Если в систему образования не внедрять ИКТ, то результаты образования не смогут соответствовать потребностям современной жизни, а выпускники школ не будут готовы к жизни в «информационном» обществе.
Современный урок невозможен без использования информационных технологий, особенно это касается предметов естественного цикла, так как именно они формируют единую картину мира.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимает электронная карта. Ее использование на уроках направлено на повышение эффективности учебного процесса, на формирование положительной мотивации учащихся при изучении различных предметов. Она эффективно дополняет имеющиеся комплекты учебно-методических материалов, и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям.
Изображение – это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с электронной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.
Работая с электронной картой, учитель имеет возможность создавать наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике. Лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», Сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т. п.), применит на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают электронные карты.
Существует три основных вида работы с электронной картой:
- Работа со слоями карты;
- Работа с дополнительным материалом;
- Использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей).
Электронная карта состоит из слоев. Каждый слой содержит разную картографическую информацию. Физическая карта, например, включает следующие слои: рельеф суши и дна океана, реки и озера, названия водных объектов, названия объектов суши, градусную сеть, океанские течения. В зависимости от целей и задач урока слои можно убирать или добавлять.
Предлагаемые пособия позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных карт.
Вот лишь некоторые из их преимуществ:
- Возможность приближения отдельных участков для более подробного их изучения;
- Возможность отображения только необходимых на конкретном уроке подписей и условных обозначений карты;
- Возможность рисовать на карте и наносить на нее надписи.
Применение интерактивных электронных карт концентрирует внимание учащихся на основных моментах учебного материала. Сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем делает излагаемый материал более интересным, насыщенным, наглядным. Данный вид карт позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе изучения нового материала составлять опорные конспекты, проводить сравнения, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации.
Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют учителю использовать их во всех учебных курсах реализовывать деятельность практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения – картографические.
Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания как география.