Управление как социально-экономическая категория означает сознательное организационное и регулирующее воздействие людей на свою общественную, коллективную и групповую деятельность с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Оно осуществляется в форме самоуправления и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения) [2, с. 17-20; 3].
Особенности управления как социально-экономической категории:
- Субъект и объект управления. Субъект управления – это управляющий элемент системы, который воздействует, а объект управления – управляемый элемент, принимающий это воздействие.
- Наличие прямой и обратной связи. Это обязательное условие для существования системы управления. Прямая связь идёт от субъекта управления к управляемому объекту, а обратная – от объекта к субъекту.
- Социальная составляющая. Независимо от того, будут ли в качестве объекта управления выступать люди, машины или производственные процессы, доминантным останется человеческий фактор.
- Разнообразие объектов управления. Это могут быть отрасли, территориальные общности людей, отдельные стадии воспроизводства, аспекты экономической деятельности, виды ресурсов и другие.
Специфика управления в системе образования связана с несколькими факторами:
Особый вид экономических ресурсов – знания. Результат образовательного процесса представляет собой нематериальное благо, но в экономическом смысле его можно рассматривать как товар, обладающий потребительской ценностью.
Это выражается в дифференцированных режимах труда и отдыха учащихся, вариативной системе организационных форм учебно-воспитательной деятельности, системе соуправления и ученического самоуправления, расширенном взаимодействии с социальной средой.
Любое образовательное учреждение – часть социальной системы, оно представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему.
Основная идея такого управления – объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса.
Специфика управления в системе образования заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.
Современная молодежь нуждается в эффективной системе образования, которая динамично развивается, идет в ногу с мировыми тенденциями [4, с. 64]. Поэтому государство нацелено на обеспечение системы качества образования, при этом необходимо сохранить фундаментальность образовательной системы для чего установлены и регламентированы единые требования на уровне федерального законодательства [1, с. 154].
В России на протяжении нескольких десятилетий осуществляется реформа системы образования, задачей которой является создание устойчивой, качественно, эффективной и надежной системы управления образованием. Поэтому изучение вопросов особенностей системы управления образованием является актуальным, важным и значимым для современной России, и представляет интерес для многих исследователей.
Изучая российскую систему управления образованием, на основе анализа ФЗ-273 ст. 6–9, которые указаны полномочия органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне [5], можно заметить, что система органов управления образованием никак не выделена.
Однако, исходя из смысла вышеприведенных статей можно заметить, что административно-правовая система управления образованием является трехуровневой и включает: федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти в сфере образования, где федеральные органы проводят единую государственную политику в сфере образования и являются вышестоящими по отношению к регионам и муниципалитетам.
В результате на сегодняшний день мы сталкиваемся с такой системой образования, при которой «даже рекомендательные документы, выпускаемые федеральными органами управления образования в регионах, воспринимаются как обязательные для исполнения» [6, с. 114]. Данный факт еще раз указывает на полное подчинение региональной власти вышестоящей федеральной.