научный журнал «Актуальные исследования» #18 (21), сентябрь '20

Актуальные проблемы и перспективы молодежи России

В статье рассмотрены актуальные проблемы и перспективы молодежи России.

Аннотация статьи
ценности
современная молодежь
проблемы молодежи
Ключевые слова

Взрослое население Российской Федерации особенно волнуют такие проблемы, как низкая заработная плата и задолженность по ее выплате, дальнейший рост цен и тарифов, падение жизненного уровня, слабая социальная защищенность ветеранов, женщин, реальная угроза остаться без работы, недоступность для большинства молодых людей хорошего профессионального образования, отсутствие качественного медицинского обслуживания, должных гарантий для получения жилья, развития духовной сферы, приемлемых условий отдыха и ряд других социальных проблем.

Молодежь как часть социума испытывает те же трудности, что и взрослое население – в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем и социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Проведем исследование, какие проблемы возникают у молодежи?

Респонденты: по данным Росстата на 2019 год, численность молодёжи в общем населении страны составляет 24,5 млн. чел., это 16,5% от всего населения страны.

Возрастную структуру молодёжи за 2019 год можно представить в виде рисунка 1.

Рис. 1. Возрастная структура молодёжи за 2019, %

В нашей выборке будет участвовать 1600 человек, возрастной категории от 16 до 24 лет.

Категории: школьники, студенты вузов и ссузов, работающая молодежь, безработные, и другие.

Методы проведения исследования: -опрос по форматизированным анкетам.

Первый блок анкетирование «Я самооценка» анализ результатов показал:

Рис. 2. Материальное положение молодежи

Из рисунка 2 следует, что только 30 % молодых людей оценивают материальное положение себя и своей семьи как затруднительное, а 4,5 % считают себя обеспеченными и богатыми.

Второй блок анкетирование «Я и жизненные ориентиры» анализ результатов показал:

Рис. 3. Жизненные цели

Рис. 4. Опасения молодежи

Из проведенного опроса, было выявлено что у большинства молодежи:

  • приоритет ценностей личного развития,
  • стремление к личному успеху,
  • интерес к государственным институтам возникает только в случае затрагивания личных интересов. Значительное влияние на удачную жизнедеятельность нынешней молодежи оказывает степень образования и профессиональной деятельности его участников на трудовом рынке. Это очевидно, поскольку образование является одним из главных социальных лифтов в каждом обществе и содействует получению не только высокого социального статуса 28,4%, но и высоких доходов 42,6%. С этим соглашаются существенное количество опрошенных (52,6%), которые утверждают необходимость получения хорошего профессионального образования для обеспечения своего профессионального и карьерного роста, получения актуальной, важной информации и новейших знаний. Некоторые респонденты не относят профессиональное образование к числу наиболее важных факторов стабильности. Доля молодых людей к числу важнейших критериев относит необходимость наличия интересной и разнообразной работы (62,7%), мечтают приносить пользу обществу 49,3% респондентов, стать яркой индивидуальностью (27,5%). Только 15% опрошенных молодых людей полагают, что хотят получить популярность и обладать над людьми властью.

Выводы по двум блокам:

  • важной целью является самовыражения как возможность реализовать себя максимально полно,
  • приоритетными для молодежи являются ценностями личного развития,
  • молодежь готова отстаивать свои жизненные ориентиры,
  • 49,3 % молодежи считает свое жизненной целью приносить людям пользу,
  • инновационный потенциал молодежи достаточно высок.

Третьи блок анкетирование «Моё окружение» анализ результатов показал:

Рис. 5. Отношение к плохой компании

Рис. 6. Мое окружение друзья

Вывод по третьему блоку:

  • большинство молодежи против наркотиков и жестокого обращения с животными, более лояльно относятся к курению, алкоголю и хамству,
  • доминирующим источником формирования ценностей является коллектив сверстников, который чаще является виртуальным, чем реальным,
  • значимую часть молодежи тревожит страх одиночества.

Четвертый блок анкетирование «Моя страна» анализ результатов показал:

Рис. 7 Представление о ценностях российского государства

69,2 % респондентов считает, что справедливость главная ценность в государстве.

Как показало исследование, 56,8% респондентов считают себя патриотами и понимают патриотизм как любовь к Родине, считают, что это понятие отражает эмоциональное отношение к Родине либо чувство привязанности и долга. При этом образцом истинного патриота молодые люди видят в ветеранах Великой Отечественной войны, военных, а также политических персон прошлого и современности, героев-освободителей, деятелей науки и искусства.

За равноправное государство голосуют 48,6 % респондентов, они считают, что равноправие граждан и прежде всего - равенство их избирательных прав.

За традиционный идеал государства способность обеспечить порядок и защиту страны ее державность ответили 33,5 % и уважение к традициям 55,5 %.

Исследование свидетельствует о том, что базовая система ценностей молодежи сохраняет свой традиционный вид, всего 14,3 % респондентов ориентируются на западные ценности.

Рис. 8. Интерес молодежи к политике

Рис. 9. Интерес к деятельности молодежи в политике

Вывод по четвертому блоку анкетирования:

  • одной из базовых ценностей нашего государства, по мнению молодежи, является патриотизм,
  • в представлениях молодежи присутствует как активный, так и пассивный патриотизм,
  • распространено мнение молодежи не я для страны, а страна для меня.

Необходимо создавать возможности молодым людям делать первые шаги в общественной и политической деятельности.

Безусловный интерес представляет оценка молодыми людьми своего участия в общественной деятельности и работе институтов гражданского общества. К сожалению, большая доля респондентов не участвует в деятельности молодежных общественных организаций (30,2% опрошенных). Высокая доля молодых людей (48,8%) обладает некоторой информацией об их деятельности, однако не принимают никакого участия в мероприятиях и только 4,2% принимают участие, а так же являются активными членами молодежных общественных организаций.

Сложившееся положение напрямую связано со слабым уровнем эффективности деятельности самих молодежных общественных организаций, каковые не имеют достаточной степени закрепленной законодательной базы, адекватных материальных условий существования и соответственного государственного финансирования, нехватки системно функционирующей государственной молодежной политики, мало отработанной информационной поддержки в социальных сетях, СМИ и Интернете. Вместе с тем, данные опроса говорят и о нежелании молодежи участвовать в общественно-политической жизни своего региона и города. Такое положение вытекает из низкой гражданской активности молодежи, её аполитичности и недоверия к органам государственной власти, высокого уровня социального неравенства, приводящего к коррупции, неуважительного отношения к закону в среде значительной части молодежи, расширению среди них поля девиантного поведения, неудовлетворенности своим материальным и социальным положением, апатии и слабой социальной мобильности.

Отсутствие желания молодежи участвовать в общественно- политической жизни связано также и с духовно-нравственными причинами: отсутствием в стране национальной идеи, низким уровнем патриотизма, мировоззренческим вакуумом и духовной опустошенностью молодежи, дегуманизацией и смещением центра тяжести в ценностных ориентациях в сторону потребления, увеличением индивидуалистических социокультурных ценностей и настроений.

Опрос показал также, что значительная часть молодых респондентов проявляет активный интерес к положению молодежи региона и города (39%) и лишь 9% молодежи совсем не интересует общественная проблематика. В тоже время, из всех опрошенных молодых людей, участвуют в деятельности институтов молодежной политики (различных объединений и ассоциаций, студенческих профкомов молодежного правительства и т.д.) только 28%, из них деятельный актив составляет 12% респондентов.

Эти показатели отражают сложившуюся в последние годы оценку взглядов на актуальность институтов молодежной политики со стороны молодежной аудитории.

Рис. 10. Распределение оценок деятельности институтов молодежной политики

Как видно из полученных данных, считают, что различные молодежные организации, объединения и ассоциации являются в первую очередь результатом объединения активной части молодежи для решения актуальных социальных проблем (позитивное отношение к институтам молодежной политики) – 48% респондентов, у 3% опрошенных отношение к актуальности молодежных институтов скептическое, из них 21% считают их только «стартовой площадкой», возможностью «засветиться» для будущих политиков, чиновников и общественных деятелей; 18% – своеобразными «клубами по интересам», где «эффективность деятельности» объединений не является главной целью); у 10% – отношение к молодежным институтам – негативное (эта часть опрошенных считает их лишь прикрытием для незаконного оборота капитала).

Получали какую-либо информацию о деятельности молодежных организаций 28%, а 43% опрошенных молодых людей вообще не принимают участие в деятельности институтов молодежной политики.

Проведенное исследование дало возможность определить ценностные ориентации молодежи города к своей профессиональной деятельности, профессиональному образованию и трудоустройству как фактору стабильности, выявить реальные потребности и интересы молодежи.

К числу наиболее значимых жизненных приоритетов молодых респондентов относятся: семейное благополучие, высокий материальный достаток, возможность самореализации, уважение со стороны окружающих, социальный престиж.

Иерархия факторов, определяющих профессиональную деятельность и склонность в выборе дальнейшего пути молодых людей включает: высокий социальный статус будущей работы, связанный с высоким уровнем заработной платы и значимым местом в профессиональной иерархии, интересной и содержательной профессиональной деятельностью, её престижностью и социальной полезностью, востребованностью специальности на рынке труда.

Текст статьи
  1. Паутова Л. Противоречивая молодежь: казусы общественного мнения. Чем молодежь отличается от других поколений сегодняшних россиян. http://fom.ru/blogs/11747 //
  2. Чижиков Р.С. Молодёжь России 2000-2025: Развитие Человеческого Капитала. http://infonarod.ru/info/molodyozh-rossii-2000-2025-razvitie-chelovecheskogo-kapitala
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября