Обращение исследователей к наследию прошлого в вопросах воспитания, в том числе и правового воспитания, характерно для каждой эпохи. Рассмотрение в нашей статье актуальности изучения идей древнегреческого философа Аристотеля в настоящее время обосновано его значительным вкладом в развитие, как правой науки, так и педагогики.
Целью данной статьи является определение базовых положений в идее Аристотеля о правовом воспитании подрастающего поколения через его взгляды на право и воспитание, которые важны и в реализации правового воспитания в современном образовательном пространстве.
Актуальность данного вопроса в настоящее время подчеркнул О. А. Донских в своей статье «Ситуация в современном образовании: Актуальность Аристотеля», где он опирается на позицию Вернера Йегера, немецкого историка философии, который определил ключевую посылку греческого образования и воспитания как «человек как идея», «человек как общезначимый и обязывающий образец своего вида», из которого исходит у греков и философское обоснование углубления проблемы воспитания [7].
О важности сочинений Аристотеля, которые, действительно, являются для исследователей весьма существенными и дают «общую и наиболее существенную схему взглядов ученого на интересующую его последователей в настоящее время область знания» для современников писал и А. П. Казанский в своей работе «Учение Аристотеля о значении опыта при познании» [10].
Исследованием идеи Аристотеля правового воспитания молодежи, законопослушности у подрастающего поколения и его взглядов на право, закон, воспитание активно занимались в разное время российские и советские исследователи Г. Ф. Александров [2], А. И. Доватур [6], Ф. Ф. Зелинский [8], В. П. Зубов (9), А. П. Казанский (10), Ф. Х. Кесседи (11), С. Ф. Кечекьян (12) и др. Ряд современных исследователей (Н. А. Агеева [1], И. К. Ковалев [13], Л. К. Нефедова [14] и др.) продолжают исследования в этом же направлении.
Важно, что исследователями акцентируется внимание на том факте, что было бы не совсем корректно говорить о том, что Аристотель рассматривал вопросы правового воспитания в том смысле, в котором они используются сегодня. Еще К. Д. Ушинский в середине XIX века в своей работе «О камеральном образовании» писал: «Но мы, прожившие столько после Аристотеля, имеем ли право смотреть так же на вещи и заимствовать его определения для явлений нашей жизни?» [17].
Вольтер в «Философских письмах» выражает озабоченность тем, что Аристотель истолковывается исследователями на тысячу различных ладов из-за невразумительности своих писаний [5], что свидетельствует о многофакторности идей ученого и различности мнений исследователей его творчества.
Достойно внимания положение, сформулированное И. А. Ковалевым в статье «Правовое сознание в работах Платона и Аристотеля», утверждающее, что нельзя говорить о том, что античные философы использовали правовые понятия в современном смысле, который мы сейчас вкладываем в них, более того ряда понятий даже не было отражено в их трудах. Однако ряд идей, связывающих, например, сознание человека и право, воспитание и право не мог быть не раскрыт в рамках философско-правовой мысли античных философов. Совершенно справедливо положение о том, что античными философами, в том числе и Аристотелем, рассматривались вопросы первичности и вторичности правовых явлений и феноменов [13]. Аналогичное утверждение можно перенести и на идеи правового воспитания молодежи особенно в работах Аристотеля «Политика» и «Никомахова этика».
Совершенно ясно обозначила свою позицию в этом вопросе Л. К. Нефедова, отметив, что «уровень социальной и культурной ценности детства в сознании древних был невысок, но философы признавали ценность детства, осмысляли сущностные характеристики ребенка вопреки представлениям современников о его незначительности» [14].
Полагаем, что смысл этих высказываний в том, что к любому наследию, в том числе и наследию Аристотеля, необходимо всегда относиться уважительно, но критически с учетом современного состояния дел и тенденций развития.
Взгляды и идеи Аристотеля помогают современному человеку понять природу и философский смысл правового воспитания, историю развития вопроса, важность данной проблемы как государственной составляющей. Этот вопрос имеет большое значение в настоящее время и для исследователей в области права и педагогики.
Необходимо подчеркнуть, что взгляды Аристотеля на понятие права как на «право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения» [4], свидетельствуют о важности обучения праву в государственной системе воспитания. Аристотель отмечал, что «граждане будут надлежащим образом воспитаны посредством закона» [4], что свидетельствует о важности его идеи соблюдения законов, правовых норм непосредственно в самом учреждении, выполняющем воспитательные функции.
Исследователь учения Аристотеля А. И. Доватур отмечал, что в работе «Политика» содержатся подробные предписания, касающиеся воспитания будущих граждан. Кроме того, он также акцентировал внимание на том факте, что «взгляды Аристотеля по этим вопросам находятся в тесной связи с его идеалами общественного устройства» [6], что способствовало развитию его идей правового воспитания подрастающего поколения.
По мнению исследователя творчества Аристотеля Ф. Х. Кесседи, в настоящее время многие недооценивают взгляды Аристотеля на проблему вовлечения подрастающего поколения в жизнь государства через обучение нормам законодательства с юных лет [11].
В работе «Никомахова этика» Аристотель акцентирует внимание на том, что «все зависит от того, к чему именно приучаться с самого детства», «вот поэтому, как говорит Платон, с самого детства надо вести к тому, чтобы наслаждение и страдание доставляло то, что следует; именно в этом состоит правильное воспитание» [3].
Кроме того, идея Аристотеля о важности знания законов гражданами государства имела первостепенное значение в правовом воспитании гражданина добродетельного. В книге «Никомахова этика» Аристотель отметил, что «законодательство определяет, какие поступки следует совершать или от каких следует воздержаться», а также сделал акцент на том, что «законодатели, приучая [к законам] граждан, делают их добродетельными, ибо таково желание каждого законодателя» [3].
А. И. Доватур отмечал взгляды Аристотеля на важность знания в устройстве государства: «Хорошую организацию государство может получить не благодаря счастливой случайности, а благодаря знанию и сознательному плану» [11]. Аристотель неоднократно подчеркивал важность планомерной работы в вопросах правового воспитания граждан, отвергая воспитательную работу без системы в рамках отдельных мероприятий. Кроме этого, развивая важность правового воспитания молодежи, Аристотель считал важным показать юношеству, что «закон является своего рода соглашением», «закон есть нечто справедливое» [4].
В книге «Справедливость» американский философ Майкл Сэндел сделал акцент на том, что «если нравственная добродетель – нечто такое, чему мы учимся в процессе соответствующей деятельности, нам, прежде всего, надо развивать и культивировать правильные привычки. По Аристотелю, главная цель права – культивирование привычек, которые приводят к доброму нраву». Важно, что Сэндел отмечает тот факт, что Аристотель, делая акцент на привычках, не полагает, что нравственная добродетель является формой механического поведения. Привычка – только первый шаг в воспитании. И только, если привычка пускает корни, идет осознание сути дела. Автор подчеркивает Аристотелевское понимание нравственной добродетели – погружение в добродетельное поведение помогает людям обрести предрасположенность к добродетельным действиям [15].
Аристотель полагал, что воспитание должно развивать у человека гражданские качества, которые были выделены им при рассмотрении добродетелей в его работе «Никомахова этика». Аристотель основывает свои взгляды на воспитание молодого гражданина на теории добродетелей, которая является в его теории основой воспитания молодежи. По мнению мыслителя, государство требует от каждого гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу. Раскрывая сущность добродетели, Аристотель справедливо подчеркивал роль закона в воспитании добродетели, отмечая, что «долг благочестия – истину чтить выше» [3].
Н. А. Агеева в статье «Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности» отмечает, что с точки зрения Аристотеля, добродетель есть некая «установленная предрасположенность характера», которую человек приобретает «в практике морально благих действий». Кроме этого, исследователь указывает на идею Аристотеля о том, что истинную добродетель невозможно сформировать только лишь посредством философского изучения этики, если человек предварительно не приобрел практического опыта добродетели, не упражнял деятельность своей души согласно добродетели [1]. «Каковы мы (сами), зависит от того, благо или зло мы выбираем, а не от того какие у нас мнения», – писал Аристотель, углубляя идею добродетельности в человеке [3].
Аристотель настаивал на необходимости не только ознакомления юношей с нормами права, но и важности постоянного применения права: «Мыслительная (добродетель) возникает и возрастает преимущественно благодаря обучению и именно поэтому нуждается в долгом упражнении» [3]. Это положение актуально и в настоящее время при формировании правосознания школьников в образовательных учреждениях.
Считаем целесообразным согласиться с мнением исследователя творчества Аристотеля Ф. Х. Кесседи о важности систематического применения норм права через упражнения, игры, развлечения [11], соблюдение законов не только воспитанниками, но и самими воспитывающими. Именно эта идея Аристотеля способствует сегодня формированию взглядов ряда современных исследователей на создание правового пространства в учреждениях образования, единого для всех категорий участников образовательного процесса.
Несомненно, важна мысль Аристотеля и о роли волеизъявления человека при совершении поступков, что свидетельствует о повышении роли мотивации молодежи на совершение поступков нравственных и в соответствии с нормами права. Данную особенность отмечал Ф. Х. Кесседи: «Аристотель, считая, что нравственность и зависит от знаний, тем не менее, утверждал, что она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое хотеть следовать хорошему. Кроме того, надо уметь пользоваться знаниями применительно к данному случаю» [11]. Из этого следует отметить важность в этических сочинениях Аристотеля указания на особую роль существующего знания, в том числе и правовых норм. Нельзя не признать утверждения Аристотеля о важности знания законов, однако, обязаны подчеркнуть в этом контексте и важнейшую мысль Аристотеля, что только знать – это еще не следовать этому знанию.
Не будет полно отражена идея правового воспитания Аристотеля в статье без рассмотрения выдвинутых им положений о законопослушности. Первично мыслитель предполагал, что «если [ребенок] не будет послушен и не будет под началом, [все это] далеко зайдет, ведь у лишенного понимания стремления к удовольствию ненасытно и [тянет] во все стороны, а осуществление влечения увеличивает врожденную силу [влечения], и, если влечения сильны и грубы, они вытесняют [всякий] расчет. Поэтому необходимо, чтобы влечения были умеренны и немногочисленны и ни в чем не противодействовали суждению. Это мы называем «послушным» и «обузданным», а также как нужно, чтобы ребенок жил, повинуясь предписаниям воспитателя, так – чтобы и подвластная влечениям часть души существовала, повинуясь суждению» [3].
Для объяснения сущности воспитания законопослушного гражданина Аристотель подчеркивал важность включения молодого поколения в правовое воспитание. Особое внимание мыслитель уделял воспитанию детей с самого раннего детства, в том числе и воспитанию у них законопослушности. Это подтверждается его взглядами на воспитание детей в работе «Политика»: «необходимо воспитание детей… поставить в соответствующее отношение к государственному строю», а также его высказыванием о том, что «из детей потом вырастают участники политической жизни» [4].
Исходя из этих предпосылок, Аристотель объяснил понятие «законопослушный» и сформулировал концептуальное положение о взаимосвязи и позитивном воздействии законов на воспитание человека: «Человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех» [4]. Это прямое указание на то, что человек, не обладающий правосознанием, правовой культурой, не получивший правового воспитания, не исполняющий законы, не является достойным гражданином своего государства. Аристотель утверждал, что «величавому ни в коем случае не подобает… поступать против права», «совершая правовые [поступки], мы делаемся правосудными», «ибо и правосудным никто не назвал бы человека, который не радуется правовому», «правосудный – это законопослушный и справедливый», «[правосудный] приносит пользу другому» [3].
Идеи Аристотеля на воспитание детей и подростков, которые знают законы своего государства, являются законопослушными гражданами, умеют применять законы в повседневной жизни и имеют все добродетельные качества гражданина (позитивная установка на выполнение законов), актуальны и в настоящее время.
С. Ф. Кечекьян в своей работе «Учение Аристотеля о государстве и праве» отметил, что по Аристотелю люди должны нести ответственность за незнание законов, так как это происходит от их небрежности [12]. Нельзя не согласиться с исследователями творчества Аристотеля, что в этом вопросе он совершенно современен – незнание закона не освобождает от ответственности.
Важный акцент Аристотеля на воспитании граждан для достижения единства и общности в государстве сделал в своем исследовании «Политика» Аристотеля» С. Ф. Кечекьян, где он справедливо отмечает важность высказанных Аристотелем мыслей о необходимости соблюдения законов гражданами государства: Аристотель считал важным включение в законодательство только тех норм, которые априори исполнимы: «Можно придумывать разное, но при этом не следует предлагать заведомо неисполнимого» [12].
Исследователи наследия Аристотеля справедливо отмечают выделение Аристотелем двух главных средств для воспитания к добродетели: «а) воспитание и обучение, с одной стороны, и б) награды и наказания – с другой». С. Ф. Кечекьян подчеркивает, что Аристотель в работе «Никомахова этика» акцентировал внимание на том, что задача наказания состоит не только в превенции и в исправлении того, кто нарушил закон, а также в восстановлении справедливости [12].
Вместе с тем, актуальным до настоящего времени является положение, высказанное Аристотелем, которое закрепляет законодательное наказание, а не любое другое, вне установленного законом порядком, «за неведение в законах чего-то такого, что знать положено и нетрудно». Кроме этого, мыслитель также закрепил установку на определение законодательством группы (перечня) поступков, которые следует совершать, а от каких следует отказаться [3]. Говоря о законопослушности, необходимо подчеркнуть о включении в это понятие Аристотелем института наказания за несоблюдение установленных в обществе законом, писанным или не писанным, правил поведения.
В заключение, отметим, что идеи Аристотеля о необходимости правового воспитания подрастающего поколения (изучение законов, воспитание законопослушности, применение правовых норм на практике всеми участниками воспитательного процесса, введение института поощрения и наказания за неисполнения законов) важны и в современном образовании, особенно в области создания правового пространства школы, где выполнение правовых норм обязательно для всех участников образовательного процесса.
Говоря об актуальности изучения мирового наследия в вопросах правового воспитания подрастающего поколения, в том числе и наследия Аристотеля, считаем, что при подготовке студентов к будущей деятельности в сфере юриспруденции и педагогики, а также при повышении квалификации юридических и педагогических работников необходимо уделять внимание ознакомлению их с имеющемся в мировом наследии опыта в данном вопросе, независимо от времени его возникновения, а также его применение в современной практике.