Правовая основа
Руководитель организации, особенно в государственном секторе, обладает особым правовым статусом, сочетающим элементы управления, подчинения и публично-правовой ответственности.
Вопросы дисциплинарной ответственности руководителей государственных учреждений осложняются дополнительными административными требованиями, контролем со стороны вышестоящих органов и повышенными стандартами добросовестности. Помимо общих норм ст. 192 и 278 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) [1], на руководителей государственных учреждений распространяются специальные акты:
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (для госслужащих) [2];
- Постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные регламенты (например, приказ Минобрнауки России от 12.03.2025 № 225 «Об организации и проведении проверок деятельности организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации» (вместе с Регламентом организации и проведения проверок деятельности организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации) [3].
Согласно ст. 192 ТК РФ, дисциплинарное взыскание применяется за:
- неисполнение трудовых обязанностей;
- ненадлежащее их исполнение.
Для руководителей действуют специальные основания увольнения (ст. 278 ТК РФ):
- принятие необоснованного решения, повлекшего ущерб;
- грубое нарушение обязанностей;
- иные случаи по договору.
Проблема: расплывчатость формулировок в законодательстве («грубое нарушение», «необоснованное решение») приводит к произвольному толкованию.
Приведем практический пример из судебной практики: в 2022 г. директор государственного учреждения культуры был уволен по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение обязанностей. Однако, суд восстановил его на работе, поскольку работодатель не учел, что часть нарушений относилась к периоду, когда руководитель находился на больничном (решение Ленинградского областного суда от 14.03.2022 № 3а-456/2022).
Процедурные нарушения при привлечении к ответственности
Статья 193 ТК РФ устанавливает общие требования в случае необходимости привлечения к дисциплинарной ответственности:
- сроки применения взыскания (1 месяц);
- обязательность объяснительной;
- соразмерность нарушения и наказания.
Для государственных учреждений особенно актуальны:
- согласование с вышестоящими органами – увольнение часто требует одобрения министерства или учредителя (ст. 278.1 ТК РФ);
- документальная фиксация нарушений – в госсекторе дисциплинарные взыскания часто оспариваются из-за формальных ошибок в актах проверок.
Так, главный врач больницы был уволен за нарушение антикоррупционного законодательства, но суд отменил приказ, так как проверка проводилась с нарушениями сроков (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 05.07.2023 № 33-9876/2023).
Как отмечает В. С. Комаровский: «Дисциплинарная ответственность руководителя госучреждения это не только трудовой, но и публично-правовой институт» [4]. Это двойственная природа создает значительные сложности в правоприменительной практике.
Судебная практика по спорам в госучреждениях
Судебная практика считает, что однократное грубое нарушение трудовых обязанностей – это очевидное и виновное (умышленное или неосторожное) нарушение работником обязанностей, предусмотренных нормативными правовыми актами, трудовым и коллективным договорами. В каждом случае грубость нарушения определяется с учетом конкретных обстоятельств. В качестве грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации следует расценивать, в частности:
- неисполнение возложенных на него трудовым договором функций, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо имущественного ущерба компании;
- осуществление руководителем незаконной коммерческой деятельности с использованием имущества организации.
Примеры:
- Увольнение за утрату доверия (ст. 278.1 ТК РФ) – суды требуют доказательств прямой связи между действиями руководителя и ущербом (Определение ВС РФ от 11.04.2023 № 18-КГ23-12).
- Споры о необоснованных решениях – например, отмена взыскания за «неэффективное управление», если ухудшение показателей связано с бюджетным недофинансированием (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2024 № А40-78901/24).
К типичным проблемам правоприменительной практики по рассматриваемой теме можно отнести:
- конфликт между нормами ТК РФ и ведомственными регламентами;
- политизированность решений об увольнении в подведомственных учреждениях.
Основные тенденции
1. Строгая оценка обоснованности увольнения:
- требуются конкретные доказательства нарушений;
- учитывается причинно-следственная связь между действиями и ущербом.
2. Защита от политизированных решений: увольнение по «утрате доверия» должно быть мотивированным (Определение ВС РФ от 11.04.2023 № 18-КГ23-12).
3. Учет общественной значимости должности: суды осторожно подходят к увольнению руководителей соцучреждений.
Статистика и исследования
По данным В.С. Комаровского 43% обжалованных увольнений отменяются судами. Основные причины отмены процессуальные нарушения. В 27% случаев отмечается политическая подоплека решений.
Пути совершенствования законодательства:
- В рамках решения проблем правового регулирования провести аудит норм права в целях исключения конфликта между ТК РФ и ведомственными актами закрепления четких критериев «грубых нарушений», гарантий для руководителей – защиту от политизированных увольнений.
- Законодательные изменения: конкретизировать основания увольнения в ТК РФ; установить особый порядок для госучреждений.
- Процедурные улучшения: ввести обязательный досудебный аудит; разработать типовые регламенты проверок.
- Судебная практика: унифицировать подходы к оценке нарушений; усилить контроль за политически мотивированными решениями.
Заключение
Дисциплинарная ответственность руководителей госучреждений требует баланса между интересами государства; защитой прав управленцев; необходимостью обеспечения эффективного управления.
В современных реалиях назрела необходимость закрепить в ТК РФ особый порядок увольнения руководителей госучреждений; внедрить обязательный досудебный аудит дисциплинарных дел; разработать методические указания по доказыванию нарушений для госорганов.
Предлагаемые изменения законодательства и правоприменительной практики позволят снизить количество спорных увольнений и повысить качество управления в публичном секторе.