Изучение исторической ретроспективы белорусско-европейских отношений демонстрирует комплексность процесса формирования современного формата взаимодействия между Республикой Беларусь и Европейским союзом. Началом официального сближения можно считать начало 1990-х годов, когда молодая Республика Беларусь приступила к радикальным экономическим преобразованиям, ориентированным на рыночную экономику. Именно тогда были сформированы основные направления сотрудничества, охватывающие такие важные отрасли, как энергетика, агропромышленный комплекс, химическая промышленность и коммуникационная инфраструктура.
Кульминационным моментом институционального оформления межгосударственных контактов стало подписание в 1995 году Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, представлявшего собой важный правовой инструмент укрепления взаимных обязательств. Тем не менее, данное соглашение не получило одобрения со стороны Европейского Союза, вследствие чего экономические взаимоотношения продолжали базироваться на положении старого договора, первоначально подписанного ещё с СССР в 1989 году.
Параллельно Республике Беларусь предпринимались попытки интегрироваться в международную систему многосторонней торговли путем подачи заявки на присоединение к Всемирной торговой организации в 1993 году. Несмотря на начатое переговорный процесс, страна так и не смогла завершить процедуру вступления, и переговоры фактически прекратились в 2021 году.
В 2007 году важным испытанием для внешнеторговых перспектив Беларуси стал отказ Европейского Союза от предоставления таможенных льгот, предусмотренных системой Генерального режима преференций, из-за нарушений Международных трудовых стандартов. Последствие такого решения проявилось в виде существенного повышения тарифов на экспорт белорусской продукции на европейском рынке.
Обострение политических разногласий также повлияло на характер дальнейшего развития экономических отношений. Примером является создание экспертного диалога по вопросам торговли, инициированного ЕС в 2016 году, который предусматривал проведение регулярных консультаций представителей обеих сторон. Этот механизм действовал на регулярной основе до 2020 года, пока политические обстоятельства вновь не поставили под угрозу перспективы конструктивного диалога.
Исторический обзор свидетельствует о сложной траектории интеграционного пути Беларуси в Европу, характеризующегося чередованием периодов прогресса и откатов, усилением роли политических аспектов в формировании экономической политики и постоянным поиском баланса между внутренними потребностями страны и требованиями международных партнеров. Основные этапы развития сотрудничества Республики Беларусь и Европейского союза представлены на рисунке.
Рис. Основные этапы развития сотрудничества Республики Беларусь и Европейского союза
Следует отметить, что до момента вступления в силу последних торговых санкций, в 2021 году Европейский союз занимал позицию второго ключевого партнера Республики Беларусь в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечивая 19,9% суммарного объёма товарной торговли государства. Лидерство сохраняла Российская Федерация, обеспечивающая порядка 49,0% внешнеторговых операций Беларуси.
Анализируя динамику объемов двусторонней торговли товарами между ЕС и Беларусью, можно констатировать, что в 2020 году произошел спад двусторонней торговли на 7,3%. Это явление связано с негативными последствиями пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Однако уже в 2021 году наметилась тенденция восстановления торговли: прирост составил 27,0%, общий объем товарооборота достиг уровня 12,9 миллиарда евро. Вместе с тем долгосрочная динамика свидетельствует о незначительном среднем росте – всего +13,3% за десятилетний период.
Принимая во внимание структуру товаропотоков перед началом текущего санкционного периода, можно выделить основные категории товаров, экспортируемых Беларусью в ЕС: древесина (23,2% от общего объема поставок), минеральные ресурсы (21,6%) и продукция черной металлургии (15,3%). Структура импорта из ЕС характеризовалась преобладанием оборудования и механизмов (31,2%), химической продукции (15,4%) и транспорта (12,3%) [1].
Необходимо подчеркнуть, что до наступления 2021 года товарооборот между Европейским союзом и Республикой Беларусь демонстрировал устойчивую восходящую динамику. Однако руководство ЕС приняло принципиальное решение ограничить реализацию инициатив, направленных на формирование качественно нового формата экономического партнерства с Беларусью.
Несмотря на это, Торговля сельхозпродукцией и пищевыми товарами играет важную роль в отношениях Беларуси и ЕС. В 2022 году произошли существенные изменения: сократились поставки мяса (-33,3%) и овощей-фруктов (-16%), зато сильно выросли закупки кофе, чая и специй (+91,4%) и зерновых культур (+27,4%) [2, с. 23].
Белорусский экспорт в ЕС активно развивался главным образом благодаря резкому росту продаж зерновых и растительных продуктов (+141,4%), которые заняли подавляющую долю в структуре поставок (73,9%) [2, с. 23].
В 2023 году товарооборот между ЕС и Беларусью демонстрировал выраженную асимметрию: экспорт ЕС в Беларусь (8,1 млрд евро) превышал встречные поставки (1,4 млрд евро) почти в шесть раз [4]. Основная причина снижения белорусского экспорта заключается в санкционной политике ЕС, ограничивающей доступ к рынкам энергоносителей, удобрений и металлов.
Рост белорусского импорта сосредоточен на автомобилях, предназначенных для российского рынка через канал параллельного импорта. Крупнейшим партнером остается Польша, хотя общий тренд направлен на дальнейшую деградацию торговли.
Дефицит белорусского платежного баланса углубляется: если в 2021 году он составлял скромные 320 млн евро, то в 2023 году приблизился к критическим отметкам (6,7 млрд евро) [4]. Причины кроются в падении доходов от нефти, калия и металлургии, попавших под санкции.
Главные статьи экспорта ЕС в Беларусь – автотранспорт, промышленное оборудование и медицинские препараты. Основу белорусского экспорта составляют электротехнические товары, пищевые отходы, продукция деревообработки и сырье.
Вместе с тем, несмотря на комплекс установленных преград и ограничений, определённые отраслевые направления белорусской экономики остаются открытыми для активного взаимодействия с рынком ЕС, демонстрируя высокую степень устойчивости и адаптивности к существующим условиям.
Комплексный анализ современной геополитической обстановки позволяет идентифицировать ряд ключевых факторов, сдерживающих развитие торговых и инвестиционных потоков между Республикой Беларусь и государствами-участниками Европейского союза:
- эскалация политико-дипломатического напряжения и развертывание международной санкционной политики, которые становятся серьезнейшим препятствием для свободного функционирования рыночных механизмов обмена товарами и услугами;
- систематическое использование инструментов экономического принуждения, которое существенно осложняет построение устойчивых торгово-экономических отношений с партнерами из стран-членов ЕС;
- дифференцированный набор санкционных ограничений, распространяющийся на широкий круг важнейших секторов национальной экономики, включая аграрный сектор, пищевую индустрию, фармакологическую сферу, промышленное производство потребительских товаров и энергетическую инфраструктуру.
Вместе с тем имеются объективные условия для интенсивного восстановления и динамичного роста торгового и экономического сотрудничества Беларуси с Европейским союзом в ключевых секторах, таких как фармацевтика, электронная промышленность и телекоммуникации [3, с. 54]. Для достижения прорыва в этих направлениях необходим интегральный подход, предполагающий последовательную реализацию целого комплекса обоснованных мер:
- поэтапное преодоление асимметрии нормативного поля и повышение прозрачности институтов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, направленной на снижение уровня рисков и увеличение доверия деловых партнеров;
- разработка и имплементация единой унифицированной системы стандартизации и оценки соответствия качества произведенных товаров, интегрированных в международные стандарты технического контроля и безопасности;
- кардинальное улучшение институциональной среды защиты результатов интеллектуальной деятельности, минимизация правового риска коммерциализации новых технологических решений и формирование инфраструктуры устойчивого инновационного развития;
- создание условий для снижения административных издержек и финансовой нагрузки для субъектов бизнеса, создании действенного налогового стимула для освоения внешних рынков и диверсификации производственных мощностей.
Таким образом, укрепление позиций белорусской экономики на европейском рынке и обеспечение долговременного сбалансированного роста являются неотъемлемыми элементами региональной интеграции и поддержания глобального равновесия сил. Перспективы дальнейших торгово-экономических отношений зависят от множества экзогенных и эндогенных переменных, среди которых особо важное значение приобретают показатели политической стабильности, уровень технологической оснащенности национальных экономик и приверженность сторон принципам взаимовыгодного сотрудничества. Активная реализация имеющегося ресурсного потенциала становится основой устойчивого социально-экономического развития обоих акторов и укрепляет интеграционные тенденции в регионе Европы.