На современном этапе развития образования изучение родного края становится одним из ведущих факторов духовно-нравственного, патриотического, социального и общекультурного воспитания в России. Среди основных целей и задач образования, определенных в Российской Федерации, ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры. В Федеральной образовательной программе начального общего образования одной из важных тем, входящих в содержание учебного предмета «Окружающий мир», является изучение родного края, его природных и культурных достопримечательностей обучающимися четвертого класса в блоке «Человек и общество» [3].
Содержательную сторону знаний о родном крае обучающегося четвертого класса можно раскрыть благодаря анализу Федеральной образовательной программы начального общего образования и авторских образовательных программ по «Окружающему миру» А. А. Плешакова [2], М. Ю. Новицкой [1], а также посредством изучения научно-методической и психолого-педагогической литературы.
Согласно Федеральной образовательной программе начального общего образования у выпускника четвертого класса должны быть сформированы следующие знания о родном крае: местонахождение на физической карте изученных крупных географических объектов родного края (горы, равнины, реки, озера, моря); государственная символика своего региона [3].
Согласно авторской образовательной программе «Окружающий мир» А. А. Плешакова [2] у обучающегося четвертого класса должны быть сформированы такие знания о родном крае как государственная символика своего региона; достопримечательности родного края; местонахождение на карте России своего региона и его главного города.
Согласно образовательной программе «Окружающий мир» М. Ю. Новицкой [1] у обучающегося четвертого класса должен быть сформирован определенный перечень знаний о родном крае: краткая характеристика своего края; знание объектов неживой и живой природы родного края; краткая характеристика природных сообществ своего края; знание об охране природы своего края; отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края».
Анализ Федеральной образовательной программы начального общего образования [3], авторских образовательных программ НОО по окружающему миру для четвертого класса (А. А. Плешаков [2], М. Ю. Новицкая [1]), а также научно-методической литературы показал, что выпускник начальной школы должен иметь широкие знания о родном крае, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Предметные результаты знаний о родном крае обучающихся четвертого класса
Федеральная рабочая программа начального общего образования «Окружающий мир» | Окружающий мир (А. А. Плешаков) | Окружающий мир (М. Ю. Новицкая) |
|
|
|
Как видим, изученные образовательные программы предполагают формирование различных знаний о родном крае у обучающихся четвертого класса. На основе анализа содержания образовательных программ можно выделить критерии сформированности знаний о родном крае обучающихся четвертого класса (табл. 2):
Таблица 2
Критерии и показатели сформированности знаний о родном крае обучающихся четвертого класса
Критерии | Показатели |
Знание географического положения и государственной символики родного края |
|
Знание достопримечательностей родного края |
|
Знание природы родного края |
|
По критериям и показателям была составлена критериальная характеристика и сформулированы уровневые показатели. Данным показателям соответствуют уровни сформированности знаний о родном крае обучающихся четвертого класса: высокий, средний, низкий (табл. 3).
Таблица 3
Уровневая характеристика проверки уровня сформированности знаний о родном крае у обучающихся четвертных классов
Критерии | Уровневые показатели | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Знание географического положения и государственной символики родного края. | Обучающийся знает флаг, герб, гимн г. Севастополя; узнает г. Севастополь на карте России; безошибочно находит г. Севастополь на карте Крыма; знает географический рельеф местности г. Севастополя: реки, моря, горы, бухты. | Обучающийся знает герб и флаг г. Севастополя, затрудняется с названием и авторами гимна г. Севастополя; допускает 1 ошибку при определении местонахождения г. Севастополя на карте России и Крыма; знает, на берегу какого моря стоит Севастополь, допускает 1 ошибку в названиях гор и рек родного края, затрудняется назвать бухты г. Севастополя. | Обучающийся допускает ошибки при определении, что изображено на флаге и гербе г. Севастополя; не может назвать авторов гимна г. Севастополя; допускает 2 и более ошибки при определении местонахождения своего региона на карте России и Крыма; знает, на берегу какого моря стоит г. Севастополь, при этом допускает 2-3 ошибки в названиях бухт, гор и рек г. Севастополя. |
Знание природы родного края | Обучающийся знает природные ресурсы и особенности климата родного края; без ошибок называет растения и животных своего родного края. | Допускает 1-2 ошибки при названии природных ресурсов и особенностях климата г. Севастополя; допускает 1-2 ошибки при определении растений и животных своего родного края. | Затрудняется назвать природные ресурсы и особенности климат родного края, допускает множественные ошибки; допускает 3 и более ошибки в названиях растений и животных своего родного края. |
Знание достопримечательностей родного края | Безошибочно называет музеи родного края, изображенные на иллюстрации; узнает визуально достопримечательности родного края, знает их названия; уверенно узнает главные площади г. Севастополя; без ошибок называет архитектурные сооружения на главных площадях города; без затруднений может по силуэту найти на изображении памятники г. Севастополя и правильно их назвать; знает краткую историю создания памятников г. Севастополя и каким событиям они были посвящены. | Допускает 1-2 ошибки в названиях музеев, изображенных на иллюстрации; узнает визуально достопримечательности родного края, может допустить 1 ошибку в их названии; называет главные площади г. Севастополя, но допускает 1 ошибку в названии архитектурных сооружений и памятников на главных площадях города – по силуэту; совершает 1 ошибку при воспроизведении истории создания памятников г. Севастополя, затрудняется сказать, каким событиям они были посвящены. | Допускает 3 и более ошибки в названиях музеев, изображенных на иллюстрации; узнает визуально достопримечательности родного края, но совершает 2 и более ошибки в их названии; допускает 1-2 ошибки в названиях площадей г. Севастополя, совершает 2 и более ошибки в названиях архитектурных сооружений на главных площадях города; затрудняется по силуэту найти памятники г. Севастополя на иллюстрации и правильно их назвать; не знает историю создания памятников г. Севастополя, не может сказать каким событиям они были посвящены. |
Следовательно, изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также нормативно-правовых документов позволило выделить критерии и показатели сформированности знаний о родном крае обучающихся четвертого класса:
- знание географического положения и государственной символики родного края (знание государственной символики своего региона; знание местонахождения своего региона на карте России и Крыма; знание географического положения своего региона: реки, моря, горы, бухты г. Севастополя);
- знание достопримечательностей родного края (знание музеев родного края; знание памятников архитектуры родного края; знание о памятниках скульптуры родного края);
- знание природы родного края (знания о природных ресурсах и климате родного края; знания о растениях родного края; знания о животных родного края).