Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –
и сразу же приведи в порядок свою планету.
(Антуан Экзюпери)
Экологическое образование человека начинается в дошкольном возрасте и продолжается на протяжении всей жизни. Особенности применения педагогических методик напрямую связаны с возрастом учащихся. В соответствии с ФГОС, касающихся начального общего образования, ученик младших классов должен:
- осознавать целостность окружающего мира;
- быть знакомым с нормами нравственного и здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- усвоить основы экологической грамотности [1, с. 54].
К моменту начала обучения в младших классах школы, должны быть достигнуты следующие результаты экологического воспитания.
- знает отличия объектов живой природы от объектов неживой и может пояснить эти различия (например, живое осуществляет для своего существования различные процессы – дыхание, питание; оно растет и развивается; живое существо ощущает боль или дискомфорт и т. д.), его знания при этом системны и целостны: он понимает, что если какие-то естественные процессы будут нарушены, существование объекта живой природы окажется под угрозой, и распространяет это понимание на все живые объекты;
- осознает ценность каждой жизни и необходимость бережного отношения к природе, избегает нанесения вреда растениям, животным, людям и окружающей природе в целом и не позволяет другим им вредить;
- с удовольствием взаимодействует с природой (общается с животными, наблюдает или ухаживает за растениями, любуется красотой окружающего мира), испытывая при этом положительные эмоции, эмпатию;
- умеет проследить взаимосвязь природных процессов;
- знаком с принципами бережного отношения к природным ресурсам;
- осознает единство человека и природы, понимает, что человек тоже является частью природы [1, с. 83].
Однако у детей младшего школьного возраста обнаруживаются пробелы в экологическом воспитании. Из недочетов чаще всего встречается отсутствие целостности картины. Не все живые объекты ребенок воспринимает «до конца» живыми. Например, ученик может с удовольствием помогать родным на огороде, наблюдая за циклом роста растений и прекрасно понимая, что они живые, что за ними нужно ухаживать и избегать действий, способных им навредить. Одновременно он бездумно ломает ветки деревьев в парке или рвет цветы на лугу, чтобы потом их выбросить. Впрочем, младший школьный возраст является именно тем временем, когда ребенок особенно склонен к развитию эмпатии, познанию окружающего мира и новых для себя эмоций, учится проявлению чувств. По этой причине имеющиеся у детей недочеты экологического воспитания в данный период достаточно легко устранить, попутно знакомя их с новой для них информацией [2, с. 48].
Уроки изобразительного искусства позволяют не только показать школьникам младших классов возможности творческого самовыражения с применением разнообразных техник, но также привить учащимся любовь к природе, научить их видеть красоту окружающего мира, черпать в ней вдохновение, помочь лучше понять природные процессы и явления. Этому способствуют:
- Наблюдение за объектами природы (деревьями и другими растениями, животными) в разное время года и отображение их в творчестве, обучение правильному поведению в природной среде;
- Экскурсии в природные уголки: позволяют научить школьников замечать и ценить красивые виды;
- Занятия на свежем воздухе: рисование окружающей природы, сбор природных материалов для поделок;
- Выполнение работ с использованием природных материалов: поделок, аппликаций;
- Знакомство с произведениями искусства, посвященными природе (например, показ репродукций картин известных художников);
- Посещение музеев [3, с. 74].
Подводя итог, важно отметить, что неотъемлемой частью обучения является обсуждение выполненных учениками работ в контексте экологического воспитания с предоставления им недостающей информации и обсуждением понятия природной среды и ее взаимодействия с социальной и искусственной средой (неживыми объектами, созданными человеком). Необходимо привлекать к классным и внеклассным мероприятиям и родителей, поскольку без их участия экологическое воспитание будет менее эффективным.