Главная
Конференции
Интеграция гуманитарных и естественных наук: новые горизонты познания
Современный урок труда: интеграция науки, технологий и творчества

Современный урок труда: интеграция науки, технологий и творчества

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

технологические процессы
проектная деятельность
интеграция технологий
развитие критического мышления
инновации и предпринимательство

Аннотация статьи

В статье автор рассматривает научный подход к организации уроков труда в современной школе. Анализирует проектную деятельность с точки зрения её влияния на развитие критического мышления и профессиональное самоопределение обучающихся. Автор определяет ключевые направления интеграции технологий в учебный процесс и предлагает обсуждение актуальных тем, связанных с устойчивым развитием и инновациями. Статья дополнена примерами из личного педагогического опыта.

Текст статьи

Научные исследования и инновации, усовершенствование технологических процессов могут стать основой для поиска решений, способных изменить нашу жизнь к лучшему. Поэтому уже с раннего возраста школьники должны понимать важность науки и ее практическое применение в повседневной жизни. Уроки труда могут стать отправной точкой для формирования устойчивого будущего, где учащиеся смогут не только получать новые знания, но и применять их на практике для решения актуальных задач.

Образовательные учреждения, в частности школы, играют ключевую роль в подготовке будущих поколений к этим вызовам. Уроки труда могут стать важным инструментом для развития у учащихся навыков, необходимых для решения глобальных проблем, и формирования научного мышления.

Научный подход на уроках труда

Уроки труда в школе должны включать в себя различные аспекты: от технологий и инженерии до экологии и устойчивого развития. Применение научного подхода на этих уроках может включать в себя следующие элементы формирования научных понятий: ученики изучают не только назначение и общее устройство механизмов, но и их геометрию, силы, действующие на детали механизма, понятие передаточного числа и другое.

Самостоятельное осуществление функций трудовой деятельности с использованием техники. Школьники могут самостоятельно выполнять такие задачи, как уяснение научных основ действия и устройства используемых технических объектов, выбор технических объектов и режимов их работы, подготовка техники к работе, диагностика неисправностей техники и дефектов изделий, поиск путей и разработка способов совершенствования техники, повышения качества продукции.

Ориентацию учащихся в технологической среде. Изучение инструментов, приспособлений, станков, технологических машин, бытовой техники, способов обработки конструкционных и художественных материалов, современных технологий позволяет ввести учеников в техносоциум и решить ряд личностных и метапредметных задач.

Развитие экологического мышления. Ученики применяют экологические знания в познавательной и предметно-практической деятельности.

Пример научного подхода к методологии предмета – инженерная подготовка школьников и выделение приоритетных технологий и профессиональных компетенций в содержании технологического образования.

Проектная деятельность. Учащиеся могут работать над проектами создания моделей домов из новых современных материалов используя при 3 D моделировании программу строительного проектирования Regna. Эти проекты не только развивают креативность, но и учат детей применять научные знания на практике. Проектная деятельность на уроках труда, в том числе с использованием 3D-моделирования, позволяет ученикам погрузиться в реальный производственный процесс и научиться быть самостоятельными рабочими. А также усовершенствовать технологический процесс или отдельные этапы производства.

В ходе создания 3D-моделей развивается творческий подход к выполняемой задаче, ведь с помощью современного программного обеспечения и мощности компьютеров практически любую задумку можно реализовать виртуально. Процесс 3D-моделирования нагляден, что позволяет ученикам в ходе создания своего проекта постоянно отслеживать качество работы. Работа над проектом в среде 3D-моделирования охватывает не только предметную область «Технология», но и информационные технологии, компьютерную технику, черчение, геометрию, иностранный язык, теорию архитектуры, историю, биологию физику, основы технологии машин и механизмов и другие дисциплины. Таким образом, изучение 3D-моделирования на уроках технологии в средней школе посредством проектной деятельности формирует у учащихся необходимые компетенции.

Эксперименты и исследования. Уроки труда могут включать в себя проведение экспериментов, связанных с физикой, химией и биологией. Например, изучение свойств различных материалов, их переработка и повторное использование.

Интеграция технологий. Внедрение современных технологий, таких как 3D-печать, программирование и робототехника, может помочь учащимся понять, как научные достижения могут быть использованы для решения технологических и социальных проблем. Это также способствует развитию навыков, которые будут востребованы на рынке труда в будущем.

Обсуждение актуальных тем. Важно обсуждать с учениками актуальные темы, связанные с дальнейшим профессиональным самоопределением. Это может быть достигнуто через экскурсии, групповые проекты и исследовательские работы, которые помогут учащимся осознать важность правильного профессионального выбора в их жизни.

Научные знания и формирование устойчивого будущего

Научные знания, приёмы работы с использованием современного оборудования и материалов, используемые на уроках труда, открывают перед учащимися множество возможностей для формирования устойчивого будущего.

Развитие критического мышления. Обучающиеся учатся анализировать информацию, делать выводы и принимать обоснованные решения. Это важно для решения сложных проблем, с которыми сталкивается общество.

Подготовка к будущей профессии: научные знания и навыки, приобретенные на уроках труда, могут стать основой для выбора профессии в области науки, технологий, инженерии. Это, в свою очередь, способствует развитию устойчивых технологий и практик.

Социальная ответственность. Учащиеся, осознающие важность науки и технологий, становятся более ответственными гражданами, готовыми вносить свой вклад в решение глобальных проблем.

Инновации и предпринимательство. Обучение на уроках труда может вдохновить учащихся на создание собственных стартапов и инновационных проектов, направленных на решение проблем современного производства в нашей стране.

Примеры проектов для учащихся. Для расширения практической части урока труда предлагаются следующие темы проектов:

  • Дизайн интерьера. Создание макета комнаты с использованием экологичных материалов. Учащиеся изучают основы эргономики и цветовой гармонии.
  • Ландшафтный дизайн. Разработка проекта школьного двора с учетом устойчивого развития. Например, создание зон с растениями, не требующими обильного полива.
  • Моделирование. Построение 3D-моделей архитектурных объектов с помощью программы Regna. Ученики могут моделировать здания с учетом климатических особенностей региона.
  • Программирование. Написание простых приложений для автоматизации школьных процессов, таких как расписание, телеграмм-ботов или учёт посещаемости.
  • Робототехника. Создание роботов различного назначения с использованием Различных датчиков и заданных функций. Это развивает навыки программирования и инженерии.

Темы для исследовательских работ. Для углубления научного подхода на уроках труда предлагаются следующие темы исследовательских работ:

  1. Исследование свойств биоразлагаемых материалов: Сравнение их прочности и долговечности с традиционными материалами.
  2. Влияние дизайна на энергоэффективность зданий: Анализ архитектурных решений для разных климатических зон.
  3. Разработка умного устройства для дома: например, датчика контроля влажности для комнатных растений.
  4. Изучение возможностей переработки пластика в школьных условиях: Практические эксперименты по созданию изделий из переработанного сырья.
  5. Анализ современных тенденций в робототехнике: как роботы могут помочь в решении экологических проблем.

Список литературы

  1. Иванов Б.М. Цифровая трансформация в образовании: авторский очерк // Вестник науки. 2024. № 2 (71). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-v-obrazovanii-avtorskiy-ocherk (дата обращения: 12.05.2025).
  2. Платонова Е.Д., Игумнов О.А. Опыт реализации образовательных проектов по развитию предпринимательства в средней школе // Современная конкуренция. 2021. № 1 (81). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-realizatsii-obrazovatelnyh-proektov-po-razvitiyu-predprinimatelstva-v-sredney-shkole (дата обращения: 12.05.2025).
  3. Попова Т.А. Проектная деятельность в образовательном пространстве // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 3 (836). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 12.05.2025).

Поделиться

54

Прютц В. В. Современный урок труда: интеграция науки, технологий и творчества // Интеграция гуманитарных и естественных наук: новые горизонты познания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 мая 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11981-sovremennyj-urok-truda-integraciya-nauki-tehnologij-i-tvorchestva

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (254)

Прием материалов

10 мая - 16 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

21 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

4 июня