В условиях глобализации и расширения межкультурных контактов владение английским языком становится неотъемлемым навыком, открывающий доступ к образовательным, профессиональным и социальным возможностям. Одной из ключевых задач современной педагогики остается поиск эффективных методов, способных сделать процесс изучения языка не только результативным, но и увлекательным. И именно музыка выступает как уникальный ресурс способный обогатить процесс обучения, особенно в аспекте развития устной коммуникации. Музыкальная культура является тем предметом с помощью, которого люди выражают свои идеи и мысли и интегрирование ее в уроки по английскому языку может раскрыть новые стороны его обучения.
При обучении английскому языку общение является одним из ключевых видов деятельности. Взаимодействие между учителем и учеником по теме урока является общением.
Общение – это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык [1 с. 39]. Оно осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Рассмотрим невербальные средства более подробно. К ним относятся: мимика и выражение лица (мимика отражает эмоции через движения лицевых мышц, а лицо человека способно выражать эмоции, жесты, взгляд собеседника, интонация, тембр, громкость и темп речи. Опираясь на определение, можно сделать вывод, что музыка является одной из форм общения. В песнях присутствуют такие средства как: громкость, тембр, интонации и свой темп речи вокалиста, а если у песни есть видеосопровождение, то и все остальные. Но что же представляет за собой музыкальная культура? Музыкальная культура – это комплексный феномен, который включает в себя:
- музыкальные произведения (песни или инструментальные композиции), которые несут в себе языковые и культурные паттерны.
- культурные коды – исторические, социальные и этнические особенности, отраженные в музыке (как пример хип-хоп как голос протеста афроамериканской молодежи) [2, с. 59].
Итак, музыкальная культура – это музыка, которая относится в свою очередь к устной форме общения. Устное общение происходит в звуковой форме и обеспечивается работой речемоторного, слухового и зрительного анализаторов, что может влиять на восприятие информации учениками. Устная речь протекает в определенной ситуации общения в нашем же случае на уроках английского языка. Устная речь характеризуется большей спонтанностью, тяготению к разговорному стилю речи и использование простых предложений, упрощенный синтаксис [3, с. 40]. В педагогике используя коммуникативный подход устная речь играет ключевую роль, так как его главная цель – научить учащихся эффективно общаться в реальных ситуациях. Его главная цель – это способность учащихся в дальнейшем осуществлять общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах. В основе коммуникативного метода обучения на уроках английского языка лежит речевой коммуникативный акт, являющийся целостной единицей речевого общения [1, с. 12]. Музыка является одной из форм общения, что значит мы можем активно использовать её при создании заданий коммуникативного подхода. В чем же заключается польза использования музыки на уроках?
Обучающее сочетание музыки с иностранным языком дает положительный результат, например обучение на основе песен улучшает запоминание словарного запаса, а также навыки подготовки к чтению и грамотности [1, с. 14].
Песни способствуют формированию фонетических навыков. В процессе разучивания и прослушивания с определенной целью песен различного жанра –поп музыки, хип-хопа, рока, также композиций из мультфильмов и сериалов или мюзиклов, происходит овладение иноязычным произношением слов и звуков, правилами фразового ударения, особенностями ритма, и темпом речи, которые в дальнейшем воспринимаются и воспроизводятся детьми как естественные.
С помощью песен быстрее активизируются и лучше усваиваются грамматические конструкции. Тексты аутентичных английских песен позволяют познакомиться с грамматическими явлениями английского языка: видовременными формами, множественным числом имен существительных, модальными глаголами [2, с. 60].
Привлекательный характер песен и музыки снижает тревожность, а снижение тревожности повышает успешность в обучении за счет снижения эмоциональной напряженности.
Необходимо ориентироваться на уровень знаний учеников, чтобы выбирать музыку и делать задания по ним.
Можно выделить несколько способов использования музыки на уроках иностранного языка: в качестве основы для написания сочинения, т. е. используя сюжет песни написать сочинение герою либо на его основе; качестве фонетической зарядки (дети совместно с учителем могут спеть небольшие песни); для психологической разгрузки детей между этапами урока.
Музыка является универсальной формой устной речи, неотъемлемой частью коммуникативного подхода к обучению иностранному языку. Её ритм и интонации и, конечно же, живой язык создают естественную среду для практики аудирования, произношения, что позволяет учащимся преодолевать барьер простого заучивания правил. Проводя анализ, обсуждая смысл и культурный фон текстов песен, учащиеся не только осваивают лексику и грамматику, но также и умение выражать мысли, эмоции и идеи, что для коммуникативной методики является конечной целью. Следовательно, применение музыки на уроках меняет обучение в увлекательную деятельность, где язык служит средством общения, а не абстрактным строением.