Спорт выступает ключевым элементом в развитии человеческой цивилизации, способствуя социальной интеграции и экономическому развитию через культурные, географические и политические рамки. Он укрепляет общественные связи и продвигает идеалы мира, добра и справедливости. Спорт вносит вклад в личностное развитие, здоровье, пропаганду здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками, предотвращение конфликтов и укрепление семейных ценностей. Кроме того, спорт играет особую роль в регулировании социальных взаимоотношений, позволяя людям из различных социальных слоев взаимодействовать на равных условиях [1, с. 64-68]. Несмотря на значительную роль спорта в обществе и его вклад в развитие личности, существует заметный пробел в нормативно-правовом регулировании права на спорт на уровне конституционных норм.
Право на спорт, в том числе, на участие в спортивных мероприятиях, доступ к инфраструктуре и пр., рассматривается как неотъемлемая часть социальных и культурных прав человека, обеспечивающих доступ к занятию физической культурой, спортом. Оно включает в себя доступ к необходимым спортивным площадкам, оборудованию и обучению, а также предоставляет условия для участия в соревнованиях без всякой дискриминации [6, с. 107-113]. В рамках обеспечения здорового образа жизни право на спорт способствует поддержке физического и психического благополучия, способствует профилактике заболеваний, продолжительности жизни. Это право является частью комплексного подхода к здоровью, требующего от государства активного содействия в развитии спортивной инфраструктуры и предоставлении финансовой поддержки. Реализация права на спорт может различаться в зависимости от установленной политики и практик на федеральном уровне и в разных регионах, но в целом направлена на стимулирование активного и здорового образа жизни среди населения. Это предполагает необходимость государственного вмешательства для обеспечения равных возможностей в спорте, включая поддержку как профессиональных, так и любительских форм физической активности.
Однако, несмотря на признание важности и необходимости права на спорт, существуют определенные проблемы в правовом регулировании этой области [2; 3, с. 29-36].
Пересмотр отношения государственных структур к сфере спорта с целью перехода от нынешней практики к стратегии, предусматривающей всестороннее обеспечение конституционного права на занятия спортом, может стать ключом к преодолению текущего кризисного состояния в отечественном спорте, обусловленного беспрецедентным давлением. Такой подход предполагает значительное увеличение внимания населения к физической культуре и спорту, что в свою очередь будет способствовать укреплению спортивного потенциала национальных команд. Важно отметить, что вопросы, связанные с конституционным правом на спорт, до сих пор не получили должного внимания в рамках отечественной юридической науки, в отличие от большинства других прав и свобод. Это обстоятельство делает изучение данной темы особенно актуальным для области конституционного права, задачами которой являются анализ, исследование и толкование конституционных прав и свобод.
Значение физической культуры и спорта для современного человека и общества трудно переоценить, поскольку в данном контексте речь идёт о здоровье, правильном подходе к образу жизни. Учитывая значимость права каждого на спорт особое значение имеет то, каким образом установлено правовое регулирование данного права. Как отмечается в некоторых исследованиях [4, с. 212-215], современное состояние нормативного регулирования в данной сфере отличают следующие черты:
- действует специальный федеральный закон, определяющий базовые основы, специфику, порядок организации, а также экономическую базу в области физической культуры и спорта в стране;
- руководство физической культурой и спортом на уровне страны закреплено в полномочиях Министерства спорта Российской Федерации, определяющего основные черты и особенности реализации государственной политики в сфере физкультуры и спорта;
- созданием специальной юстиции, рассматривающей исключительно споры в области спорта и физической культуры, что определяет своеобразие правоприменительной практики и ее узкую специализацию.
Изучая нормы Конституции России, можно заключить, что в чистом виде право на спорт в конституционных нормоположениях не установлено. Право опосредованно выводится из ч. 2 ст. 41 Основного закона страны, как корреспондирующее установленным в данной норме обязанностям государства. Прямо не устанавливается право на спорт и в Законе о физической культуре и спорте. В нормах закона обеспечение права на спорт определяется как один из принципов законодательства в данной сфере. Представляется, что такое непрямое закрепление права на спорт обеспечивает недостаточность правового регулирования, неявную систему гарантий данного права.
Полагаем, что в данной связи необходимо на уровне норм Конституции России, специального федерального законодательства установить терминологическую определённость в отношении права на спорт, гарантий, установленных государством в целях реализации такого права.
Представляется, что значение спорта для современного общества во многом определяет признание, понимание и толкование конституционного права на спорт. Требуется установление определённости в отношении того, что именно составляет право на спорт, а также в чем заключаются гарантии государства в реализации такого права. Значимость затронутой проблемы повышается ещё и потому, что гарантирование государством права на спорт затрагивает множество важных аспектов общественной жизни: государственную управленческую деятельность в сфере физической культуры и спорта, сферу демографии и здравоохранения, особенности сохранения и развития человеческого потенциала.
Полагаем необходимом согласиться с некоторыми исследователями в том, что природа конституционного права на спорт определяется, прежде всего, тем, что сам спорт представляет собой интегральное человеческое благо [5, с. 180-185]. Неявность, опосредованность и косвенность закрепления большей части компонентов конституционного права на спорт, тем не менее, позволяет отнести такое право к категории социальных прав человека. Роль и место спорта в структуре общественных отношений, а также политическая и правовая культура общества оказывают значительное влияние на признание, понимание и интерпретацию конституционного права на спорт. Именно гарантирование государством этого права во всей его комплексности должно стать основой для публично-правового регулирования в сфере спорта и лежать в основе стратегического планирования развития спорта, демографии, здравоохранения и в целом сохранения и развития человеческого потенциала.
Изучение мнений авторов научных источников приводит к пониманию, что в структуру конституционного права на спорт включается множество компонентов: это и право на охрану здоровья и здоровый образ жизни, на благоприятную окружающую природную среду, право на автономность личности, право на участие в культурной и спортивной жизни общества, право на личностное развитие, право на защиту от дискриминации и пр. [3, с. 29-36].
Представляется, что в целях реализации конституционных гарантий права на спорт важным выступают следующие аспекты:
- чёткое определение публичных интересов, а также государственных приоритетов в области физической культуры и спорта;
- определение значения и общественной роли физической культуры и спорта;
- терминологическое уточнение понятия «спорт», закрепляющее отношение государства к спорту;
- установление целей и задач государства, детализация обязанностей государства и функций в сфере физической культуры и спорта, что требует чёткого закрепления государственных приоритетов, установления принципов государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Одной из существующих и немаловажных проблем в нормативном регулировании права на спорт и гарантий выступает проблема разграничения полномочий между Российской Федерацией и её субъектами в части развития физической культуры и спорта. Нормативное закрепление таких полномочий позволяет утверждать, что они на самом деле не составляют единой системы. В частности, если ст. 6 Закона о физической культуре и спорте закрепляет в качестве полномочий Российской Федерации разработку и реализацию государственной политики, посредством принятия и реализации программ развития, то дальнейший анализ статей 8, 9, 9.1 данного Закона позволяет сделать вывод, что основные аспекты реализации государственных программ приходятся на уровень регионов и муниципалитетов. Такое нормативное регулирование позволяет заключить, что на самом деле полномочия в данной сфере разбалансированы, что приводит к отсутствию единого, системного и комплексного подхода, требует внимания законодателя.
Дискуссионным остаётся и вопрос о необходимости выделения спортивного права как отдельной отрасли права, а также о месте спортивного права в современной системе законодательства России.
Проведенное исследование позволяет выделить перспективные направления дальнейших исследований:
- для унификации отечественного законодательства требуется изучение правоприменительной практики в целях выявления пробелов в правовом регулировании;
- не нашли достойного отношения в научных источниках проблемы правового регулирования отдельных видов спорта;
- требует серьезной проработки государственная политика в сфере физической культуры и спорта.
Проведённое исследование позволяет сделать ряд выводов. На уровне конституционных норм гарантии права на спорт закрепляются в виде обязанности государства обеспечивать основы охраны и защиты здоровья населения, предпринимать меры по развитию физической культуры и спорта как основы здоровья и жизни современного человека, при этом терминологически право на спорт, как и гарантии такого права в конституционных нормах места не нашли. Неопределенностью характеризуется и нормы федерального закона в сфере регулирования физической культуры и спорта. В процессе исследования были определены существующие проблемы, характерные для правового регулирования права на спорт в России. Помимо терминологической неопределённости к таким проблемам можно также отнести отсутствие четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере физической культуры и спорта, отсутствие отчетливого понимания необходимости выделения спортивного права в отдельную самостоятельную отрасль российского законодательства. Считаем, что множество нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере физической культуры и спорта, нельзя назвать единой, сбалансированной системой законодательства. Полагаем, что требуется серьезная работа по систематизации разрозненных норм права, выстраивании их в единый комплексный институт спортивного права.