Системой технического обслуживания автомобильных средств заправки и транспортирования горючего называют совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта, а также исполнителей, входящих в эту систему. Существуют следующие системы технического обслуживания и ремонта: планово-предупредительная, по фактическому техническому состоянию.
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта вооружения, военной и специальной техники войск национальной гвардии является официально принятой. Особенностью является плановое проведение технического обслуживания с целью поддержания исправного состояния вооружения, военной и специальной техники, при необходимости восстановление, посредством ремонта.
Под восстановлением вооружения военной и специальной техники понимается комплекс организационно-технических мероприятий (работ), направленных на приведение вышедшего из строя (неисправного) вооружения военной и специальной техники в готовность к использованию.
Под ремонтом понимается комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния вооружения военной и специальной техники или ее составных частей [1].
Виды ремонта: текущий ремонт, капитальный ремонт.
Техническое обслуживание понимается как операция или комплекс операций по поддержанию работоспособного состояния или ее составных частей при использовании, хранении и транспортировании.
К основным средствам ремонта автомобильных средств заправки и транспортирования горючего относятся технические устройства, запасные части, материалы, инструмент и принадлежности, предназначенные для выполнения ремонта.
К средствам технического обслуживания автомобильных средств заправки и транспортирования горючего относятся средства технологического оснащения и сооружения, предназначенные для выполнения технического обслуживания автомобильных средств заправки и транспортирования горючего.
Все виды технического обслуживания регламентированы заводом изготовителем, и указаны периодичность, трудоемкость и корректирующие нормативы. В связи с этим возможны и недостатки, так как они напрямую связаны с пробегом (наработкой специального оборудования) вооружения, военной и специальной техники, фактически не учитывает реального технического состояния. Таким образом, часть операций, связанных с плановым ремонтом, либо заменой деталей, узлов и агрегатов нецелесообразны, так как их предельное состояние еще не наступило. А при правильно установленной периодичности технического обслуживания, значительно уменьшается возможность количества отказов, тем самым существенно снижаются затраты на текущий ремонт и время на его проведение. Стоит отметить, что при планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта важную роль играет ежедневное техническое обслуживание, которое обеспечивает своевременное выявление неисправностей, а также контроль основных систем, влияющих на безопасность эксплуатации. При имеющихся недостатках она позволяет тщательно контролировать состояние, в процессе эксплуатации [2].
Основными целями процесса планирования технического обеспечения являются: рациональное распределение имеющегося личного состава ремонтных подразделений по объектам выполняемых работ, повышение уровня своевременности принятия решения и разработки документов плана технического обслуживания и ремонта, обеспечение выполнения мероприятий планирования технического обеспечения в полном объеме.
Система технического обслуживания и ремонта вооружения, военной и специальной техники по фактическому состоянию транспортных средств, как и планово-предупредительная система, направлена на контроль и управление техническим состоянием в течение всего срока его эксплуатации. Основной особенностью является периодический контроль состояния с помощью проведения диагностических работ [3].
При определении потребности технического обслуживания и ремонта автомобильных средств заправки и транспортирования горючего особое внимание необходимо уделять следующему: наличие существующих неисправностей, неисправности, выявленные в процессе диагностирования, необходимость произведения регламентных работ в соответствии с периодичностью, указанной в руководстве по эксплуатации [4].
Необходимость проведения комплексной диагностики подразумевает под собой наличие диагностических приборов, способных устанавливать связь и обмениваться информацией о неисправности с различными видами блоков управления и двигателем внутреннего сгорания.
Техническое состояние автомобильных средств заправки и транспортирования горючего войск национальной гвардии это совокупность свойств, изменяющихся при ее эксплуатации и ремонте, характеризуемая в определенный момент времени значениями показателей и качественными признаками, установленными эксплуатационной документацией [5, с. 88-93].
Проведенный анализ показывает, что основной целью является обеспечение выполнения задач ремонта автомобильных средств заправки и транспортирования горючего в полном объеме. Она достигается при выполнении вспомогательных целей:
- выборе организации работ по планированию ремонта;
- обеспечения полного объема работ в установленные сроки.
Таким образом, в данной статье были оценены применяемые системы технического обслуживания и ремонта автомобильных средств заправки и транспортирования горючего, выявлены преимущества и недостатки. В современных экономических условиях принятая планово-предупредительная система технического обслуживания просто не может существовать. Большее распространение получает система технического обслуживания по фактическому состоянию, где главную роль играет диагностирование, посредством которого не только выявляются неисправности, но и определяется остаточный ресурс узлов и агрегатов.