Математическая грамотность как разновидность функциональной грамотности является одним из ключевых компонентов современного образовательного процесса. Её развитие стало важным требованием обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Этот подход направлен на формирование у обучающихся способности применять математические знания и навыки в различных жизненных ситуациях, а также развивать критическое мышление и логику.
Что такое математическая грамотность?
Математическая грамотность включает в себя умение понимать и интерпретировать информацию, представленную в виде чисел, графиков, таблиц и других форматов, а также способность анализировать данные, делать выводы и принимать обоснованные решения на основе этой информации. Она охватывает широкий спектр умений, таких как:
- Понимание и использование математических понятий и символов.
- Решение задач, связанных с реальными жизненными ситуациями.
- Анализ данных и интерпретация результатов.
- Логическое рассуждение и аргументация.
Другими словами, это умение применять математику для решения проблем в разнообразных реальных ситуациях повседневной жизни. Формирование математической грамотности на уроках иностранного языка проходит на материале таких тем как «Покупки», «Карманные деньги», «Здоровый образ жизни» (составление меню здорового питания с учётом стоимости продуктов, режим дня) и т. д.
Это упражнения межпредметного характера, когда в содержание обучения включаются такие математические понятия, как числительные (количественные и порядковые), построение несплошных текстов (графиков, диаграмм, схем), умение выделять информацию из этих текстов и умение самим их строить. Это также арифметический материал, обозначение даты, года и времени.
Планируемые результаты 2–4 классы
Учащиеся:
2 класс:
- распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные числительные (1–12).
3 класс:
- распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования: аффиксации (суффиксы числительных -teen, -ty, -th)
- распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные числительные (13–100); распознавать и употреблять в устной и письменной речи порядковые числительные (1–30).
4 класс:
- распознавать и употреблять в устной и письменной речи обозначение даты и года.
Почему математическая грамотность важна при изучении ИЯ?
В современном мире, где информация становится все более доступной и разнообразной, умение правильно работать с данными и цифрами становится жизненно необходимым навыком. Математически грамотный человек способен эффективно решать проблемы, принимать взвешенные решения и ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве. Кроме того, математическая грамотность способствует развитию критического мышления, логики и аналитических способностей, что полезно в повседневной жизни.
Часто возникает вопрос, является ли решение примеров на английском языке заданием или уроком формирования математической грамотности?
Для ответа на этот вопрос необходимо знать, какие задания выходят за рамки учебных задач, за рамки формирования наших предметных навыков.
В этом нам поможет таксономия Блума, система учебных целей, которые классифицируются от простого к сложному. Эта система помогает выстраивать урок и находить задачи под каждый этап обучения. На слайде вы видите уровни таксономии от простого к сложному. Это Remembering, Understanding, Applying, Analysing, Evaluating, Creating. Это пирамида, в основании которой лежат базовые навыки, на вершине сложные многокомпонентные навыки. Чтобы перейти к высшему навыку надо освоить навыки низшего порядка. Базовые навыки Remembering (вспоминание, извлечение информации из памяти), Understanding (понимание, способность обобщить, сравнить, объяснить), Applying (применение информации в новых контекстах) называют еще LOTS (Low Order Thinking Skills). Теперь HOTS (Higher Order Thinking Skills) – это Analysing (анализ, умение разбить на части, организовать), Evaluating (критическая оценка материала по заданным стандартам), Creating (способность создать что-то новое).
Именно, навыки низшего порядка LOTS формируют и развивают предметные языковые навыки. HOTS – это упражнения, которые выходят за рамки предмета, формируют функционально грамотного ученика, который применяет свои языковые навыки в других контекстах.
Очень часто на уроках мы останавливаемся на упражнениях низшего порядка. Давайте посмотрим на примеры упражнений, которые помогут нам формировать математическую грамотность от простого к сложному.
Сейчас в таблице задания перемешаны. Попробуйте сопоставить их с уровнями таксономии Блума.
Таблица 1
Creating | ???????? |
Evaluating | Хотел бы ты иметь такой распорядок дня. Почему? Почему нет? |
Analysing | Перерисуй анкету в тетрадь, заполни ее и расскажи одноклассникам о себе. |
Applying | Употребите числа в повседневных ситуациях: при счете, разговоре о возрасте |
Understanding | Запиши словами числа по возрастанию |
Remembering | Посчитайте предметы на картинках и запишите результаты подсчетов словами |
Назовите задание высшего порядка.
Считаю, что это простая форма для того, чтобы проверить, не завершили ли мы работу только формированием языковых навыков, продолжили ли формировать умения высшего порядка.
Такие упражнения есть в наших УМК «Spotlight», нам нужно просто их отобрать и взяв их за основу, создавать свои упражнения. В этом нам может помочь Российская электронная школа. С её помощью формирование математической грамотности на уроках английского языка может стать увлекательным и эффективным.
Какие задания на формирование математической грамотности есть в наших УМК?
Математическая грамотность
Таблица 2
Умения | Примеры заданий |
Распознавать проблемы, возникающие в окружающем мире, которые могут быть решены средствами математики | SB 3, модуль 3, урок Fun at school: “Отгадай, какая у них любимая еда”. SB 4, модуль 1, урок Spotlight on Russia: “Put the cities in order. Start with the biggest city”. SB 4, модуль 3, урок Spotlight on Russia: “How many of them are there in a kilo?” |
Применять математические понятия, факты, процедуры | SB 3, урок 1b: “Слушай и повторяй, а затем реши примеры и прочитай их вслух”. SB 3, модуль 1, урок Fun at school: “Прочитай образец и выполни интересное задание с числами!” WB 4, модуль 1, урок 2 (в таблицу записывают словами числа по возрастанию) |
Распознавать геометрические фигуры | SB 3, модуль 1, урок Fun at school: “Скажи, на какую из этих форм похожи предметы на картинках.” SB 4, вводный модуль b: “Copy the shapes. Listen and colour. Then say.” |
Работать с информацией, представленной в графической форме | SB 3, вводный модуль b: “Перерисуй анкету в тетрадь, заполни ее и расскажи одноклассникам о себе.” |
Использовать начальные математические знания для решения учебных и практических задач в повседневных ситуациях | WB 2, модуль 2, урок 4 (знакомятся с числительными и учатся употреблять их в повседневных ситуациях: при счете, разговоре о возрасте) SB 4, урок 13b: “The chart shows where the children of year 4 were at the weekend. Answer the questions.” WB 3, модуль 2, урок 4 (считают предметы на картинках и записывают результаты подсчетов словами) |
Давайте рассмотрим упражнения по уровням таксономии Блума.
1) Remembering
Числительные
Начинаем с простого объяснения правил написания чисел словами, как числа от 0 до 20 пишутся, а затем переходим к десяткам и сотням. Пример: – Один (one), два (two), три (three), четыре (four), пять (five)... – Десять (ten), двадцать (twenty), тридцать (thirty), сорок (forty), пятьдесят (fifty)...
Диктант
Диктанты – эффективный способ тренировки написания чисел. Называем числа вслух, а ученики пишут их словами.
Единицы измерения
Создаем карточки с различными единицами измерения (сантиметры, метры, килограммы, литры и т. д.) и просим учеников сопоставить их с правильными значениями:
- Раздаем карточки ученикам и просим назвать единицы измерения вслух.
- Организуем игру "Matching Game", где ученики должны найти соответствие между единицей измерения и её значением.
- Count the objects: Показываем детям картинку с несколькими объектами и просим посчитать их на английском. Например, «How many apples do you see?».
- Time-telling game: Просим учеников показать определенное время на игрушечных часах и сказать, сколько сейчас времени.
- Measurement activity: Измеряем длину предметов в классе и записываем результаты на английском. Затем сравниваем полученные данные.
2) Understanding
Числительные. Игра «Найди пару»
Разместим на доске числа и соответствующие слова в случайном порядке. Задача учеников – соединить числа со словами.
Например:
12 twelve 25 twenty-five
Время. Работа с карточками
Типы упражнений:
- Заполните пропуски: It's __ o'clock. (It's five o'clock).
- Напишите время словами: 10:30 = half past ten.
Единицы измерения
Использование наглядных материалов
Наглядные материалы, такие как линейки, весы и мерные стаканы, помогут ученикам лучше понять концепции измерений. Демонстрируем, как измеряются длина, вес и объем, используя реальные предметы:
- Измерим длину карандаша линейкой и скажем: "The length of the pencil is 15 centimeters".
- Взвесим яблоко на весах и скажем: "The weight of the apple is 200 grams".
3) Applying
Задания на основе текстов
Включим числа в тексты, которые ученики читают или слушают. Затем попросите их переписать текст, заменяя цифры на слова.
Упражнение: Перепишите следующий текст, используя слова вместо цифр:
John has 15 apples. He gave 7 to his friend. How many apples does he have left?
Песенки и стишки помогают легко запомнить сложные вещи. Найдем песенку, которая поможет ученикам запомнить порядок чисел.
This is Lew. He is … two.
This is Joe. He os … four.
This is Guy. He is … five.
This is Kevin. He is …. seven.
This is Kate. She is … eight.
This is Caroline. She is … nine.
This is Pen. She is …. ten.
This is Evan. He is… eleven.
Диалоги
Задаем вопросы типа "What time is it?" и просим учеников отвечать.
Teacher: What time do you usually wake up?
Student: I usually wake up at seven o'clock in the morning.
Игры на время
Играем в игры, где нужно угадать время или быстро назвать правильное время. Например, игра "Bingo Time", где ученики отмечают время на своих картах. Правила игры:
Учитель называет время, а ученики ищут его на своих карточках и отмечают. Первый, кто отметит все времена, выигрывает.
Ролевые игры
Организуем ролевую игру, где ученики играют роли, связанные с использованием измерений. Например, один ученик может быть продавцом в магазине, а другой покупателем, и продавец называет вес продуктов.
Customer: How much does this bag of rice weigh?
Shopkeeper: The bag of rice weighs 1 kilogram.
Диалоги
Задаем вопросы типа "How long is this table?" и просим учеников отвечать.
Примеры вопросов:
Teacher: How tall are you?
Student: I'm 1 meter and 60 centimeters tall.
4) Analysing, Evaluating
Единицы измерения
Разработаем рабочие листы с задачами, где ученикам нужно преобразовать одну единицу измерения в другую или решить практические задачи, связанные с измерениями.
Типы упражнений:
- Преобразование единиц: Convert 50 cm to meters.
- Решение задач: A bottle contains 2 liters of water. How many milliliters is this?
Логика и последовательности
- Упражнения на составление последовательностей (first, second, third…).
- Составление последовательностей на английском языке в начальной школе помогает развивать логическое мышление, улучшает способность к организации информации и укрепляет знание грамматических структур. Вот несколько типов упражнений, которые можно использовать для составления последовательностей:
Последовательность действий (Action Sequences) (выполняют слушатели)
Это упражнение помогает понять последовательность событий и связать их с временными маркерами (first, next, then, finally).
Пример:
Making a sandwich:
- First, take two slices of bread.
- Next, spread some butter on both slices.
- Then, add cheese and ham.
- Finally, put the two slices together and cut the sandwich in half.
Задание: Просим составить последовательность действий для какого-нибудь повседневного дела, например чистки зубов или приготовления завтрака.
Рассказ историй (Story Sequencing) (выполняют слушатели)
Предлагаем восстановить последовательность событий в рассказе или сказке.
Пример:
Little Red Riding Hood story:
- Little Red Riding Hood goes to visit her grandmother.
- She meets a wolf in the woods.
- The wolf runs ahead to Grandmother's house.
- The wolf eats Grandmother and dresses up like her.
- Little Red Riding Hood arrives and talks to the wolf.
- A hunter comes and saves Little Red Riding Hood and her grandmother.
Задание:
Распечатаем картинки с эпизодами известной сказки и просим расположить их в правильной последовательности. Затем ученики рассказывают историю с опорой на картинки.
Логические цепочки (Logical Chains)
Выстраиваем последовательность на основе логических связей.
Пример: Seasons: Spring → Summer → Fall → Winter.
Задание: Предложим составить логическую цепочку, например: дни недели, месяцы года, этапы роста растения и т. п.
5) Составление инструкций (Instruction Sequencing)
Ученики учатся составлять инструкции для выполнения определённых задач.
Пример: – How to plant a tree:
- Dig a hole.
- Place the tree in the hole.
- Cover the roots with soil.
- Water the tree.
Задание: Даём ученикам задание составить инструкции для какого-либо процесса, например, как собрать модель самолёта или как приготовить простое блюдо.
6) Хронология исторических событий (Historical Event Sequencing)
Этот тип упражнений подходит для выпускников начальной школы и помогает закрепить знания по истории.
Пример: American Revolution:
- Boston Tea Party (1773).
- Declaration of Independence (1776).
- Battle of Yorktown (1781).
- Treaty of Paris (1783).
Задание:
Даём ученикам даты и краткие описания нескольких исторических событий и просим их расположить их в хронологическом порядке.
Упражнения на составление последовательностей развивают важные навыки, такие как логика, организация информации и умение выражать свои мысли последовательно. Эти навыки полезны не только для изучения.
Анализируя задания УМК и РЭШ, можно сделать вывод, что упражнения УМК формируют в основном навыки LOTS, а упражнения из РЭШ - HOTS. Кроме того, используя интерактивные задачи и упражнения из РЭШ, мы делаем процесс обучения более увлекательным, так как обучающиеся должны применять свои математические знания на английском языке.
Какие ещё есть плюсы в использовании РЭШ? С введением обновленных ФГОС от учителей требуют АПЗ (автоматическую проверку заданий) и АПДЗ (автоматическую проверку домашних заданий). Система упражнений РЭШ помогает нам решить эту проблему, регулярно оценивает прогресс учеников, использует встроенные инструменты оценки. Мы предоставляем ученикам обратную связь, помогая им исправлять ошибки и улучшать свои навыки.
Заключение
Использование РЭШ позволяет эффективно сочетать изучение английского языка с развитием математической грамотности. Такой подход делает обучение более разнообразным и интересным, а также помогает учащимся лучше усваивать материал.