Весьма актуальными, относительно деятельности юридических клиник, являются вопросы о правовом информировании и правовом просвещении. В настоящей статье концентрируется внимание на категории «правовое информирование».
Согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1] (далее – ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ) юридическими клиниками может осуществляться правовое информирование. Что же такое правовое информирование? ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ не содержит дефиницию понятия данной категории.
Статья 28 указанного закона именуется – «Правовое информирование и правовое просвещение населения». В содержании этой статьи категории «информирование» и «просвещение» употребляются в совокупности, т. е. не отделимо друг от друга. Из содержания рассматриваемой статьи усматривается, что правовое информирование, во-первых, это содержание информации, во-вторых, это способы передачи этой информации.
О содержании информации говорит термин «правовое». Это означает, что информация должна носить правовой характер.
Для уяснения термина «информирование» обратимся к нормам Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2]. Согласно ст. 2 данного закона информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В соответствии с указанной статьей предоставление информации – это действия, которые направлены на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Согласно данной статье распространение информации – это действия, которые направлены на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Таким образом, информирование представляет собой действия по предоставлению и распространению информации.
Вернемся к содержанию правового информирования. Согласно п. 1 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ это следующая информация: 1) порядок и случаи оказания юридической помощи, оказываемой бесплатно; 2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей; 3) компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, подведомственных названным органам учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц; 4) правила оказания государственных и муниципальных услуг; 5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц; 6) порядок совершения гражданами юридических действий и ошибки при их совершении.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ указанную информацию обязаны размещать: 1) федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведомстве учреждения; 2) органы исполнительной власти субъектов РФ и находящиеся в их ведомстве учреждения; 3) органы управления государственных внебюджетных фондов; 4) органы местного самоуправления и должностные лица. В соответствии с п. 2 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ обязанности, по размещению указанной информации, могут также возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Согласно п. 3 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ правовое информирование и правовое просвещение населения могут осуществлять органы местного самоуправления, в соответствии с муниципальными правовыми актами. Что же касается юридических клиник, то согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ, как уже было отмечено, ими может осуществляться правовое информирование.
Теперь вернемся к способам правового информирования. Правовое информирование осуществляется путем размещения правовой информации: 1) в местах, доступных для граждан; 2) в СМИ; 3) в сети «Интернет»; 4) доведение данной информации до граждан другим способом. Представляется что информирование, другими способами, может осуществляться лицами, участвующими в деятельности юридических клиник путем выступлений с докладами, путем проведения лекций, уроков по тем или иным вопросам правового характера, путем проведения круглых столов и т. п., по темам правового характера. Осуществляя данные мероприятия, юридические клиники также могут предоставлять и распространять информацию правового характера.
Таким образом, правовое информирование представляет собой действия по предоставлению и распространению правовой информации указанными выше способами.
Следует отметить, что в некоторых документах приводятся понятия правового просвещения и правового информирования, а также правовой информации. В Законе г. Москвы от 19.03.2008 г. № 14 «О системе профилактики правонарушений в городе Москве» [3] правовое просвещение и правовое информирование определяется как деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений или лиц, участвующих в профилактике правонарушений, по доведению до сведения граждан и организаций информации, направленной на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. В Материалах по классификации от 29.09.1999 г. № МКПА-118 «Концепция системы классификации правовых актов Российской Федерации» [4] правовая информация понимается как массив правовых актов с содержащимися в них нормами права и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно-технических, научных и справочных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Рассматривая вопросы правового информирования, следует также обратить внимание еще на один момент. Согласно п. 12 Приказа Минобрнауки России от 28.11.2012 г. № 994 [5] юридические клиники в целях информирования о своей деятельности размещают указанными выше способами следующую информацию о юридической клинике: 1) место нахождения, телефон, факс, адрес электронной почты и (или) адрес сайта в сети «Интернет» (если имеется техническая возможность); 2) график работы; 3) о видах оказываемой бесплатной юридической помощи; 4) устав (если клиника является юридическим лицом); 5) положение (если клиника является структурным подразделением образовательного учреждения).
Здесь возникает вопрос, являются ли понятия «правовое информирование» и «информирование о деятельности» тождественными понятиями или же между ними существует разница? Правовое информирование, как уже было отмечено выше, представляет собой действия по предоставлению и распространению правовой информации, указанными выше способами. Как уже было отмечено выше, согласно п. 4 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ, эта деятельность может осуществляться юридическими клиниками. Таким образом, осуществление правового информирования это право юридических клиник. Информирование может быть в форме комментариев, разъяснений законодательных и иных нормативных правовых актов, порядка и практики их применения, разъяснения тех или иных вопросов в области права и т. п. Содержание информирования о деятельности состоит из сведений о конкретной юридической клиники. Это информирование осуществляется такими же способами, что и правовое информирование. Как уже было указано выше, в соответствии с п. 12 Приказа Минобрнауки России от 28.11.2012 г. № 994 юридические клиники размещают эту информацию.