Главная
АИ #19 (254)
Статьи журнала АИ #19 (254)
Обзор международного опыта регулирования здоровья

Обзор международного опыта регулирования здоровья

Автор:

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

государственное управление
сфера здравоохранения
медицинские учреждения
правовое регулирование
административно-правовой сектор

Аннотация статьи

Сравнительный анализ моделей здравоохранения, применяемых в других странах, позволяет выделить несколько основных подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Текст статьи

Государственное регулирование учреждений здравоохранения в России опирается на положениях международных правовых норм, однако, оно сталкивается с определенными вызовами и не всегда эффективно реализуется. Право на охрану здоровья в России является одним из важнейших социальных прав, закрепленных как на конституционном уровне, так и в ряде федеральных законов. Законодательство России предписывает государству обеспечение медицинской помощи и защиту здоровья населения [3]. Однако, для успешного внедрения этих норм необходимо более тщательное изучение и интеграция международного опыта в национальную систему здравоохранения.

Сравнительный анализ моделей здравоохранения, применяемых в других странах, позволяет выделить несколько основных подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Например, модель Бисмарка, используемая в Германии, ориентирована на страхование, что может обеспечить высокий уровень доступности медицинских услуг, но требует значительных финансовых вложений [3]. Модель Beveridge, характерная для Великобритании, обеспечивает бесплатное медицинское обслуживание для граждан, однако сталкивается с проблемами переполненности учреждений и нехватки ресурсов. Модель Семашко, которая использовалась в советской системе здравоохранения, изначально предполагала универсальное покрытие, но оказалась неустойчивой в условиях рыночной экономики [1].

Правовая практика показывает, что стандарты охраны здоровья подростков и необходимость разработки международных норм в этой области остаются важными аспектами. Разработка эффективных правовых документов, направленных на защиту здоровья молодежи, требует внимательного изучения международного опыта, но в России на данный момент это направление не получило должного развития [4].

Кроме того, каждое государство формирует свою концепцию охраны здоровья, адаптируя международные стандарты к своим национальным условиям. Важно отметить, что не все правовые формулировки, применяемые в международных документах, находят аналогичное отражение в российских законах, что затрудняет унификацию правовых подходов [2].

Анализ текущих тенденций показывает, что существующее законодательство требует пересмотра и обновления с учетом мирового опыта, который может улучшить качество и доступность медицинской помощи. Это, в свою очередь, создаст условия для более эффективного функционирования системы здравоохранения и повышения уровня здоровья населения в целом. Разработка рекомендаций по оптимизации регулирования, основанных на проведенном сравнительном анализе, позволит осуществить шаги к созданию более эффективной и доступной системы охраны здоровья в России.

Государственное регулирование в сфере здравоохранения в России требует постоянного обновления подходов и методов, чтобы соответствовать современным вызовам и улучшить качество оказания медицинских услуг. Важные изменения, произошедшие в законодательстве, раскрывают новые горизонты для дальнейшего изучения и анализа. Одной из ключевых задач является комплексная оценка подготовки к новым условиям функционирования системы здравоохранения и выявление возникающих проблем.

Перспективы исследования актуализируются необходимостью более глубокого понимания взаимодействия между федеральными органами власти и местными учреждениями. Это взаимодействие должно быть основано на единстве нормативно-правового поля и практики его применения. Особое внимание следует уделить анализу конкуренции между различными уровнями власти в контексте предоставления медицинских услуг, а также подходам к финансированию здравоохранения и ответственности за качество услуг, предоставляемых населению [6].

Важный аспект реформирования касается учета прав граждан на охрану здоровья и доступность медицинской помощи. Необходимость разработки управляющих технологий, которые учитывали бы интересы граждан и обеспечивали бы недискриминацию в получении медицинских услуг, призвана повысить доверие к здравоохранению и его институтам [2]. Следует также учитывать, что формирование эффективной системы государственного контроля требует создания четких механизмов ответственностей и инструментов надзора, способствующих снижению уровня коррупции и неэффективности.

Ключевой задачей остается выявление недостатков существующих нормативных актов и предложение конструктивных решений, направленных на их устранение [1]. Здесь важен сравнительный анализ с международной практикой, который позволит адаптировать лучшие модели управления к российским реалиям.

Кроме того, государственное регулирование должно учитывать изменения в демографической структуре и актуальные тренды в потребностях здоровья населения. Применение данных об актуальных заболеваниях и индексах здоровья поможет лучше понять, где требуются реформы и какие инновации могут быть внедрены [2].

Стратегия реформирования должна включать в себя рекомендации по развитию кадрового потенциала в сфере охраны здоровья, так как это напрямую влияет на качество медицинского обслуживания. Методы оценки эффективности работы медицинских учреждений и государственной политики в этой области должны быть адаптированы к специфике и потребностям российского общества.

В заключение перспективы дальнейших исследований в области государственного регулирования здравоохранения в России будут направлены на интеграцию новых знаний и технологий, а также на непрерывное совершенствование механизмов управления и контроля за охраной здоровья населения [1]. Эти шаги необходимы для реализации позитивных изменений и улучшения жизни граждан.

Список литературы

  1. Бурыкин И.М., Алеева Г.Н., Хафизьянова Р.Х. Значимость внедрения риск менеджмента в учреждениях здравоохранения для повышения безопасности медицинской помощи // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. № 2.
  2. Гаранжа А.П. К вопросу совершенствования правового регулирования в сфере здравоохранения в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. № 1.
  3. Тихонов А.И., Певцова Е.А. Компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере общественного здоровья: анализ и перспективы совершенствования // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2022. № 4.
  4. Воронцов А.Л., Воронцова Е.В. Международно-правовое взаимодействие государств в области охраны здоровья: анализ современной практики // Lex Russica. 2018. № 1 (134).
  5. Ковелина Т.А., Марухно В.М., Собянин А.В. Новеллы законодательства в сфере здравоохранения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 6.
  6. Трепель В.Г., Шишов М.А., Шумилина Е.В. Новое в законодательстве в сфере здравоохранения // Главный врач Юга России. 2012. № 2 (29).

Поделиться

62

Сон Б. Д. Обзор международного опыта регулирования здоровья // Актуальные исследования. 2025. №19 (254). URL: https://apni.ru/article/11989-obzor-mezhdunarodnogo-opyta-regulirovaniya-zdorovya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (254)

Прием материалов

10 мая - 16 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

21 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

4 июня