Главная
АИ #19 (254)
Статьи журнала АИ #19 (254)
Проблема проверки сформированности знаний обучающихся четвертого класса о родном...

Проблема проверки сформированности знаний обучающихся четвертого класса о родном крае на примере школ г. Севастополь

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

знания о родном крае
критерии
показатели
уровни сформированности знаний о родном крае

Аннотация статьи

В статье выделены критерии и показатели сформированности знаний о родном крае обучающихся четвертого класса на примере г. Севастополя, на их основе сформулированы уровневые показатели для проверки данных знаний.

Текст статьи

На современном этапе развития образования изучение родного края становится одним из ведущих факторов духовно-нравственного, патриотического, социального и общекультурного воспитания в России. Среди основных целей и задач образования, определенных в Российской Федерации, ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры. В Федеральной образовательной программе начального общего образования одной из важных тем, входящих в содержание учебного предмета «Окружающий мир», является изучение родного края, его природных и культурных достопримечательностей обучающимися четвертого класса в блоке «Человек и общество» [3].

Содержательную сторону знаний о родном крае обучающегося четвертого класса можно раскрыть благодаря анализу Федеральной образовательной программы начального общего образования и авторских образовательных программ по «Окружающему миру» А. А. Плешакова [2], М. Ю. Новицкой [1], а также посредством изучения научно-методической и психолого-педагогической литературы.

Согласно Федеральной образовательной программе начального общего образования у выпускника четвертого класса должны быть сформированы следующие знания о родном крае: местонахождение на физической карте изученных крупных географических объектов родного края (горы, равнины, реки, озера, моря); государственная символика своего региона [3].

Согласно авторской образовательной программе «Окружающий мир» А. А. Плешакова [2] у обучающегося четвертого класса должны быть сформированы такие знания о родном крае как государственная символика своего региона; достопримечательности родного края; местонахождение на карте России своего региона и его главного города.

Согласно образовательной программе «Окружающий мир» М. Ю. Новицкой [1] у обучающегося четвертого класса должен быть сформирован определенный перечень знаний о родном крае: краткая характеристика своего края; знание объектов неживой и живой природы родного края; краткая характеристика природных сообществ своего края; знание об охране природы своего края; отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края».

Анализ Федеральной образовательной программы начального общего образования [3], авторских образовательных программ НОО по окружающему миру для четвертого класса (А. А. Плешаков [2], М. Ю. Новицкая [1]), а также научно-методической литературы показал, что выпускник начальной школы должен иметь широкие знания о родном крае, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Предметные результаты знаний о родном крае обучающихся четвертого класса

Федеральная рабочая программа начального общего образования «Окружающий мир»

Окружающий мир (А. А. Плешаков)

Окружающий мир (М. Ю. Новицкая)

  • местонахождение на физической карте изученных крупных географических объектов родного края (горы, равнины, реки, озера, моря);
  • государственная символика своего региона.
  • государственная символика своего региона;
  • достопримечательности родного края;
  • местонахождение на карте России своего региона и его главного города.
  • краткая характеристика своего края;
  • знание объектов неживой и живой природы родного края;
  • краткая характеристика природных сообществ своего края;
  • знание об охране природы своего края;
  • отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края.

Как видим, изученные образовательные программы предполагают формирование различных знаний о родном крае у обучающихся четвертого класса. На основе анализа содержания образовательных программ можно выделить критерии сформированности знаний о родном крае обучающихся четвертого класса (табл. 2):

Таблица 2

Критерии и показатели сформированности знаний о родном крае обучающихся четвертого класса

Критерии

Показатели

Знание географического положения и государственной символики родного края

  • знание герба, гимна и флага г. Севастополя;
  • знание местонахождения своего региона на карте России и Крыма;
  • знание географического рельефа местности своего региона: реки, моря, горы Севастополя.

Знание достопримечательностей родного края

  • знание музеев родного края;
  • знание памятников архитектуры родного края;
  • знание о памятниках скульптуры родного края.

Знание природы родного края

  • знания о природных ресурсах и климате родного края;
  • знания о растениях родного края;
  • знания о животных родного края.

По критериям и показателям была составлена критериальная характеристика и сформулированы уровневые показатели. Данным показателям соответствуют уровни сформированности знаний о родном крае обучающихся четвертого класса: высокий, средний, низкий (табл. 3).

Таблица 3

Уровневая характеристика проверки уровня сформированности знаний о родном крае у обучающихся четвертных классов

Критерии

Уровневые показатели

Высокий

Средний

Низкий

Знание географического положения и государственной символики родного края.

Обучающийся знает флаг, герб, гимн г. Севастополя; узнает г. Севастополь на карте России; безошибочно находит г. Севастополь на карте Крыма; знает географический рельеф местности г. Севастополя: реки, моря, горы, бухты.Обучающийся знает герб и флаг г. Севастополя, затрудняется с названием и авторами гимна г. Севастополя; допускает 1 ошибку при определении местонахождения г. Севастополя на карте России и Крыма; знает, на берегу какого моря стоит Севастополь, допускает 1 ошибку в названиях гор и рек родного края, затрудняется назвать бухты г. Севастополя.Обучающийся допускает ошибки при определении, что изображено на флаге и гербе г. Севастополя; не может назвать авторов гимна г. Севастополя; допускает 2 и более ошибки при определении местонахождения своего региона на карте России и Крыма; знает, на берегу какого моря стоит г. Севастополь, при этом допускает 2-3 ошибки в названиях бухт, гор и рек г. Севастополя.

Знание природы родного края

Обучающийся знает природные ресурсы и особенности климата родного края; без ошибок называет растения и животных своего родного края.Допускает 1-2 ошибки при названии природных ресурсов и особенностях климата г. Севастополя; допускает 1-2 ошибки при определении растений и животных своего родного края.Затрудняется назвать природные ресурсы и особенности климат родного края, допускает множественные ошибки; допускает 3 и более ошибки в названиях растений и животных своего родного края.

Знание достопримечательностей родного края

Безошибочно называет музеи родного края, изображенные на иллюстрации; узнает визуально достопримечательности родного края, знает их названия; уверенно узнает главные площади г. Севастополя; без ошибок называет архитектурные сооружения на главных площадях города; без затруднений может по силуэту найти на изображении памятники г. Севастополя и правильно их назвать; знает краткую историю создания памятников г. Севастополя и каким событиям они были посвящены.Допускает 1-2 ошибки в названиях музеев, изображенных на иллюстрации; узнает визуально достопримечательности родного края, может допустить 1 ошибку в их названии; называет главные площади г. Севастополя, но допускает 1 ошибку в названии архитектурных сооружений и памятников на главных площадях города – по силуэту; совершает 1 ошибку при воспроизведении истории создания памятников г. Севастополя, затрудняется сказать, каким событиям они были посвящены.Допускает 3 и более ошибки в названиях музеев, изображенных на иллюстрации; узнает визуально достопримечательности родного края, но совершает 2 и более ошибки в их названии; допускает 1-2 ошибки в названиях площадей г. Севастополя, совершает 2 и более ошибки в названиях архитектурных сооружений на главных площадях города; затрудняется по силуэту найти памятники г. Севастополя на иллюстрации и правильно их назвать; не знает историю создания памятников г. Севастополя, не может сказать каким событиям они были посвящены.

Следовательно, изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также нормативно-правовых документов позволило выделить критерии и показатели сформированности знаний о родном крае обучающихся четвертого класса:

  • знание географического положения и государственной символики родного края (знание государственной символики своего региона; знание местонахождения своего региона на карте России и Крыма; знание географического положения своего региона: реки, моря, горы, бухты г. Севастополя);
  • знание достопримечательностей родного края (знание музеев родного края; знание памятников архитектуры родного края; знание о памятниках скульптуры родного края);
  • знание природы родного края (знания о природных ресурсах и климате родного края; знания о растениях родного края; знания о животных родного края).

Список литературы

  1. Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Методическое пособие для общеобразоват. организаций, 4 класс: учеб. пособие / М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю.В. Саркисян и др. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. – 205 с.
  3. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Окружающий мир» (1–4 классы) // Единое содержание общего образования, 2022. – URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ (дата обращения: 13.05.2025).

Поделиться

25

Ковальчук К. В., Шихматова Э. С. Проблема проверки сформированности знаний обучающихся четвертого класса о родном крае на примере школ г. Севастополь // Актуальные исследования. 2025. №19 (254). URL: https://apni.ru/article/11993-problema-proverki-sformirovannosti-znanij-obuchayushihsya-chetvertogo-klassa-o-rodnom-krae-na-primere-shkol-g-sevastopol

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#19 (254)

Прием материалов

10 мая - 16 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

21 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

4 июня