При изучении исторического развития малых архитектурных форм в большинстве случаев авторами на рассмотрение выносятся архитектурные ансамбли, по которым и отслеживают историческое развитие малых архитектурных форм в совокупности. Однако малые архитектурные формы являются одними из важнейших средообразующих элементов всех общественных пространств в целом. Поэтому мы считаем необходимым изучить историческое развитие и дополнить уже имеющиеся сведения о малых архитектурных формах в городе Москве.
Отметим, что малые архитектурные формы (далее сокращено: МАФ) являются совокупностью групп или единичных изделий, созданных человеком. Основное предназначение МАФ – это создание комфортного отдыха посетителей, ландшафтно-эстетического обогащения территории и архитектурно-планировочной организации объектов ландшафтной архитектуры в целом [9, с 3]. В данной статье мы обратимся к существующему историческому опыту и разберемся в первопричинах развития МАФ в Москве.
А. С. Орлов в своей работе по изучению истории России, говорил, что архитектура как явление стала одним из столпов формирования земледельческой цивилизации и перехода от собирательства и охотничьего промысла [5]. Действительно, архитектура служит не только как укрытие от погодных условий или как функциональное пространство, но и формирует культурные и социальные структуры, которые влияют на образ жизни людей. Стоит отметить, что архитектура и зодчество пришли в Русь из Византии и в последствии претерпели видоизменения под условия погоды и быта.
Обратимся же к развитию зодчества XII–XV веков в нашей стране. Москва была основана в 1147 году и долгое время оставалась городом, состоящим преимущественно из деревянных построек как в зодчестве, так и в малых архитектурных формах. В то время дерево было главным материалом на Руси, однако не менее широкое распространение имела и керамическая глина. Эти материалы были относительно просты в обработке и не требовали специальных сложных механизмов для работы с ними. Основными МАФ того времени выступали колодцы, мостовые, торговые лавки и оборонительные частоколы. Они были выполнены из дерева и практически не сохранились на сегодняшний день [8].
На основе труда П.А. Раппопорта «Древнерусская архитектура» [7] можно сделать вывод, что уже в ⅩⅢ–ⅩⅤ веках на московской улице были бревенчатые настилы, а у домов появлялись резные крыльца. Однако в его трудах нет чёткого описания МАФ. Основное предназначение МАФ того времени заключалась в утилитарных потребностях человека. Декоративное же предназначение условно, так как современное представление об этом основывается на современных реконструкциях.
В ⅩⅠⅤ веке у Москвы появляется статус столицы. Зодчество и строительство МАФ занимают всё большую роль в становлении облика города. Они служат символом величия власти. Так, при Иване Грозном появляются первые каменные мосты, а при Борисе Годунове – декоративные надзорные башни.
В XVII веке, под влиянием «нарышкинского барокко», в городе распространялись различные каменные колодцы и часовни [3]. Камень, будучи редким и дорогим материалом, занял особое место в создании МАФ. Каменные колодцы, скульптуры, фонтаны и колонны не только украшали усадьбы и храмовые комплексы, но и подчёркивали социальный статус их владельца [8].
Следующий историческим этапом следует выделить реформы Петра I. Они превратили МАФ в инструмент модернизации общественных пространств города. В 1706 году в Москве зажглись первые уличные фонари, работающие на масле, что дало огромный скачок в развитии осветительных МАФ. В 1720 появились чугунные решётки в стиле голландского классицизма. Примером является Сухаревская башня. Помимо этого, развивались и публичные сады, такие как Лефортовский парк, который был наполнен мраморными скульптурами, декоративными беседками и гротами. Однако большая часть, как отмечал М. А. Ильин, была повреждена пожаром отечественной войны 1812 года [4].
Наиболее ярким периодом развития МАФ считается XIX век, с приходом индустриализации. Чугунное литьё позволило создавать не только единичные декоративные элементы, но и стандартизировать и начать массовое производство таких элементов как ажурные фонари, декоративные ограды и водосточные трубы. Эти элементы не просто стали удовлетворять утилитарные потребности людей, но и создать повсеместные декоративные элементы. В 1860 годах пришло газовое освещение на Тверскую улицу, а к 1890 появились электрические фонари. Современные сады наполнились павильонами в стиле модерн. Однако даже такой бурный рост промышленности и производства не позволял полностью облагородить город. Как утверждал В. А Гиляровский, в 1897 году фонари освещали только центр города [2].
Начало XX века стало сложным периодом для Москвы и Российской империи в целом. В 1910 годах МАФ стали не просто утилитарными приспособлениями, но и полем деятельности для экспериментов. Город наполнили самые разнообразные устройства: киоски в стиле «арт-деко», бетонные урны в Александровском саду, стеклянные остановки, спортивные павильоны и не только. Архитекторы Ф.О. Шехтель и Л. Н. Кекушев проектировали павильоны для выставок, их эстетику и функциональное назначение. Однако первая мировая война и последующая за этим революция 1917 года перевали бурное развитие МАФ в целом и в Москве в частности. На долгое время декоративные свойства МАФ утратили свою значимость в общественном сознании [1].
Советский период, под эгидой создания новой человеческой идеи, занял позицию конструктивизма. Он диктовал главенствующей задачей создание практичных и функциональных форм. МАФ того времени представляет собой элементы, символизирующие идеи величия новой власти и ее идеологии. Стала преобладать монументальность. Примером является сталинский ампир 1930–1950-хх годов, в котором были созданы фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок», гранитные обелиски и скульптурная группа «Рабочий и и колхозница» на ВДНХ.
На сегодняшний день, в связи со стремлением отойти от эстетического однообразия крупнопанельных зданий и типовых макрорайонов, актуально большое количество МАФ на основе современных строительных материалов. Примером таких МАФ могут послужить скульптуры в ЖК «Headliner». Также стоит выделить умные МАФ с LED-подсветкой, сенсорными панелями или солнечными батареями, которые входят в программу развития «Умный город» в Москве [6]. Они повсеместно наполняют пространства центральных районов и постепенно переходят на окраины города.
Отметим, что для дальнейшей реализации проекта «Умный город» необходимы комплексные научно-исследовательские работы по разработке рецептуры широкой номенклатуры бетонов на композиционных вяжущих, различных заполнителях, пигментах, а также нормативно-техническая документация, регламентирующая изготовление малых форм и, наконец, дизайнерские решения, соответствующие духу и идеям ⅩⅩⅠ века.
В заключение хотелось бы отметить, что МАФ проходили сложный путь от удовлетворения базовых потребностей горожан в утилитарных функциях до формирования доступной среды для всех граждан общества, в котором удовлетворяются потребности каждого отдельно взятого человека. Данное исследование, направленное на установление исторических связей формирования МАф в г. Москва, было успешно выполнено на данном этапе, но оно требует большего расширения возможностей в будущем.