Главная
АИ #18 (253)
Статьи журнала АИ #18 (253)
Содержание и проблемы конституционно-правового регулирования права на спорт

Содержание и проблемы конституционно-правового регулирования права на спорт

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

право на спорт
гарантия
Конституция России
проблемы
регулирование

Аннотация статьи

В статье рассмотрены отличительные особенности права на спорт. Выявлены основы права на спорт в международном праве и конституционных нормах России. Определены проблемные аспекты правового регулирования права на спорт, предложены направления совершенствования правового обеспечения права на спорт. Определены перспективы дальнейших исследований.

Текст статьи

Спорт выступает ключевым элементом в развитии человеческой цивилизации, способствуя социальной интеграции и экономическому развитию через культурные, географические и политические рамки. Он укрепляет общественные связи и продвигает идеалы мира, добра и справедливости. Спорт вносит вклад в личностное развитие, здоровье, пропаганду здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками, предотвращение конфликтов и укрепление семейных ценностей. Кроме того, спорт играет особую роль в регулировании социальных взаимоотношений, позволяя людям из различных социальных слоев взаимодействовать на равных условиях [1, с. 64-68]. Несмотря на значительную роль спорта в обществе и его вклад в развитие личности, существует заметный пробел в нормативно-правовом регулировании права на спорт на уровне конституционных норм.

Право на спорт, в том числе, на участие в спортивных мероприятиях, доступ к инфраструктуре и пр., рассматривается как неотъемлемая часть социальных и культурных прав человека, обеспечивающих доступ к занятию физической культурой, спортом. Оно включает в себя доступ к необходимым спортивным площадкам, оборудованию и обучению, а также предоставляет условия для участия в соревнованиях без всякой дискриминации [6, с. 107-113]. В рамках обеспечения здорового образа жизни право на спорт способствует поддержке физического и психического благополучия, способствует профилактике заболеваний, продолжительности жизни. Это право является частью комплексного подхода к здоровью, требующего от государства активного содействия в развитии спортивной инфраструктуры и предоставлении финансовой поддержки. Реализация права на спорт может различаться в зависимости от установленной политики и практик на федеральном уровне и в разных регионах, но в целом направлена на стимулирование активного и здорового образа жизни среди населения. Это предполагает необходимость государственного вмешательства для обеспечения равных возможностей в спорте, включая поддержку как профессиональных, так и любительских форм физической активности.

Однако, несмотря на признание важности и необходимости права на спорт, существуют определенные проблемы в правовом регулировании этой области [2; 3, с. 29-36].

Пересмотр отношения государственных структур к сфере спорта с целью перехода от нынешней практики к стратегии, предусматривающей всестороннее обеспечение конституционного права на занятия спортом, может стать ключом к преодолению текущего кризисного состояния в отечественном спорте, обусловленного беспрецедентным давлением. Такой подход предполагает значительное увеличение внимания населения к физической культуре и спорту, что в свою очередь будет способствовать укреплению спортивного потенциала национальных команд. Важно отметить, что вопросы, связанные с конституционным правом на спорт, до сих пор не получили должного внимания в рамках отечественной юридической науки, в отличие от большинства других прав и свобод. Это обстоятельство делает изучение данной темы особенно актуальным для области конституционного права, задачами которой являются анализ, исследование и толкование конституционных прав и свобод.

Значение физической культуры и спорта для современного человека и общества трудно переоценить, поскольку в данном контексте речь идёт о здоровье, правильном подходе к образу жизни. Учитывая значимость права каждого на спорт особое значение имеет то, каким образом установлено правовое регулирование данного права. Как отмечается в некоторых исследованиях [4, с. 212-215], современное состояние нормативного регулирования в данной сфере отличают следующие черты:

  • действует специальный федеральный закон, определяющий базовые основы, специфику, порядок организации, а также экономическую базу в области физической культуры и спорта в стране;
  • руководство физической культурой и спортом на уровне страны закреплено в полномочиях Министерства спорта Российской Федерации, определяющего основные черты и особенности реализации государственной политики в сфере физкультуры и спорта;
  • созданием специальной юстиции, рассматривающей исключительно споры в области спорта и физической культуры, что определяет своеобразие правоприменительной практики и ее узкую специализацию.

Изучая нормы Конституции России, можно заключить, что в чистом виде право на спорт в конституционных нормоположениях не установлено. Право опосредованно выводится из ч. 2 ст. 41 Основного закона страны, как корреспондирующее установленным в данной норме обязанностям государства. Прямо не устанавливается право на спорт и в Законе о физической культуре и спорте. В нормах закона обеспечение права на спорт определяется как один из принципов законодательства в данной сфере. Представляется, что такое непрямое закрепление права на спорт обеспечивает недостаточность правового регулирования, неявную систему гарантий данного права.

Полагаем, что в данной связи необходимо на уровне норм Конституции России, специального федерального законодательства установить терминологическую определённость в отношении права на спорт, гарантий, установленных государством в целях реализации такого права.

Представляется, что значение спорта для современного общества во многом определяет признание, понимание и толкование конституционного права на спорт. Требуется установление определённости в отношении того, что именно составляет право на спорт, а также в чем заключаются гарантии государства в реализации такого права. Значимость затронутой проблемы повышается ещё и потому, что гарантирование государством права на спорт затрагивает множество важных аспектов общественной жизни: государственную управленческую деятельность в сфере физической культуры и спорта, сферу демографии и здравоохранения, особенности сохранения и развития человеческого потенциала.

Полагаем необходимом согласиться с некоторыми исследователями в том, что природа конституционного права на спорт определяется, прежде всего, тем, что сам спорт представляет собой интегральное человеческое благо [5, с. 180-185]. Неявность, опосредованность и косвенность закрепления большей части компонентов конституционного права на спорт, тем не менее, позволяет отнести такое право к категории социальных прав человека. Роль и место спорта в структуре общественных отношений, а также политическая и правовая культура общества оказывают значительное влияние на признание, понимание и интерпретацию конституционного права на спорт. Именно гарантирование государством этого права во всей его комплексности должно стать основой для публично-правового регулирования в сфере спорта и лежать в основе стратегического планирования развития спорта, демографии, здравоохранения и в целом сохранения и развития человеческого потенциала.

Изучение мнений авторов научных источников приводит к пониманию, что в структуру конституционного права на спорт включается множество компонентов: это и право на охрану здоровья и здоровый образ жизни, на благоприятную окружающую природную среду, право на автономность личности, право на участие в культурной и спортивной жизни общества, право на личностное развитие, право на защиту от дискриминации и пр. [3, с. 29-36].

Представляется, что в целях реализации конституционных гарантий права на спорт важным выступают следующие аспекты:

  • чёткое определение публичных интересов, а также государственных приоритетов в области физической культуры и спорта;
  • определение значения и общественной роли физической культуры и спорта;
  • терминологическое уточнение понятия «спорт», закрепляющее отношение государства к спорту;
  • установление целей и задач государства, детализация обязанностей государства и функций в сфере физической культуры и спорта, что требует чёткого закрепления государственных приоритетов, установления принципов государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Одной из существующих и немаловажных проблем в нормативном регулировании права на спорт и гарантий выступает проблема разграничения полномочий между Российской Федерацией и её субъектами в части развития физической культуры и спорта. Нормативное закрепление таких полномочий позволяет утверждать, что они на самом деле не составляют единой системы. В частности, если ст. 6 Закона о физической культуре и спорте закрепляет в качестве полномочий Российской Федерации разработку и реализацию государственной политики, посредством принятия и реализации программ развития, то дальнейший анализ статей 8, 9, 9.1 данного Закона позволяет сделать вывод, что основные аспекты реализации государственных программ приходятся на уровень регионов и муниципалитетов. Такое нормативное регулирование позволяет заключить, что на самом деле полномочия в данной сфере разбалансированы, что приводит к отсутствию единого, системного и комплексного подхода, требует внимания законодателя.

Дискуссионным остаётся и вопрос о необходимости выделения спортивного права как отдельной отрасли права, а также о месте спортивного права в современной системе законодательства России.

Проведенное исследование позволяет выделить перспективные направления дальнейших исследований:

  • для унификации отечественного законодательства требуется изучение правоприменительной практики в целях выявления пробелов в правовом регулировании;
  • не нашли достойного отношения в научных источниках проблемы правового регулирования отдельных видов спорта;
  • требует серьезной проработки государственная политика в сфере физической культуры и спорта.

Проведённое исследование позволяет сделать ряд выводов. На уровне конституционных норм гарантии права на спорт закрепляются в виде обязанности государства обеспечивать основы охраны и защиты здоровья населения, предпринимать меры по развитию физической культуры и спорта как основы здоровья и жизни современного человека, при этом терминологически право на спорт, как и гарантии такого права в конституционных нормах места не нашли. Неопределенностью характеризуется и нормы федерального закона в сфере регулирования физической культуры и спорта. В процессе исследования были определены существующие проблемы, характерные для правового регулирования права на спорт в России. Помимо терминологической неопределённости к таким проблемам можно также отнести отсутствие четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере физической культуры и спорта, отсутствие отчетливого понимания необходимости выделения спортивного права в отдельную самостоятельную отрасль российского законодательства. Считаем, что множество нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере физической культуры и спорта, нельзя назвать единой, сбалансированной системой законодательства. Полагаем, что требуется серьезная работа по систематизации разрозненных норм права, выстраивании их в единый комплексный институт спортивного права.

Список литературы

  1. Буянов Ю.В. К вопросу о перспективах развития отрасли спортивного права в России // E-Scio. 2018. № 9 (24). С. 64-68.
  2. Гребнев Р.Д. Конституционное право на спорт: сравнительно-правовое исследование: автореферат дис. кандидата юридических наук: 12.00.02 / Р.Д. Гребнев. – Москва, 2012. – 27 с.
  3. Гребнев Р.Д. Природа и ключевые онтологические и структурно-функциональные особенности конституционного права на спорт // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 1. С. 29-36.
  4. Журавлев В.И. Право каждого на занятие физической культурой и спортом в системе конституционных прав человека // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 4 (87). С. 212-215.
  5. Савичев А.А. Понятие спортивного права в российской юридической доктрине // Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1. С. 180-185.
  6. Чернядьева А.С. О необходимости закрепления права на спорт в российском законодательстве // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. № 4 (58). С. 107-113.

Поделиться

22

Мишкарёв Д. А., Елагин Р. И. Содержание и проблемы конституционно-правового регулирования права на спорт // Актуальные исследования. 2025. №18 (253). URL: https://apni.ru/article/11944-soderzhanie-i-problemy-konstitucionno-pravovogo-regulirovaniya-prava-na-sport

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#19 (254)

Прием материалов

10 мая - 16 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

21 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

4 июня