Главная
АИ #18 (253)
Статьи журнала АИ #18 (253)
Стратегическое партнерство России и Китая в условиях санкционного давления (2014...

Стратегическое партнерство России и Китая в условиях санкционного давления (2014–2025)

Рубрика

Политология

Ключевые слова

стратегическое партнёрство
санкционное давление
товарооборот
национальные валюты
SWIFT
СПФС
CIPS
энергетическое сотрудничество
инфраструктурные проекты
ШОС
БРИКС
технологическое сотрудничество
военно-техническое партнёрство
кибербезопасность
структурные диспропорции
Центральная Азия
Арктика
вторичные санкции
многополярность
альтернативные платежные системы.
Китай
Россия
санкции
экономика
политика
дипломатия
сотрудничество
международный

Аннотация статьи

Исследование анализирует эволюцию российско-китайских отношений под влиянием санкций, введённых против России после 2014 года. Основное внимание уделено трансформации сотрудничества в экономической, политической и технологической сферах, а также адаптации к внешним ограничениям. Методология включает сравнительный анализ статистики, документов и экспертных оценок, выделяя три этапа взаимодействия: нормализацию, санкционное партнёрство и системный альянс. Ключевые выводы: санкции ускорили рост товарооборота, переход на расчёты в национальных валютах и реализацию инфраструктурных проектов. Политико-безопасное сотрудничество усилилось за счёт координации в международных организациях и военно-технических инициатив. Однако сохраняются структурные дисбалансы (сырьевая зависимость России) и риски конкуренции в стратегических регионах. Научная новизна работы – комплексный анализ трансформации отношений в 2022–2025 гг., а практическая значимость – рекомендации для снижения санкционных рисков и укрепления долгосрочного партнёрства.

Текст статьи

Введение

1. Актуальность темы

На фоне геополитической турбулентности последнего десятилетия тема стратегического партнерства России и Китая приобретает особую значимость. Санкционное давление на Россию, усилившееся после 2014 года и достигшее пика в 2022–2024 гг. в связи с СВО на Украине, кардинально изменило внешнеполитический и экономический ландшафт. В этих условиях сотрудничество с Китаем стало для Москвы одним из ключевых факторов сохранения суверенитета, экономической устойчивости и геополитического влияния.

В связи со сложившейся обстановкой, я считаю, что данная тема актуальна в нынешних реалиях. Поэтому я хотела бы рассмотреть данный вопрос в экономическом, политическом, технологическом мире сотрудничества.

Так же хотелось бы отменить, что последние новости на мировой арене только лишь подтверждают актуальность темы, например визит Путина в Китай (май 2024), новые контракты по газу и совместные учения – все это демонстрирует, что партнерство будет только углубляться, несмотря на санкции.

2. Цель и задачи исследования:

  • Анализ трансформации российско-китайских отношений под влиянием санкций.
  • Выявление ключевых направлений сотрудничества (экономика, безопасность, технологии).

3. Методология:

  • Сравнительный анализ документов, статистики торговли, экспертных интервью.

4. Научная новизна:

  • Первое комплексное исследование за 2022–2025 гг. с учетом новых санкционных механизмов.

Глава 1. Теоретические основы стратегического партнерства

1.1. Концепция стратегического партнерства в международных отношениях:

Стратегическое партнерство в международных отношениях – это долгосрочное взаимодействие государств, основанное на взаимных интересах в политической, экономической и военной сферах. В отличие от ситуативных союзов, оно предполагает глубокую институционализацию связей, координацию внешнеполитических позиций и совместное противодействие внешним вызовам.

1.2. Координация в международных организациях (ООН, БРИКС, ШОС)

Совместные дипломатические инициативы и блокирование невыгодных исходов событий.

Пример: Россия и Китай последовательно выступают против санкционной политики США в ООН, поддерживают многополярную модель мироустройства.

1.3. Совместные инфраструктурные и технологические проекты

Развитие транспортных коридоров (например, «Москва – Казань – Пекин»), энергетических сетей («Сила Сибири – 2»), сотрудничество в высоких технологиях.

Пример: Создание Российско-Китайского инвестиционного фонда (2018) и увеличение доли расчетов в нацвалютах (свыше 90% в 2024 г.).

1.4. Санкции как инструмент внешней политики

Санкции против РФ (2014–2025) выделяются два периода санкций:

1) 2014–2022 год(умеренные):

  • Финансовые ограничения для отдельных лиц и компаний;
  • Технологические ограничения для ТЭК.

2) 2022–2025 год(жёсткие):

  • Заморозка резервов (300 млрд долл);
  • Эмбарго на нефть/газ;
  • Технологическая блокада.

3) Этапы сотрудничества РФ-КНР:

1 этап: 1991–2014 – нормализация:

  • Создание ШОС (2001);
  • Рост товарооборота (5→95 млрд $).

2 этап: 2014–2022 – санкционное партнёрство:

  • «Сила Сибири» (2019);
  • Товарооборот 147 млрд $ (2021).

3 этап: 2022–2025 – системный альянс:

  • Переход на юаневые расчёты (75%);
  • Товарооборот 240 млрд $ (2023).

Данная периодизация демонстрирует, как внешнее давление стало катализатором для перехода отношений на качественно новый уровень стратегической взаимозависимости.

Санкции ускорили трансформацию отношений от тактического сотрудничества к стратегическому альянсу. Российско-китайское партнерство соответствует всем критериям стратегического альянса, в перспективе которого можно построить долгосрочное сотрудничество и огромными перспективами.

Глава 2. Экономическое измерение партнерства

2.1. Торгово-инвестиционное сотрудничество России и Китая в условиях санкционного давления (2014–2025 гг.)

Торгово-экономическое взаимодействие России и Китая в анализируемый период претерпело качественную трансформацию, став ключевым элементом стратегического партнерства двух стран. Рассмотрим основные аспекты:

1. Динамика товарооборота:

  • В 2014 году объем взаимной торговли составлял $95 млрд;
  • К 2021 году достиг $147 млрд (рост на 55%);
  • В 2023 году рекордные $240 млрд (рост на 63% по сравнению с 2021);
  • Прогноз на 2025 год - около $300 млрд.

2. Структурные изменения в торговле:

Основные статьи российского экспорта:

  • Углеводороды (80% общего объема);
  • Металлы и лесоматериалы;
  • Сельхозпродукция (зерно, масла).

Импорт из Китая:

  • Машины и оборудование (45%);
  • Электроника и компоненты;
  • Потребительские товары.

3. Влияние санкций:

Переориентация товарных потоков:

  • Увеличение экспорта энергоресурсов в Китай на 40%;
  • Рост поставок сельхозпродукции в 3 раза;
  • Замещение западных технологий китайскими аналогами;
  • Развитие альтернативных логистических маршрутов (Северный морской путь, сухопутные коридоры).

Санкции ускорили развитие российско-китайского торгово-инвестиционного сотрудничества, приведя к созданию устойчивой модели экономического взаимодействия и переходу на новые финансовые механизмы. Однако сохраняется структурная асимметрия: Россия преимущественно экспортирует сырьё, тогда как Китай поставляет технологии и промышленные товары. Перспективы сотрудничества зависят от успехов в экономических связях и углублении технологической совместной работе.

2.2. Технологическое сотрудничество России и Китая (2014–2025)

1. IT-сфера: замена западных технологий

После введения санкций, Россия и Китай активно развивают совместные проекты в области технологий:

  • В телекоммуникациях китайские Huawei и ZTE заменили ушедшие Nokia и Cisco;
  • Вместо Intel и AMD начали использовать китайские процессоры Loongson;
  • Разрабатывают совместное программное обеспечение для госструктур.

2. Космические проекты

Самые значимые совместные программы:

  • Строительство лунной станции (планируется к 2035 году);
  • Совместные спутниковые системы;
  • Обмен технологиями в ракетостроении.

3. Трудности сотрудничества

Основные проблемы:

  • Разные технические стандарты;
  • Китай опасается вторичных санкций;
  • Конкуренция на мировых рынках;
  • Вопросы защиты авторских прав.

Техническое партнерство помогает России сохранить доступ к современным технологиям, а Китаю - укрепить свои позиции. Но для полного успеха нужно решить существующие проблемы в сотрудничестве.

Глава 3. Политико-безопасное сотрудничество

3.1. Дипломатическая координация

В период 2014–2025 гг. Москва и Пекин демонстрируют высокий уровень взаимодействия на международной арене:

1) ООН:

  • Совместное использование права вето по сирийскому вопросу (7 раз за период);
  • Координация позиций по украинскому кризису (воздержание КНР от резолюций против РФ);
  • Противодействие западным инициативам по правам человека.

2) В ШОС и БРИКС:

  • Разработка собственной системы международного права;
  • Создание финансовых институтов (НБР БРИКС).

3) Общие взгляды:

Особое значение имеет синхронизация позиций по ключевым вопросам:

  • Поддержка принципа невмешательства во внутренние дела;
  • Критика политики санкций;
  • Продвижение многополярной модели мира.

3.2. Военно-техническое партнерство

Сотрудничество в оборонной сфере вышло на стратегический уровень:

1) Технологическое взаимодействие:

  • Совместные исследования в области перспективных систем противовоздушной обороны;
  • Адаптация китайских беспилотных платформ к требованиям российских вооруженных сил.

2) Совместные учения:

  • «Морское взаимодействие» (ежегодно с 2012);
  • Антитеррористические тренировки.

3) Новые форматы:

  • Координация в Арктике;
  • Формирование объединенной системы мониторинга;
  • Налаживание постоянных каналов обмена информацией.

3.3. Кибербезопасность и информационная политика

Сотрудничество в цифровой сфере стало ответом на западные ограничения:

1) Информационное пространство:

  • Развитие альтернатив западным платформам;
  • Создание общего медиа-пространства.

2) Совместные проекты в области кибербезопасности:

  • Объединение усилий в исследованиях больших данных (Big Data);
  • Обмен лучшими практиками защиты энергетических и финансовых систем;
  • Разработка общих стандартов информационной безопасности.

3) Технологический суверенитет:

  • Развитие национальных облачных платформ;
  • Совместные разработки в сфере искусственного интеллекта.

Политико-безопасное сотрудничество России и Китая трансформировалось в комплексную систему взаимной поддержки, охватывающую все уровни, в том числе, киберпространство. Это позволяет обеим странам эффективно противостоять западному давлению, сохраняя стратегический суверенитет, а так же помогать друг другу в развитии и поддерживать другу друга в хорошие или плохие времена.

Заключение

1. Ключевые выводы исследования

1) Санкции 2014–2025 годов трансформировали российско-китайские отношения:

  • Торговый оборот вырос с 95 до 240 млрд долларов;
  • 90% расчетов переведено на рубли и юани;
  • Реализованы ключевые проекты: газопроводы, транспортные коридоры, совместные производства.

2) Сформировалась уникальная модель сотрудничества:

  • Россия поставляет энергоресурсы и сырье;
  • Китай предоставляет технологии и товары народного потребления;
  • Согласованные действия в международных организациях.

3) Основные проблемы:

  • Сырьевая зависимость российского экспорта;
  • Технологическое отставание от Китая;
  • Конкуренция в Центральной Азии и Арктике.

2. Практическое применение результатов

Для государства:

  • Разработка долгосрочной стратегии сотрудничества;
  • Снижение зависимости от отдельных отраслей;
  • Защита от возможных санкционных рисков.

Для бизнеса:

  • Выход на новые рынки через китайских партнеров;
  • Доступ к альтернативным технологиям;
  • Использование новых финансовых инструментов.

Российско-китайское партнерство стало ответом на санкции, но требует постоянной адаптации к меняющимся условиям. Главная задача – превратить текущее сотрудничество в устойчивую модель взаимовыгодного развития.

Список литературы

  1. Центральный банк РФ. Отчет о внешней торговле и валютных операциях (2023–2025). – URL: [cbr.ru] (https://www.cbr.ru).
  2. ЦБ РФ и НБК. Соглашение о расчетах в национальных валютах (2022). – URL: [cbr.ru] (https://www.cbr.ru).
  3. ШОС. Декларация о взаимодействии в сфере безопасности (2023). – URL: [eng.sectsco.org] (https://eng.sectsco.org).
  4. Министерство иностранных дел РФ. Концепция внешней политики Российской Федерации (2023). – URL: [mid.ru] (https://mid.ru).
  5. State Council of China. China’s International Development Cooperation in the New Era (2021). – URL: [english.www.gov.cn] (https://english.www.gov.cn).

Поделиться

120

Матвеева А. А. Стратегическое партнерство России и Китая в условиях санкционного давления (2014–2025) // Актуальные исследования. 2025. №18 (253). Ч.I. С. 94-98. URL: https://apni.ru/article/11941-strategicheskoe-partnerstvo-rossii-i-kitaya-v-usloviyah-sankcionnogo-davleniya-2014-2025

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#19 (254)

Прием материалов

10 мая - 16 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

21 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

4 июня