Главная
Конференции
Интеграция гуманитарных и естественных наук: новые горизонты познания
Использование нестандартного инвентаря для повышения интереса к уроку физической...

Использование нестандартного инвентаря для повышения интереса к уроку физической культуры у обучающихся начальных классов

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

физическая культура
нестандартный инвентарь
интерес
обучение
упражнения
игры
эмоциональность
развитие
педагогические технологии

Аннотация статьи

Статья посвящена проблеме снижения интереса обучающихся начальных классов к занятиям физической культурой и поиску путей повышения эффективности обучения. Рассматривается использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры как одного из методов, способствующих повышению интереса и вовлеченности детей в игру. Авторы приводят примеры нестандартного оборудования и игр с его использованием, а также упражнения, которые развивают физические возможности детей. Подчеркивают, что применение яркого и разнообразного инвентаря способствует повышению интереса обучающихся к физической активности.

Текст статьи

Проблема заинтересованности учащихся в обучении, особенно в области физической культуры, вызывает все большую обеспокоенность среди педагогов. В условиях современного образования, где акцент часто делается на теоретические знания, практические занятия и физическая активность могут оказаться на втором плане. Это приводит к снижению интереса детей к физическим упражнениям и активному отдыху.

Снижение интереса учащихся к физической культуре может быть обусловлено рядом факторов. Во-первых, однообразие учебных материалов и методов обучения не позволяет детям проявлять свои творческие способности. Во-вторых, недостаток ярких и запоминающихся элементов в обучении делает занятия менее привлекательными. Кроме того, многие дети не чувствуют эмоциональной связи с тем, что они делают на уроках физической культуры.

Использование нестандартного инвентаря может значительно изменить подход к проведению уроков физической культуры. Яркие и необычные предметы привлекают внимание детей и делают занятия более увлекательными.

Примеры нестандартного инвентаря

Мы предлагаем использование нестандартного, красочного инвентаря, который можно регулярно применять на уроках физической культуры, поскольку он многообразен, доступен и вызывает яркие положительные эмоции. Некоторые виды такого оборудования:

  • Мячи: фитболы, облегчённые детские, мягкие, пластмассовые, массажные, «Снежки» из комков бумаги.
  • Веревка, резинка для прыжков, скакалки разных цветов.
  • Гимнастические ленты, обручи разных цветов, платочки, мешочки с наполнителем, кубики для общеразвивающих упражнений и игр.
  • Предметы для развития мелкой моторики пальцев рук: контейнеры от киндерсюрпризов, цветные крышечки (от банки или иной емкости), грецкие орехи, шарики, колокольчики, змейки, расчески, шишки и пр.

Некоторые игры с использованием нестандартного инвентаря, которые можно проводить на уроках физкультуры:

  • «Весёлые мячики». Для игры нужны разрезанные пополам резиновые мячики средней величины. Цель – развитие внимания, памяти детей, координации движений. Участники могут идти по гимнастической скамейке, перешагивая через разложенные на ней полусферы, или с закрытыми глазами перешагивать через полусферы, лежащие на полу.
  • «Найди свой домик». Детям раздаются разноцветные крышечки, а на полу также крышки разного цвета. По сигналу участники должны найти аналогичного цвета крышку (свой домик) и подбежать к ней.
  • «Найди пару». Раздаются кубики разного цвета или размера. Дети бегают, а по сигналу находят себе пару по цвету (или размеру) кубика.
  • «Ленточный дождик». Участники встают друг за другом, держась за общую ленту правой и левой рукой. В таком положении они преодолевают различные препятствия, например, проползают через ряд стульев, поднимаются и спускаются с «горы», проползают через «тоннель». Ленту из рук отпускать нельзя.
  • «Горячий мяч». Дети сидят в кругу, приняв правильную осанку. По команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребёнок – победитель.

Игры с нестандартным инвентарем создают атмосферу дружелюбия и соперничества, что способствует большему вовлечению детей в процесс.

Упражнения с нестандартным инвентарем

Эффективные упражнения с использованием нестандартного инвентаря можно адаптировать под разные уровни подготовки и интересы детей. Из бумаги дети делают мячи, коробки превращаются в баскетбольные корзины или в мини-футбольные ворота.

Крышки от банок и пластиковых бутылок разных цветов можно использовать для различных эстафет: собирать в банки такого же цвета крышечки от бутылок, переносить крышки «кто больше», передача в колоннах. Попадание в цель и жонглирование контейнерами от киндер сюрпризов вызвало большой интерес у обучающихся. Созданный нами инвентарь помогает детям упражняться в ловкости, быстроте реакции, развивать силу, ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук и мускулатуру, т. е. способствовать комплексному физическому воспитанию.

Доступные и интересные упражнения с фитболами разных цветов и размеров позволяют повысить интерес обучающихся к уроку и как следствие – развитие физических качеств происходит быстрее и успешнее.

Некоторые из упражнений, которые мы используем с учениками:

  • Поднимание фитбола. Исходное положение (и. п.) – широкая стойка, ноги врозь, фитбол вверх. Выполнить глубокий присед, колени в стороны, вернуться в и. п. Повторить 20 раз.
  • Приседания с фитболом. И. п. – стойка, ноги врозь, фитбол вниз. Выполнить присед, бедро параллельно полу, фитбол вперёд, вернуться в и. п. Повторить 20 раз.
  • Поднимание ног. И. п. – упор руками о фитбол, нога назад на носок. Поднять прямую ногу до параллели с полом, вернуться в и. п. Повторить с каждой ноги по 10–15 раз.
  • Наклоны с фитболом. И. п. – стоя, наклон вперёд, фитбол вперёд. Выполнить фитбол вверх (спина прямая, руки в продолжение спины), вернуться в и. п. Повторить 15 раз.
  • Отжимания на фитболе. И. п. – упор лёжа, ноги на фитболе. Выполнить сгибание рук, локти в стороны (отжимание), вернуться в и. п. Повторить 10–15 раз.

Психологические и социальные аспекты

Использование нестандартного инвентаря также играет важную роль в развитии социальных навыков у детей. Они учатся работать в команде, поддерживать друг друга и развивать дух соперничества. Эмоциональная составляющая уроков, основанных на игровых формах, способствует созданию положительной атмосферы, что важно для формирования уверенности у детей.

Рекомендации:

  • Педагоги должны регулярно обновлять инвентарь, вводя новые элементы, которые будут привлекать внимание детей.
  • Необходимо проводить мониторинг интереса учащихся к занятиям физической культурой, чтобы адаптировать программы и методы обучения в соответствии с их предпочтениями.
  • Следует активно вовлекать родителей в процесс, информируя их о методах и целях использования нестандартного инвентаря на уроках, что может повысить общий интерес к физической активности в семье.
  • Разработка новых игровых форм и упражнений на основе нестандартного инвентаря может стать темой для совместного творчества педагогов и учащихся, что также усилит вовлеченность детей в процесс обучения.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что использование нами нестандартного инвентаря на уроках физической культуры является эффективным инструментом для повышения интереса и вовлеченности обучающихся начальных классов. Применение ярких и необычных предметов не только разнообразит учебный процесс, но и развивает множество важных навыков и качеств у детей. Педагоги, стремящиеся создать увлекательную и мотивирующую образовательную среду, должны учитывать возможности, которые предоставляет нестандартный инвентарь. Это позволит не только улучшить физическую подготовку учащихся, но и сформировать у них устойчивый интерес к занятиям физической культурой на протяжении всей жизни.

Таким образом, использование нестандартного инвентаря является не только способом повышения интереса к физической культуре, но и важным шагом к созданию более динамичной и позитивной образовательной среды для детей.

Список литературы

  1. Громова Т.М. «Нестандартные формы и методы обучения в физической культуре». – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2021.
  2. Кузнецов А.С. «Методика использования нестандартного инвентаря на уроках физической культуры». – Казань: Издательство Казанского университета, 2020.
  3. Лукьяненко И.Н. «Нестандартный инвентарь в обучении физической культуре». – СПб.: Издательство «Речь», 2019.
  4. Петров И.А. «Разработка уроков физической культуры с использованием нестандартного инвентаря». – Новосибирск: Издательство «Сибирское университетское издание», 2022.
  5. Сидорова Е.В. «Инновационные подходы к организации уроков физической культуры с использованием нестандартного инвентаря». – М.: Издательство «Наука», 2021.
  6. Шевченко А.В. «Творческий подход к использованию инвентаря на уроках физической культуры». – Екатеринбург: Издательство «Урал», 2020.

Поделиться

86

Савирова Л. П., Свидинский А. Э. Использование нестандартного инвентаря для повышения интереса к уроку физической культуры у обучающихся начальных классов // Интеграция гуманитарных и естественных наук: новые горизонты познания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 мая 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11959-ispolzovanie-nestandartnogo-inventarya-dlya-povysheniya-interesa-k-uroku-fizicheskoj-kultury-u-obuchayushihsya-nachalnyh-klassov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (254)

Прием материалов

10 мая - 16 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

21 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

4 июня