Главная
АИ #18 (253)
Статьи журнала АИ #18 (253)
Экологическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства

Экологическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

экология
воспитание
экологическая культура
экологическое воспитания
изобразительное искусство

Аннотация статьи

В статье рассматриваются возможности экологического воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Текст статьи

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –
и сразу же приведи в порядок свою планету.
(Антуан Экзюпери)

 

Экологическое образование человека начинается в дошкольном возрасте и продолжается на протяжении всей жизни. Особенности применения педагогических методик напрямую связаны с возрастом учащихся. В соответствии с ФГОС, касающихся начального общего образования, ученик младших классов должен:

  • осознавать целостность окружающего мира;
  • быть знакомым с нормами нравственного и здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • усвоить основы экологической грамотности [1, с. 54].

К моменту начала обучения в младших классах школы, должны быть достигнуты следующие результаты экологического воспитания.

  • знает отличия объектов живой природы от объектов неживой и может пояснить эти различия (например, живое осуществляет для своего существования различные процессы – дыхание, питание; оно растет и развивается; живое существо ощущает боль или дискомфорт и т. д.), его знания при этом системны и целостны: он понимает, что если какие-то естественные процессы будут нарушены, существование объекта живой природы окажется под угрозой, и распространяет это понимание на все живые объекты;
  • осознает ценность каждой жизни и необходимость бережного отношения к природе, избегает нанесения вреда растениям, животным, людям и окружающей природе в целом и не позволяет другим им вредить;
  • с удовольствием взаимодействует с природой (общается с животными, наблюдает или ухаживает за растениями, любуется красотой окружающего мира), испытывая при этом положительные эмоции, эмпатию;
  • умеет проследить взаимосвязь природных процессов;
  • знаком с принципами бережного отношения к природным ресурсам;
  • осознает единство человека и природы, понимает, что человек тоже является частью природы [1, с. 83].

Однако у детей младшего школьного возраста обнаруживаются пробелы в экологическом воспитании. Из недочетов чаще всего встречается отсутствие целостности картины. Не все живые объекты ребенок воспринимает «до конца» живыми. Например, ученик может с удовольствием помогать родным на огороде, наблюдая за циклом роста растений и прекрасно понимая, что они живые, что за ними нужно ухаживать и избегать действий, способных им навредить. Одновременно он бездумно ломает ветки деревьев в парке или рвет цветы на лугу, чтобы потом их выбросить. Впрочем, младший школьный возраст является именно тем временем, когда ребенок особенно склонен к развитию эмпатии, познанию окружающего мира и новых для себя эмоций, учится проявлению чувств. По этой причине имеющиеся у детей недочеты экологического воспитания в данный период достаточно легко устранить, попутно знакомя их с новой для них информацией [2, с. 48].

Уроки изобразительного искусства позволяют не только показать школьникам младших классов возможности творческого самовыражения с применением разнообразных техник, но также привить учащимся любовь к природе, научить их видеть красоту окружающего мира, черпать в ней вдохновение, помочь лучше понять природные процессы и явления. Этому способствуют:

  • Наблюдение за объектами природы (деревьями и другими растениями, животными) в разное время года и отображение их в творчестве, обучение правильному поведению в природной среде;
  • Экскурсии в природные уголки: позволяют научить школьников замечать и ценить красивые виды;
  • Занятия на свежем воздухе: рисование окружающей природы, сбор природных материалов для поделок;
  • Выполнение работ с использованием природных материалов: поделок, аппликаций;
  • Знакомство с произведениями искусства, посвященными природе (например, показ репродукций картин известных художников);
  • Посещение музеев [3, с. 74].

Подводя итог, важно отметить, что неотъемлемой частью обучения является обсуждение выполненных учениками работ в контексте экологического воспитания с предоставления им недостающей информации и обсуждением понятия природной среды и ее взаимодействия с социальной и искусственной средой (неживыми объектами, созданными человеком). Необходимо привлекать к классным и внеклассным мероприятиям и родителей, поскольку без их участия экологическое воспитание будет менее эффективным.

Список литературы

  1. ФГОС Начальное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020).
  2. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей школьного возраста. Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2008.
  3. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. Москва «Просвещение», 1995.

Поделиться

4

Лукьянова Н. В. Экологическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства // Актуальные исследования. 2025. №18 (253). URL: https://apni.ru/article/11950-ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#19 (254)

Прием материалов

10 мая - 16 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

21 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

4 июня