Актуальность темы настоящего исследования определяется необходимостью ориентирования сотрудников, реализующих оперативно-розыскные мероприятия, на определенные черты личности, совершившей преступное деяние, в процессе реализации своих должностных обязанностей. В свою очередь, применение такой методики, как составление криминологического портрета личности несовершеннолетнего преступника, является действенным средством реализации действий сотрудников специальных служб в процессе обнаружения правонарушителей.
Как следствие, на современном этапе существуют и используются на практике различные подходы, применяемые в рамках составления криминологического портрета личности несовершеннолетнего, совершившего противоправное преступное деяние.
Для того чтобы выявить суть указанных практико-ориентированных подходов, необходимо установить, какой смысл вкладывается исследователями в понятие криминологического портрета личности преступника, а также произвести сопоставление исследовательских точек зрения.
Сегодня, согласно статистическим данным, представленные Министерством внутренних дел Российской Федерации, состояние преступности значительно снижается. По сравнению с прошлым годом общее состояние преступности снизилось на 2,4%, соответственно преступлений, которые совершены несовершеннолетними или при их соучастии, стало меньше на 5,9% [1].
Однако отметим, что ситуация противозаконности нестабильна и неоднозначна, поскольку данные преступления характеризуются слабым социальным контролем, что порождает высокую латентность данной категории преступлений.
Подростковый возраст является наиболее уязвимым с точки зрения психологического дисбаланса личности ввиду слаборазвитой системы ценностей, искаженного восприятия, отсутствия критического мышления, чрезмерной чувствительности и возбудимости, что часто делает их заложниками своих и чужих действий или бездействия [2, с. 252].
Несовершеннолетняя преступность, по мнению экспертов, это часть общей криминальной деятельности, представляющая собой набор действий, с точки зрения закона имеющих признаки преступных деяний, и последующих за ними наказаний согласно особенностям, касающимся ограниченной возрастной категории (от 14 до 18 лет) лиц, привлекаемых к ответственности. Данные меры начинают действовать с того момента, когда преступление совершается в конкретном месте и в конкретный период времени.
Наука криминология подразделяет рассматриваемую возрастную категорию на несколько групп, тем самым акцентируя внимание на наличие отличий между подходами к выделяемым группам: к возрасту 14-15 лет относятся подростки, к возрасту 15-16 лет – молодые люди, к возрасту 17-18 лет – юноши [3, с. 124]. Стоит отметить, что согласно закону, мера наказания несовершеннолетним преступникам назначается, исходя из достигшего ими возраста на момент совершения преступного деяния, т. е. 14-летние подростки несут ответственность за определенные виды преступлений, в свою очередь, с полным спектром уголовных мер сталкиваются лица, достигнувшие 16-летия [4, с. 371].
Среди основных причин детской преступности профессор М. Н. Гернет называл отсутствие образования, низкий уровень жизни, неблагополучная обстановка в семье. Существующие в обществе проблемы как экономического, так и социального развития, к числу которых относятся низкий уровень жизни части граждан, отсутствие стабильности в экономике, кризис духовности и др., как сто лет назад, так и сейчас сопутствуют криминализации общества, и в том числе самой незащищенной его части – несовершеннолетних. В то же время именно семья может служить фактором, препятствующим преступному поведению. Предупреждение противоправных проступков детей и подростков начинается именно с семейного воспитания, поэтому велик антикриминогенный потенциал семьи, как и ее роль в профилактике детской преступности. Велико значение семьи в формировании моральных качеств, препятствующих возможному криминальному поведению. Именно семья формирует набор ценностей и установок нетерпимого отношения к противоправным деяниям и нарушению закона. Мировоззренческие устои, заложенные в семье, являются прочным фундаментом, на котором будет строиться вся дальнейшая жизнь человека. Формирование гражданской позиции ребенка также начинается с семьи, где, получая первые знания о праве, государстве, правилах и запретах ребенок выстраивает (не всегда осознанно) собственную гражданскую позицию: самоопределение себя как члена конкретного социума, наделенного как юридическими правами, так и обязанностями [5, с. 114-115].
В числе преступлений, которые совершают несовершеннолетние, большая часть корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Зачастую преступления несовершеннолетние совершают в соучастии, чаще всего в группе. Групповую преступность несовершеннолетних можно объяснить спецификой психологии возраста. В рассматриваемом возрасте характерным является стремление подростка к общению. Данный возраст отличается неустойчивостью ценностных ориентаций, уязвимостью психики ребенка. Зачастую вовлечение подростков в преступную деятельность происходит путем уговоров, просьб. Это говорит об отсутствии у многих несовершеннолетних собственной позиции в оценке явлений социальной жизни.
Главными особенностями преступлений, совершенных несовершеннолетними, являются немотивированная агрессия и жестокость. Обычно жестокость и агрессия являются методом проявления протеста ребенком. Напряжение, скапливающееся в подростке, может со временем накапливаться и выражаться при помощи агрессии и жестокости. Большая часть детей, склонных к жестокости и агрессии воспитываются в проблемных семьях [6, с. 39].
В результате сравнительного анализа личности несовершеннолетнего преступника, совершившего преступления против общественной безопасности можно сделать следующие выводы:
- Среди несовершеннолетних преступников, совершивших преступления против общественной безопасности, преобладают лица мужского пола. Указанное объясняется особенностями социализации мальчиков и их более высокой активностью.
- Возраст несовершеннолетних преступников, как правило, составляет 16-17 лет.
- Большинство несовершеннолетних преступников имеют низкий уровень образования и воспитания. Зачастую воспитываются в неблагополучных семьях или находятся в трудной жизненной ситуации. Значительные социальные и эмоциональные трудности в раннем возрасте могут увеличить риск раз вития преступного поведения. При этом в России среди причин указывается неприязненное отношение к объектам образования, где обучается несовершенно летний правонарушитель, а также отсутствие сформированных ценностей в вопросах использования общественного имущества, а также городского само сознания.