Движение и физические упражнения всегда были неотъемлемой частью человеческого существования. В прошлом они были жизненно важны для обеспечения пропитания, безопасности и выживания. Современные спортивные дисциплины, особенно олимпийские, несут в себе отголоски этих древних потребностей и занятий.
В прошлом физическая активность была необходимостью для выживания. Однако в XX веке она приобрела новое значение, став способом поддержания и улучшения физической формы. Современные научные исследования подтверждают, что физическая культура играет важную роль в оздоровлении населения и увеличении продолжительности жизни. Осознавая это, государства, включая Россию, активно поддерживают развитие физической культуры и спорта, рассматривая это как вклад в здоровье нации. В России эта поддержка закреплена на конституционном уровне.
На международной арене все больше внимания уделяется физической культуре, поскольку она напрямую связана с реализацией прав человека. Международная хартия физического воспитания и спорта (1978 г.) провозглашает право на спорт одним из основных прав, подчеркивая, что физическое воспитание и спорт играют ключевую роль в развитии личности и должны быть доступны всем без исключения.
Физическая культура, включающая в себя лечебную физкультуру, спорт и физическое воспитание, остается областью с не до конца разработанной теоретической базой. Отсутствие четкого определения этого понятия на государственном уровне приводит к тому, что внимание часто сосредотачивается либо на школьном физическом воспитании, либо на спортивных достижениях, упуская более широкую картину. Необходимо более глубокое понимание и разграничение этих составляющих.
Недостаточное правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта приводит к ущемлению прав отдельных категорий граждан, включая спортсменов и людей с инвалидностью. Переход к рыночной экономике также создал трудности в управлении этой отраслью. В 1993 году были предприняты попытки урегулирования ситуации с принятием «Основ законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте».
Государственный комитет по физической культуре и туризму, созданный в 1991 году, определил основные направления развития: модернизация управления, популяризация физической культуры и спорта, привлечение финансирования. Реформирование правовой базы привело к созданию новой модели, способной к саморазвитию.
В настоящее время происходит трансформация спортивного движения. В 1999 году был принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте», однако в нем не были четко сформулированы основные аспекты государственной политики в этой сфере, такие как финансирование, подготовка спортсменов, налогообложение и управление ресурсами.
Президентом Российской Федерации 29 апреля 1999 года был подписан Федеральный закон «О физической культуре и спорте». В законе не было сформулировано основополагающих аспектов для государственной политики в сфере физической культуры и спорта. К таким аспектам относятся:
- какова расходная часть бюджета;
- профессиональная подготовка спортсменов;
- льготное налогообложение;
- централизованное управление материально-технических ресурсов;
- отсутствие единого федерального стандарта;
- соотношение полномочий в данной области между федеральными органами и субъектами РФ.
Федеральный закон № 329-ФЗ, принятый 4 декабря 2007 года, является основополагающим документом, определяющим правовые, организационные и экономические аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Закон рассматривает физическую культуру как важную составляющую общей культуры, направленную на укрепление здоровья, развитие физических и умственных способностей человека, а также на его социальную адаптацию.
Этот закон значительно расширил и конкретизировал понятийный аппарат, введя такие термины, как паралимпийское и сурдлимпийское движения, спортивная дисциплина, спортивное сооружение и национальный спорт. Также появилось понятие «спортивная федерация», чья основная задача – продвижение и развитие спорта и его видов, подготовка национальных сборных и организация спортивных мероприятий.
Предыдущее законодательство, действовавшее с 1999 года, отличалось скорее декларативным характером и страдало от внутренних противоречий, что дестабилизировало спортивную сферу. Новый закон призван устранить эти недостатки и создать четкую, эффективную систему управления спортом, способствующую его развитию. Он разработан на основе анализа ошибок и упущений старого закона, а также с учетом современных реалий российского законодательства и государственного управления. Своевременность обновления обусловлена важной ролью спорта в России, его историческим значением и потенциалом для достижения национальных целей. Физическая культура и спорт рассматриваются как эффективная альтернатива негативным социальным явлениям, особенно среди молодежи.
Развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением государственной социальной политики. В современной общеобразовательной системе спорт играет ключевую роль в обеспечении здоровья нации. Совершенствование системы здравоохранения важно, но физическое развитие с раннего возраста – это основа здоровья. Таким образом, речь идет о гармоничном развитии личности молодого, здорового и целеустремленного гражданина России.