Главная
АИ #19 (254)
Статьи журнала АИ #19 (254)
Сказочно-былинный жанр в живописи русских художников

Сказочно-былинный жанр в живописи русских художников

Научный руководитель

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

сказка
изобразительное искусство
традиция

Аннотация статьи

В статье рассматривается творчество отечественных художников, которые обращались к сказочно-мифологическому жанру при создании станковых произведений и иллюстраций для книг.

Текст статьи

Сказочно-былинный жанр по праву занимает особое место в художественной культуре, находя отклик у широкой аудитории. Его популярность во многом объясняется тем, что знакомство с миром былинных и сказочных персонажей начинается еще в детстве, оставляя неизгладимый след в памяти на всю жизнь. Этот жанр не только пробуждает интерес к народному творчеству, но и служит важным проводником, раскрывающим героическое прошлое и глубинные истоки национальной культуры.

Вторая половина XIX – начало XX века отметилась в России не только повышенным вниманием к народной культуре и фольклору, но и научным интересом к изучению сюжета сказок и к их подробному анализу во всех творческих сферах. В этот период были созданы многие фундаментальные работы в литературной, музыкальной и художественной сферах, которые были посвящены сказкам и былинам. Позднее, в живописи, такие сюжеты становятся отдельным жанром.

Среди наиболее ярких живописцев рассматриваемого периода можно смело выделить Виктора Васнецова, как выдающегося мастера фольклорной и исторической живописи. В своем очерке И. Грабарь, советский искусствовед, дает весьма лестную оценку творчеству Васнецова и пишет, что новый, по тем временам, стиль, вскоре будет назван «Васнецовский стиль» [3, с. 298]. Более того, И. Грабарь говорит о Васнецове как о самом русском живописце того времени. И не зря – Виктор Васнецов был первым, кто вознес этот жанр в разряд высокого искусства, что было особенно сложно, так как художественный мир был покорен передвижниками и их реалистичными полотнами. Такие работы Васнецова как «Витязь на распутье, «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва славян с кочевниками» появились благодаря предпринимателю и меценату Савве Мамонтову, который заказал их у художника для оформления московского вокзала. К сожалению, недоброжелатели живописца не позволили украсить ими вокзал – тогда Мамонтов приглашает Васнецова в Абрамцево, где последний начинает работу над будущими картинами и пишет этюды [1, с. 103].

Среди ключевых мотивов творчества русских художников конца XIX века особое место занимает сказочно-былинный образ, связанный с фигурой русских богатырей. Этот образ, для многих критиков и исследователей, стал символом русского духа, национального характера и культурной идентичности. Возвращаясь к личности Виктора Михайловича Васнецова следует признать, что его картина «Богатыри» является одним из наиболее ярких произведений, посвящённых данной теме, и по праву считается шедевром русского искусства. Работа над этим полотном заняла у художника долгие годы, в течение которых он стремился найти наиболее точное художественное воплощение своих представлений о героическом идеале.

Картина «Богатыри» стала итогом многолетних размышлений Васнецова о национальном характере и его глубокого патриотического чувства. В этом произведении художник выразил своё восхищение силой, мужеством и внутренней красотой русского народа. Каждый из трёх богатырей – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – воплощает типические черты русского характера: стойкость, доблесть, мудрость и человечность. Васнецов сознательно обращается к народным сказаниям, чтобы в своих героях отразить не только личные качества, но и коллективный образ национального духа.

Особое внимание заслуживает пейзаж, который гармонично дополняет фигуры богатырей. Просторная равнина с клубящимися облаками на горизонте становится символом широты русской души, её силы и устойчивости. Каждая деталь картины подчёркивает самобытность и мощь народа, которому посвящён этот шедевр. Таким образом, «Богатыри» Васнецова являются не только выдающимся произведением живописи, но и глубоким художественным выражением национальной идеи, основанной на любви к Родине и уважении к её культурному наследию [5, с. 23].

Тему богатырей можно найти и на полотнах у Михаила Александровича Врубеля - былинный сюжет о встрече пахаря Микулы Селяниновича и надменного богатыря Вольги стал основой первой работы Михаила Врубеля на сказочную тему. В 1896 году в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, включавшая художественный раздел. По заказу Саввы Мамонтова для павильона искусств Врубель создал крупноформатное декоративное панно «Микула Селянинович», которое датировалось 1896 годом, но, к сожалению, на сегодняшний день утрачено. Однако работа не была принята комиссией Академии художеств, которая охарактеризовала её как «нехудожественную». Это решение вызвало недовольство Мамонтова, который на собственные средства воздвиг отдельный павильон у входа на выставку, где экспонировалось произведение. Панно отличалось яркой оригинальностью, свежестью живописного языка и насыщенностью колорита.

До нашего времени дошёл только эскиз-вариант, дающий представление о замысле художника. В композиции противопоставлены два богатыря: на переднем плане изображён Микула Селянинович – простой крестьянин, пашущий землю на лошади, а на среднем плане – Вольга, представленный как воин на боевом коне. Центральная фигура Микулы, мощная и монументальная, символизирует силу земли, воплощая могучий и одновременно лирический образ русского народа. Врубель акцентирует внимание на контрасте двух героев, подчёркивая различие их мировоззрений и жизненных устремлений. Панно становится не только иллюстрацией былинного сюжета, но и глубоким размышлением о связи человека с природой и его духовной силе [2, с. 10-11].

Подобно Михаилу Врубелю, Андрей Рябушкин предложил оригинальное видение русского эпоса, которое нашло своё воплощение в графической серии «Русские былинные богатыри». В этой работе художник представил не только традиционные образы героев народных былин, но и менее известных персонажей, таких как Чурила Плёнкович и Василий Буслаев. Изданная в 1895 году в виде книги, серия стала уникальным примером своеобразного «социологического» подхода к изображению богатырей. Рябушкин стремился наделить каждого героя яркими индивидуальными чертами, что проявляется в их позах и выражении лиц: деловитый Садко заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич застыл в напряжённом ожидании, а Илья Муромец предстаёт как слегка медлительный, но мощный силач. Эта индивидуализация персонажей обусловила и стилистическое разнообразие серии: Святогор своим образом напоминает произведения бельгийского символиста Фернана Кнопфа, тогда как Владимир Красное Солнышко с супругой ассоциируются с фаюмскими портретами. Вместе с тем интерпретация русского эпоса Рябушкиным может быть рассмотрена через призму современных категорий как своеобразное «русское фэнтези». Здесь есть место и богатырю-гному Микуле Селяниновичу, и эльфоподобному Алёше Поповичу, а над всем этим миром возвышается магическая фигура Святогора. Таким образом, Рябушкин создал уникальную художественную вселенную, где традиционные образы русского фольклора обретают новую жизнь в рамках изысканной стилистической интерпретации.

Иной взгляд на богатырей был у живописца Николая Рериха, который был уверен в том, что исследование древнерусской истории требует более глубокого подхода. Для него было важно подчеркнуть, что образы богатырей воплощают не только физическую силу и патриотизм, но также выступают защитниками христианской веры. Хотя этот аспект привлекал внимание художников и ранее, он редко находил прямое выражение в изобразительном искусстве. С приходом Рериха ситуация изменилась. Следует отметить, что на раннем этапе своего творчества Рерих не стремился к сакрализации богатырей, хотя его юношеские работы уже проникнуты духом возрождения святой Руси. В 1909-1910 годах он принял участие в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова, создав для столовой серию из восьми панно под названием «Богатырский фриз». В этих произведениях преобладает декоративное начало, напоминающее стилистику Ивана Билибина. Сюжеты панно кажутся традиционными, но при этом содержат необычные детали: например, Микула Селянинович изображён пашущим гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» вызывает ассоциации с иконописным каноном.

Творчество целого ряда выдающихся художников начала ХХ века не только демонстрирует глубокий интерес к «сказочной» тематике, но и многогранно реализуется в этой области, охватывая такие направления, как станковая живопись, книжная иллюстрация, театрально-декорационное искусство и создание эскизов костюмов для сценических постановок. Особое место в этом контексте занимает творчество С. В. Малютина, который в конце XIX – начале ХХ века создал выдающиеся иллюстрации к сказочным произведениям А. С. Пушкина: «Сказке о царе Салтане», «Сказке о мёртвой царевне» и «Сказке о золотом петушке».

Работы Малютина занимают уникальное место в изобразительной интерпретации пушкинских текстов. Художник акцентирует внимание на народных чертах персонажей, придавая крестьянские черты не только сватье бабе Бабарихе и её дочерям, но также царю Салтану, боярам и даже царевне Лебеди. Однако Малютин не ограничивается бытовым прочтением пушкинских сказок. Его подход к созданию сказочного образа перекликается с методом самого Пушкина: если поэт черпал вдохновение в фольклоре, то художник обращался к народному искусству. Таким образом, Малютин создаёт визуальный мир, органично соединяющий поэтическое наследие Пушкина с традициями русского народного творчества [4, с. 54].

Сказочно-былинный жанр представляет собой одно из наиболее выразительных и значимых направлений в искусстве, которое тесно связано как с русской историей, так и с богатым миром древних сказок и легенд. Этот жанр занимает важное место не только в художественной культуре, но и в образовательной практике. Произведения, созданные в рамках данного направления, нередко используются в качестве наглядных материалов на уроках литературы и истории. Они позволяют не только глубже понять творческий метод художника, но и проанализировать социальные и культурные аспекты древнерусского общества. На основе таких произведений исследователи и педагоги изучают характерные черты быта, элементы одежды и особенности архитектурного устройства жилищ того времени. Таким образом, сказочно-былинный жанр служит уникальным источником для осмысления исторического и культурного наследия.

Список литературы

  1. Веселова А. Начало пути. Великие художники // изд. «Союз художников». СПб. 2017. – 160 с.
  2. Видеркер В.В. Фольклорная основа сказочного цикла М.А. Врубеля // Universum: филология и искусствоведение. 2017. № 3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/folklornaya-osnova-skazochnogo-tsikla-m-a-vrubelya (дата обращения: 04.05.2025).
  3. Васнецов В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Н.Л. Ярославцевой. М.: Искусство. 1987. – 496 с
  4. Голынец Г. Сказки А.С. Пушкина в русском изобразительном искусстве XIX-начала XX века / Г. Голынец, С. Голынец // Искусство. – 1976. – № 5. – С. 53-59.
  5. Казиева М. Сказка в русской живописи. М.: Белый город. 2002. – 46 с.

Поделиться

35

Доронина М. И. Сказочно-былинный жанр в живописи русских художников // Актуальные исследования. 2025. №19 (254). URL: https://apni.ru/article/12001-skazochno-bylinnyj-zhanr-v-zhivopisi-russkih-hudozhnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#19 (254)

Прием материалов

10 мая - 16 мая

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

21 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

4 июня