муниципальных услуг, который предоставляется посредством многофункциональных центров, утверждается актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом.
Создаваемые многофункциональные центры позволили населению получать услуги в одном помещении и при этом не взаимодействовать непосредственно с чиновниками.
Многофункциональный центр организует предоставление услуг на основании соглашения о взаимодействии c органами федеральной, исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Помещения в многофункциональных центрах делятся на следующие функциональные секторы зоны [1]:
1. Сектор информирования и ожидания включает в себя:
1.1) информационные стенды, содержащие исчерпывающую и актуальную информацию, необходимую для получения государственных и муниципальных услуг, перечень государственных и муниципальных услуг, которые предоставляются в многофункциональном центре; сроки предоставления государственных и муниципальных услуг; размеры государственной пошлины;
1.2) режим работы, адреса многофункциональных центров.
2. Сектор приема заявителей:
2.1) не менее одного окна или специального оборудованного места, предназначенного для информирования заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг;
2.2) информат, который обеспечивает доступ к Единому и региональному порталу государственных и муниципальных услуг;
2.3) стулья или скамьи и столы для оформления документов;
2.4) электронную систему управления очередью.
Основными функциями многофункциональных центров являются:
- прием у физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заявлений и документов для получения государственных и муниципальных услуг;
- представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями, а интересы граждан при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- консультирование населения по порядку предоставления государственных и муниципальных услуг, которые предоставляются посредством МФЦ;
- взаимодействие с органами местного самоуправления и государственными органами по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных слуг;
- выдача физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям документов, являющимися результатами предоставления государственных и муниципальных услуг;
- прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов.
Прием заявлений, информирование и консультирование, в том числе о статусе запроса по предоставляемой услуге, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг, предоставляемых посредством многофункциональных центров, копирование документов, осуществляются бесплатно.
По оценкам населения и специалистов, создание и развитие системы многофункциональных центров позволила существенно повысить эффективность и оперативность коммуникаций населения на всех уровнях, существенно экономить время граждан и работников государственного аппарата.