Главная
АИ #18 (253)
Статьи журнала АИ #18 (253)
Проблемные вопросы защищенности бронетанкового вооружения и техники войск национ...

Проблемные вопросы защищенности бронетанкового вооружения и техники войск национальной гвардии Российской Федерации при выполнении служебно-боевых задач в отрыве от пункта постоянной дислокации и возможные способы решения

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

защищенность вооружения военной и специальной техники
техническое обеспечение
восстановление

Аннотация статьи

В настоящей статье рассматриваются проблемные вопросы защищенности бронетанкового вооружения, военной и специальной техники группировки войск национальной гвардии Российской Федерации при выполнении служебно-боевых задач в отрыве от пункта постоянной дислокации с учётом проведения специальной военной операции.

Текст статьи

На сегодняшней день воинские части и подразделения войск национальной гвардии, входящие в состав группировок войск, принимают участие в специальной военной операции.

За время существования группировок войск проведено более тысячи специальных задач, что позволило существенно нанести урон вооруженным силам противника. Выполнение этих задач невозможно без современной и надежной боевой техники.

Практика применения вооружения, военной и специальной техники показала, что они не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к ним в связи со спецификой действий войск. Так, применение частей и подразделений ВНГ РФ в ходе выполнения возложенных на них служебно-боевых задач, в большинстве случаев происходит в горно-лесистой местности, а так же в населенных пунктах, либо вблизи них. Иногда при большом скоплении людей, что обуславливает специальную тактику действий. Для успешного обеспечения этих действий требуются соответствующие вооружение и военная техника, обладающие высокой живучестью, защищенностью, подвижностью и маневренностью [1].

С целью выявления основных недостатков проведен анализ эксплуатационных свойств бронетанкового вооружения и техники, который показал следующие направления ее совершенствования:

  • улучшение показателей защищенности от поражения стрелковым оружием, РПГ, применение мин и самодельных взрывных устройств при сохранении масса-габаритных параметров;
  • повышение эксплуатационных характеристик образцов БТВТ, в том числе существенное повышение ресурса и надежности работы узлов и агрегатов;
  • улучшение параметров ремонтопригодности и восстанавливаемости;
  • внедрение современных методов и средств автоматизации, технического диагностирования прогнозирования отказов БТВТ;
  • улучшение условий жизнеобеспечения внутри машин.

Основными направлениями повышения эксплуатационных свойств автобронетанковой техники ВНГ до 2026 года определены [2]:

  • повышение надёжности (средняя наработка на отказ гарантийный срок эксплуатации ресурс для капитального ремонта продолжительность замены основного агрегата периодичность технического обслуживания);
  • повышение подвижности и манёвренности (максимальная скорость передняя скорость средняя скорость по местности и грунтовым дорогам удельная мощность дорожный просвет запас хода глубина брода);
  • повышение скрытности от технических средств разведки (деформирующее окрашивание техники, применение светомаскировочных устройств и снижение интенсивности инфракрасного излучения);
  • повышение защитных свойств (защита личного состава и самой машины от пуль стрелкового оружия, выстрелов РПГ, ракетного вооружения, стойкость при подрыве на минах и СВУ, защита от осколков мин).

На сегодняшний день бронирование таких машин как БМП и БТР может в какой-то мере противостоять осколкам снарядов мин и огню из лёгкого стрелкового вооружения. Но даже лобовые проекции находящихся на вооружении легкобронированных машин, не обеспечивают защиту от пуль крупнокалиберных снайперских винтовок, пулемётов, бронебойных подкалиберных снарядов (БПС), малокалиберных пушек, а также практически от всех кумулятивных средств (КС) поражения.

Таким образом, обеспечить надежную защиту БТВТ, при приемлемых по соображениям обеспечения оперативно-тактической подвижности и массе, не представляется возможным. Поэтому возникла острая необходимость в разработке и реализации комплекса различных типов защиты, создании новых и модернизации существующих образцов ВВСТ [3].

Разработка современных типов защиты устройств должна быть основана на новых физических принципах. В сложившихся условиях повышения защищённости машины от огня стрелкового оружия при относительно малом росте их массы и габаритов может быть осуществлено по направлениям [4]:

  • применение разнесенного бронирования;
  • применением комбинированного бронирования, включающего, в том числе, композитную броню;
  • применение активных и пассивных средств защиты от высокоточного оружия и беспилотных летательных аппаратов.

Необходимо отметить, что существующие методы в области защиты бронетехники не используется поодиночке, а всегда комбинируется между собой. А живучесть машины является не суммой имеющейся в распоряжении различных систем защиты, а скорее интеграция этих систем с целью использования квинтэссенции их характеристик [5, с. 88-93].

Следует также отметить, что применение динамической защиты на легкобронированных машинах с толщиной, но не менее двух 20 мм в пересчёте на массу, является весьма проблематичным. 

Таким образом, динамическая защита не может решить проблему существенного повышения защищённости бронированных машин по отношению к современным и перспективным средствам поражения. Её применение на объектах БТВТ ВНГ недопустима и ещё по той причине, что подрыв взрывчатого вещества может привести к косвенным потерям, как среди военнослужащих (сотрудников), так и среди граждан. Вместе с тем, работы по совершенствованию динамической защиты продолжаются как у нас, так и за рубежом.

Только учет всех проблем в комплексе, определения фактически достижимых уровней живучести образцов БТВТ, учёт произошедших изменений в способах их использования позволяет правильно определить приоритетность того или иного направления, потребность в групповых средствах защиты и использования организованных мероприятий, наметить пути достижения требованиях уровня живучести образцового БТВТ ВНГ.

Список литературы

  1. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2025617509 Российская Федерация. Программа оптимизации маршрутов грузового транспорта с использованием генетического алгоритма: заявл. 14.03.2025: опубл. 26.03.2025 / П.А. Сафронов, С.В. Овчинников. – EDN OWTWHH.
  2. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2025617590 Российская Федерация. Программа для работы с облачным хранилищем и обработки данных: заявл. 13.03.2025: опубл. 26.03.2025 / П.А. Сафронов, С.В. Овчинников. - EDN WJQUYQ.
  3. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2025617692 Российская Федерация. Программа создания алгоритма анализа временных рядов данных для прогнозирования износа техники с использованием LSTM-сетей: заявл. 12.03.2025: опубл. 27.03.2025 / П.А. Сафронов, С.В. Овчинников. – EDN QBVBJE.
  4. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024613816 Российская Федерация. Программа прогнозирования потребности в перевозке материальных средств грузовым транспортом с использованием машинного обучения: № 2025618537: заявл. 13.03.2025: опубл. 04.04.2025 / П.А. Сафронов, С.В. Овчинников. – EDN EFLRCD.
  5. Ласточкин С.Г. Робототехнический комплекс погрузочно-разгрузочных работ / С.Г. Ласточкин, Д.П. Поправко, Д.Ю. Янголь // Теория и практика военного образования. – 2024. – № 3(4). – С. 88-93. – EDN FZDSTQ.

Поделиться

31

Костюкович А. В. Проблемные вопросы защищенности бронетанкового вооружения и техники войск национальной гвардии Российской Федерации при выполнении служебно-боевых задач в отрыве от пункта постоянной дислокации и возможные способы решения // Актуальные исследования. 2025. №18 (253). URL: https://apni.ru/article/11939-problemnye-voprosy-zashishennosti-bronetankovogo-vooruzheniya-i-tehniki-vojsk-nacionalnoj-gvardii-rossijskoj-federacii-pri-vypolnenii-sluzhebno-boevyh-zadach-v-otryve-ot-punkta-postoyannoj-dislokacii-i-vozmozhnye-sposoby-resheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#18 (253)

Прием материалов

3 мая - 9 мая

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

14 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

28 мая