Детская группа представляет собой устойчивое объединение воспитанников, объединенных общей, социально значимой целью и скоординированной деятельностью для ее достижения, опирающейся на взаимную ответственность. Для школьника классный коллектив выступает своеобразным мостом между социумом и его индивидуальным «Я». Это мини-модель общества, где социальные нормы и ценности преобразуются в личные убеждения и ориентиры. В кругу ровесников ребенок овладевает навыками социального взаимодействия. Коллектив способствует реализации воспитательной задачи – всестороннему развитию, включая развитие организационных навыков и умения согласовывать личные стремления с интересами окружающих.
Любой коллектив характеризуется наличием формальной (официальной) и неформальной (неофициальной) структуры. Формальные группы формируются на основе официальных правил, и положение ребенка определяется его ролью (ученика, лидера и т. д.). Неформальные группы возникают на основе личных симпатий и общности взглядов, вне зависимости от официальных указаний, и статус ребенка зависит от его отношений с друзьями.
А. С. Макаренко выделял этапы становления коллектива: начальное сплочение, дифференциацию и окончательное объединение. Начальная фаза характеризуется формированием группы, когда участники изучают друг друга и педагога. Педагог знакомит учеников с целями, задачами и перспективами. На втором этапе завершается взаимное узнавание, формируются малые группы, появляется актив, развиваются традиции и взаимопомощь. На третьем этапе крепнут отношения сотрудничества и взаимного уважения.
Дети, испытывающие отчуждение, нуждаются в помощи для самоидентификации и реализации своих способностей. Это требует анализа их индивидуальных черт, создания ситуаций успеха, расширения социальных связей и подбора задач, способствующих взаимодействию со сверстниками. Конфликтные ситуации могут возникать из-за различий в понимании нравственных ценностей, отношения к обучению, конкуренции между лидерами. Общение играет ключевую роль в психическом развитии, и ребенок, лишенный его, не приобретает необходимые социальные навыки. Важно учитывать культурные различия в неформальной обстановке. Формирование культуры общения следует начинать с раннего возраста, при активном участии семьи и учителей.
По мнению И. Л. Гарлик, дети в младшем возрасте еще не обладают достаточным самоконтролем, но проявляют уверенность в общении с ровесниками. В этот период расширяется спектр обсуждаемых тем: они делятся впечатлениями об учебе, играх, любимых игрушках и домашних животных. В. Сухомлинский подчеркивал важность культуры речи учителя для эффективного развития коммуникативных компетенций. Педагог должен создавать условия, в которых каждый ребенок может свободно выражать свои мысли в любой ситуации, используя интонацию, темп, громкость голоса и паузы. Отношения между учителем и учениками должны быть основаны на взаимном вдохновении и взаимопонимании.
Укрепление коллектива происходит в процессе совместной деятельности, способствующей развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности школьников. Однако для достижения этой цели необходимо, чтобы цели деятельности были привлекательны для большинства участников. Важно убеждать учеников в значимости деятельности, создавая атмосферу сочувствия. Содержание деятельности может быть разнообразным: от самообслуживания до учебной деятельности и организации досуга. Важно, чтобы цель была четко определена, и средства ее достижения были понятны.
Формирование ученического коллектива начинается с изучения школьников: их уровня развития, межличностных отношений и выявления лидеров. Необходимо отслеживать влияние лидеров и учитывать уровень сформированности нравственных качеств. Для обеспечения оптимальных условий личностного роста в группе педагог анализирует интересы подопечных и их психологическую готовность к учебной деятельности. Изучение коллектива включает наблюдение за взаимодействием между учениками, их реакцией на замечания и соблюдение установленных правил. Посредством бесед выявляются осознанные желания, потребности, интересы и отношения, сложившиеся внутри детского объединения.
Различные виды деятельности предлагаются школьникам и их родителям деликатно, без принуждения. Задача педагога – заинтересовать учеников разнообразием интеллектуальных, творческих и практических занятий. Важно помнить совет Сухомлинского: «Ученик не должен ощущать постоянного воспитательного воздействия». В формировании самооценки и критического мышления важную роль играют взаимоотношения в коллективе, оказывающие влияние на внутренний мир учеников.
Сухомлинский подчеркивал важность развития гражданской активности, умения налаживать межличностные связи как в группе, так и в социуме в целом. Для результативного воспитательного процесса необходимо согласованное воздействие коллектива на индивида. Духовный рост напрямую зависит от насыщенности духовной жизни. Коллектив должен не только предоставлять возможности для самореализации, но и рассчитывать на вклад каждого участника в общее дело. Воспитанность проявляется в ощущении себя частью коллектива, чувстве поддержки и осознании важности личных достижений и неудач для окружающих.
Образовательная деятельность играет ключевую роль в формировании коллектива, устанавливая деловые связи. Общие успехи и провалы отражаются на эмоциональном состоянии ребенка. Игровая деятельность также важна, особенно в младшем школьном возрасте, где дети стремятся к самостоятельности и участию в управлении коллективом.
Методика коллективных творческих дел (КТД) Иванова подразумевает предварительное планирование, создание рабочих групп для определения целей, задач и состава участников. Организуются конкурсы идей, по итогам которых выбирается конкретное мероприятие. Это могут быть пресс-конференции, художественные конкурсы, телемосты, викторины, спортивные эстафеты, турниры, мастер-классы и другие формы активности.
Перспектива – важный стимул для развития ребенка. Краткосрочная перспектива мотивирует к действию, помогает преодолевать трудности. Среднесрочная перспектива связана со стремлением к конкретному событию. Долгосрочная перспектива – это глобальная цель, требующая продолжительных усилий. Для гармоничного развития личности необходимо организовывать целенаправленную деятельность и общение.
Формирование традиций заключается в создании привычек, обычаев и устоявшихся правил. Традиции предполагают определенные действия со стороны школьников. Для укрепления коллектива важно обучать основам организации полезной деятельности: постановке целей, планированию, распределению обязанностей, контролю исполнения.