Главная
АИ #19 (254)
Статьи журнала АИ #19 (254)
История развития малых архитектурных форм (МАФ) в Москве

История развития малых архитектурных форм (МАФ) в Москве

Рубрика

Архитектура, строительство

Ключевые слова

малая архитектурная форма
МАФ
ландшафтная архитектура
история архитектуры
зодчество
архитектура Москвы
малые архитектурные формы Москвы

Аннотация статьи

В данной статье изучено историческое развитие малых архитектурных форм в Москве от становления города и до наших дней. Описаны первопричины развития МАФ и их социально-культурная значимость. Отметим, аббревиатура МАФ – это сокращенно малая архитектурная форма.

Текст статьи

При изучении исторического развития малых архитектурных форм в большинстве случаев авторами на рассмотрение выносятся архитектурные ансамбли, по которым и отслеживают историческое развитие малых архитектурных форм в совокупности. Однако малые архитектурные формы являются одними из важнейших средообразующих элементов всех общественных пространств в целом. Поэтому мы считаем необходимым изучить историческое развитие и дополнить уже имеющиеся сведения о малых архитектурных формах в городе Москве.

Отметим, что малые архитектурные формы (далее сокращено: МАФ) являются совокупностью групп или единичных изделий, созданных человеком. Основное предназначение МАФ – это создание комфортного отдыха посетителей, ландшафтно-эстетического обогащения территории и архитектурно-планировочной организации объектов ландшафтной архитектуры в целом [9, с 3]. В данной статье мы обратимся к существующему историческому опыту и разберемся в первопричинах развития МАФ в Москве.

А. С. Орлов в своей работе по изучению истории России, говорил, что архитектура как явление стала одним из столпов формирования земледельческой цивилизации и перехода от собирательства и охотничьего промысла [5]. Действительно, архитектура служит не только как укрытие от погодных условий или как функциональное пространство, но и формирует культурные и социальные структуры, которые влияют на образ жизни людей. Стоит отметить, что архитектура и зодчество пришли в Русь из Византии и в последствии претерпели видоизменения под условия погоды и быта.

Обратимся же к развитию зодчества XII–XV веков в нашей стране. Москва была основана в 1147 году и долгое время оставалась городом, состоящим преимущественно из деревянных построек как в зодчестве, так и в малых архитектурных формах. В то время дерево было главным материалом на Руси, однако не менее широкое распространение имела и керамическая глина. Эти материалы были относительно просты в обработке и не требовали специальных сложных механизмов для работы с ними. Основными МАФ того времени выступали колодцы, мостовые, торговые лавки и оборонительные частоколы. Они были выполнены из дерева и практически не сохранились на сегодняшний день [8].

На основе труда П.А. Раппопорта «Древнерусская архитектура» [7] можно сделать вывод, что уже в ⅩⅢ–ⅩⅤ веках на московской улице были бревенчатые настилы, а у домов появлялись резные крыльца. Однако в его трудах нет чёткого описания МАФ. Основное предназначение МАФ того времени заключалась в утилитарных потребностях человека. Декоративное же предназначение условно, так как современное представление об этом основывается на современных реконструкциях.

В ⅩⅠⅤ веке у Москвы появляется статус столицы. Зодчество и строительство МАФ занимают всё большую роль в становлении облика города. Они служат символом величия власти. Так, при Иване Грозном появляются первые каменные мосты, а при Борисе Годунове – декоративные надзорные башни.

В XVII веке, под влиянием «нарышкинского барокко», в городе распространялись различные каменные колодцы и часовни [3]. Камень, будучи редким и дорогим материалом, занял особое место в создании МАФ. Каменные колодцы, скульптуры, фонтаны и колонны не только украшали усадьбы и храмовые комплексы, но и подчёркивали социальный статус их владельца [8].

Следующий историческим этапом следует выделить реформы Петра I. Они превратили МАФ в инструмент модернизации общественных пространств города. В 1706 году в Москве зажглись первые уличные фонари, работающие на масле, что дало огромный скачок в развитии осветительных МАФ. В 1720 появились чугунные решётки в стиле голландского классицизма. Примером является Сухаревская башня. Помимо этого, развивались и публичные сады, такие как Лефортовский парк, который был наполнен мраморными скульптурами, декоративными беседками и гротами. Однако большая часть, как отмечал М. А. Ильин, была повреждена пожаром отечественной войны 1812 года [4].

Наиболее ярким периодом развития МАФ считается XIX век, с приходом индустриализации. Чугунное литьё позволило создавать не только единичные декоративные элементы, но и стандартизировать и начать массовое производство таких элементов как ажурные фонари, декоративные ограды и водосточные трубы. Эти элементы не просто стали удовлетворять утилитарные потребности людей, но и создать повсеместные декоративные элементы. В 1860 годах пришло газовое освещение на Тверскую улицу, а к 1890 появились электрические фонари. Современные сады наполнились павильонами в стиле модерн. Однако даже такой бурный рост промышленности и производства не позволял полностью облагородить город. Как утверждал В. А Гиляровский, в 1897 году фонари освещали только центр города [2].

Начало XX века стало сложным периодом для Москвы и Российской империи в целом. В 1910 годах МАФ стали не просто утилитарными приспособлениями, но и полем деятельности для экспериментов. Город наполнили самые разнообразные устройства: киоски в стиле «арт-деко», бетонные урны в Александровском саду, стеклянные остановки, спортивные павильоны и не только. Архитекторы Ф.О. Шехтель и Л. Н. Кекушев проектировали павильоны для выставок, их эстетику и функциональное назначение. Однако первая мировая война и последующая за этим революция 1917 года перевали бурное развитие МАФ в целом и в Москве в частности. На долгое время декоративные свойства МАФ утратили свою значимость в общественном сознании [1].

Советский период, под эгидой создания новой человеческой идеи, занял позицию конструктивизма. Он диктовал главенствующей задачей создание практичных и функциональных форм. МАФ того времени представляет собой элементы, символизирующие идеи величия новой власти и ее идеологии. Стала преобладать монументальность. Примером является сталинский ампир 1930–1950-хх годов, в котором были созданы фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок», гранитные обелиски и скульптурная группа «Рабочий и и колхозница» на ВДНХ. 

На сегодняшний день, в связи со стремлением отойти от эстетического однообразия крупнопанельных зданий и типовых макрорайонов, актуально большое количество МАФ на основе современных строительных материалов. Примером таких МАФ могут послужить скульптуры в ЖК «Headliner». Также стоит выделить умные МАФ с LED-подсветкой, сенсорными панелями или солнечными батареями, которые входят в программу развития «Умный город» в Москве [6]. Они повсеместно наполняют пространства центральных районов и постепенно переходят на окраины города.

Отметим, что для дальнейшей реализации проекта «Умный город» необходимы комплексные научно-исследовательские работы по разработке рецептуры широкой номенклатуры бетонов на композиционных вяжущих, различных заполнителях, пигментах, а также нормативно-техническая документация, регламентирующая изготовление малых форм и, наконец, дизайнерские решения, соответствующие духу и идеям ⅩⅩⅠ века.

В заключение хотелось бы отметить, что МАФ проходили сложный путь от удовлетворения базовых потребностей горожан в утилитарных функциях до формирования доступной среды для всех граждан общества, в котором удовлетворяются потребности каждого отдельно взятого человека. Данное исследование, направленное на установление исторических связей формирования МАф в г. Москва, было успешно выполнено на данном этапе, но оно требует большего расширения возможностей в будущем.

Список литературы

  1. Аленов М.М. История русского искусства. Книга вторая. / М.М. Аленов. М.: Издательство «Трилистник», 2000. – 320 с.
  2. Гиляровский В.А. Москва и москвичи: воспоминания. / В.А. Гиляровский. М.: Всерос. союз поэтов, 1926. – 126 с.
  3. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. – 1056 с.
  4. Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XVIII - первой трети XIX века. М.: Искусство, 1975. – 770 с.
  5. Орлов С.А. История России / С.А. Орлов. М.: Проспект, 2009 г. – 528 с.
  6. Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город» // Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/gorodskaya-sreda/proekt-tsifrovizatsii-gorodskogo-khozyaystva-umnyy-gorod/ (дата обращения: 11.05.25).
  7. Раппопорт, П.А. Древнерусская архитектура. / П.А. Раппорт. СПб: Стройиздат, 1993. – 278 с.
  8. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. / Ю.С. Рябцев. М.: Владос, 1995 г. – 272 с.
  9. Теодоровский В.С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Теодоровский, Е.Д. Сабо, В.А. Фролова; под ред. В.С. Теодоровского. М.: «Академия», 2006. – 352 с.

Поделиться

9

Гульченко Н. С. История развития малых архитектурных форм (МАФ) в Москве // Актуальные исследования. 2025. №19 (254). URL: https://apni.ru/article/12015-istoriya-razvitiya-malyh-arhitekturnyh-form-maf-v-moskve

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#20 (255)

Прием материалов

17 мая - 23 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

28 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

11 июня