Проблема заинтересованности учащихся в обучении, особенно в области физической культуры, вызывает все большую обеспокоенность среди педагогов. В условиях современного образования, где акцент часто делается на теоретические знания, практические занятия и физическая активность могут оказаться на втором плане. Это приводит к снижению интереса детей к физическим упражнениям и активному отдыху.
Снижение интереса учащихся к физической культуре может быть обусловлено рядом факторов. Во-первых, однообразие учебных материалов и методов обучения не позволяет детям проявлять свои творческие способности. Во-вторых, недостаток ярких и запоминающихся элементов в обучении делает занятия менее привлекательными. Кроме того, многие дети не чувствуют эмоциональной связи с тем, что они делают на уроках физической культуры.
Использование нестандартного инвентаря может значительно изменить подход к проведению уроков физической культуры. Яркие и необычные предметы привлекают внимание детей и делают занятия более увлекательными.
Примеры нестандартного инвентаря
Мы предлагаем использование нестандартного, красочного инвентаря, который можно регулярно применять на уроках физической культуры, поскольку он многообразен, доступен и вызывает яркие положительные эмоции. Некоторые виды такого оборудования:
- Мячи: фитболы, облегчённые детские, мягкие, пластмассовые, массажные, «Снежки» из комков бумаги.
- Веревка, резинка для прыжков, скакалки разных цветов.
- Гимнастические ленты, обручи разных цветов, платочки, мешочки с наполнителем, кубики для общеразвивающих упражнений и игр.
- Предметы для развития мелкой моторики пальцев рук: контейнеры от киндерсюрпризов, цветные крышечки (от банки или иной емкости), грецкие орехи, шарики, колокольчики, змейки, расчески, шишки и пр.
Некоторые игры с использованием нестандартного инвентаря, которые можно проводить на уроках физкультуры:
- «Весёлые мячики». Для игры нужны разрезанные пополам резиновые мячики средней величины. Цель – развитие внимания, памяти детей, координации движений. Участники могут идти по гимнастической скамейке, перешагивая через разложенные на ней полусферы, или с закрытыми глазами перешагивать через полусферы, лежащие на полу.
- «Найди свой домик». Детям раздаются разноцветные крышечки, а на полу также крышки разного цвета. По сигналу участники должны найти аналогичного цвета крышку (свой домик) и подбежать к ней.
- «Найди пару». Раздаются кубики разного цвета или размера. Дети бегают, а по сигналу находят себе пару по цвету (или размеру) кубика.
- «Ленточный дождик». Участники встают друг за другом, держась за общую ленту правой и левой рукой. В таком положении они преодолевают различные препятствия, например, проползают через ряд стульев, поднимаются и спускаются с «горы», проползают через «тоннель». Ленту из рук отпускать нельзя.
- «Горячий мяч». Дети сидят в кругу, приняв правильную осанку. По команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребёнок – победитель.
Игры с нестандартным инвентарем создают атмосферу дружелюбия и соперничества, что способствует большему вовлечению детей в процесс.
Упражнения с нестандартным инвентарем
Эффективные упражнения с использованием нестандартного инвентаря можно адаптировать под разные уровни подготовки и интересы детей. Из бумаги дети делают мячи, коробки превращаются в баскетбольные корзины или в мини-футбольные ворота.
Крышки от банок и пластиковых бутылок разных цветов можно использовать для различных эстафет: собирать в банки такого же цвета крышечки от бутылок, переносить крышки «кто больше», передача в колоннах. Попадание в цель и жонглирование контейнерами от киндер сюрпризов вызвало большой интерес у обучающихся. Созданный нами инвентарь помогает детям упражняться в ловкости, быстроте реакции, развивать силу, ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук и мускулатуру, т. е. способствовать комплексному физическому воспитанию.
Доступные и интересные упражнения с фитболами разных цветов и размеров позволяют повысить интерес обучающихся к уроку и как следствие – развитие физических качеств происходит быстрее и успешнее.
Некоторые из упражнений, которые мы используем с учениками:
- Поднимание фитбола. Исходное положение (и. п.) – широкая стойка, ноги врозь, фитбол вверх. Выполнить глубокий присед, колени в стороны, вернуться в и. п. Повторить 20 раз.
- Приседания с фитболом. И. п. – стойка, ноги врозь, фитбол вниз. Выполнить присед, бедро параллельно полу, фитбол вперёд, вернуться в и. п. Повторить 20 раз.
- Поднимание ног. И. п. – упор руками о фитбол, нога назад на носок. Поднять прямую ногу до параллели с полом, вернуться в и. п. Повторить с каждой ноги по 10–15 раз.
- Наклоны с фитболом. И. п. – стоя, наклон вперёд, фитбол вперёд. Выполнить фитбол вверх (спина прямая, руки в продолжение спины), вернуться в и. п. Повторить 15 раз.
- Отжимания на фитболе. И. п. – упор лёжа, ноги на фитболе. Выполнить сгибание рук, локти в стороны (отжимание), вернуться в и. п. Повторить 10–15 раз.
Психологические и социальные аспекты
Использование нестандартного инвентаря также играет важную роль в развитии социальных навыков у детей. Они учатся работать в команде, поддерживать друг друга и развивать дух соперничества. Эмоциональная составляющая уроков, основанных на игровых формах, способствует созданию положительной атмосферы, что важно для формирования уверенности у детей.
Рекомендации:
- Педагоги должны регулярно обновлять инвентарь, вводя новые элементы, которые будут привлекать внимание детей.
- Необходимо проводить мониторинг интереса учащихся к занятиям физической культурой, чтобы адаптировать программы и методы обучения в соответствии с их предпочтениями.
- Следует активно вовлекать родителей в процесс, информируя их о методах и целях использования нестандартного инвентаря на уроках, что может повысить общий интерес к физической активности в семье.
- Разработка новых игровых форм и упражнений на основе нестандартного инвентаря может стать темой для совместного творчества педагогов и учащихся, что также усилит вовлеченность детей в процесс обучения.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что использование нами нестандартного инвентаря на уроках физической культуры является эффективным инструментом для повышения интереса и вовлеченности обучающихся начальных классов. Применение ярких и необычных предметов не только разнообразит учебный процесс, но и развивает множество важных навыков и качеств у детей. Педагоги, стремящиеся создать увлекательную и мотивирующую образовательную среду, должны учитывать возможности, которые предоставляет нестандартный инвентарь. Это позволит не только улучшить физическую подготовку учащихся, но и сформировать у них устойчивый интерес к занятиям физической культурой на протяжении всей жизни.
Таким образом, использование нестандартного инвентаря является не только способом повышения интереса к физической культуре, но и важным шагом к созданию более динамичной и позитивной образовательной среды для детей.