В современном мире образовательная модель требует постоянного развития и изменений, для ее адаптации к новым условиям и вызовам общества. Причины переориентации образовательных целей связаны с различными факторами, такими как: социально-экономические изменения в стране, глобальные вызовы мирового уровня, технологические инновации, развитие международного сотрудничества. Рассмотрим причины этих изменений и их влияние на образовательный процесс в целом.
В общей сложности причины можно разделить на три показателя: внешние причины, производные и системные. Среди внешних можно отметить две основные причины. Первая – миграция. Приток мигрантов заставляет учитывать возникающие возможности для экспорта образования, чтобы в страну приезжали люди, знакомые с ее языком, историей и ценностями [2, с. 266]. Так как для успешного освоение образовательной программы необходимы ключевые знания, усваивающиеся ещё до прихода в школу. Дубовская Ксения Анатольевна в своей работе отмечает, что «у впервые прибывших мигрантов из Средней Азии наблюдается снижение качества общего и профессионального образования. Если представители первых волн миграции получили относительно качественное, еще советское образование, то более половины мигрантов последнего периода (2006–2012 гг.) трудом понимает русский язык, что резко снижает их привлекательность на рынке труда и затрудняет возможность получения новой профессии или повышения квалификации уже имеющейся» [1, с. 79]. В условиях, когда в классе учатся дети с разным родным языком, необходимо разрабатывать специальные методики и подходы для эффективного обучения всех учащихся. Кроме того, миграция может привести к изменению структуры образовательного учреждения, например, к созданию дополнительных классов.
Также миграция может влиять на содержание образовательных программ. Например, требуется введение дополнительных курсов по истории и культуре стран куда прибывают мигранты, чтобы помочь им адаптироваться к новым условиям жизни. Татьяна Владимировна Куприна, кандидат педагогических работ, в своей работе приводит опыт работы с детьми-мигрантами в г. Екатеринбург. «В мультинациональной школе № 149 примерно половина учеников – дети мигрантов 29 национальностей. Причем, дети-мигранты учатся не хуже русских, также выступают на олимпиадах, научно-практических конференциях. Учителя в данной школе предпочитают индивидуальный подход, выясняют качество владения ребенком устной речью. Причем для успешного овладения русским языком в школе не ограничиваются только уроками. Важную роль играет внеклассная работа с привлечением родителей» [4, с. 32]. В целом, миграция является сложным и многогранным процессом, который требует от образовательных учреждений гибкости и готовности к изменениям. Только таким образом можно обеспечить качественное образование для всех учащихся, независимо от их происхождения и культурных особенностей.
Вторая причина, относящаяся к внешним – научно-технический прогресс и цифровизация, которые ускоряют экономическое и социальное развитие и вызывают резкие изменения в обществе. Возникают новые требования к кадрам, приоритет гибких навыков, которые требуют изменений в целях образовательного процесса. Рынок труда требует людей, обладающих одновременно высокой стрессоустойчивостью, гибкостью мышления, адаптивностью и креативностью, готовых к организации самостоятельной деятельности в непривычных условиях. Это и является одной из причин переориентации целей образовательного процесса и изменений образовательных моделей.
Угроза примитивизации личности – производственная причина переориентации образовательных целей и моделей. По каким-либо причинам (социальная среда, удаленный населенный пункт) человек не может осваивать цифровые компетенции. Это является следствием «цифрового разрыва», который является серьезной проблемой усиливающий конфликт между поколениями, что приводит к необходимости внесений изменений в образовательную систему. «В рамках национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» было выделено следующее из приоритетных направлений цифровых преобразований в экономике и социальной сфере: поддержка развития и внедрения отечественных продуктов и решений в сфере перспективных «сквозных» цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, квантовые технологии, системы распределенного реестра, дополненная и виртуальная реальность, технологии беспроводной связи» [6, с. 25].
Сегодня также говорят об упадке у обучающихся способностей к критическому мышлению и анализу ситуации – «цифровое слабоумие». Данный термин ввёл немецкий нейробиолог, психиатр и писатель Манфред Шпитцер, описавших его в книге «Антимозг: цифровые технологии и мозг», выпущенной в 2012 году, для описания негативного влияния гаджетов на умственные способности человека [7, с. 66]. Для преодоления «цифрового слабоумия» важно развивать у обучающихся навыки анализа информации, обучать их критическому мышлению, формировать умение аргументировать свою позицию и принимать обоснованные решения. «К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. Среди приоритетных технологий выделяют:
- традиционные технологии;
- игровые технологии;
- тестовые технологии;
- модульно-блочные технологии;
- интегральные технологии и т. п.» [3, с. 54].
Арбитром же в данном процессе должен выступать подготовленный учитель, владеющий необходимыми технологиями, методами и приемами, а также умеющий поддерживать учебную мотивацию своих учеников на стабильно высоком уровне.
И последняя, системная причина – «непрестижность» педагогической профессии. Необходимо более широкое признание и уважение к учителям, улучшение условий их труда, а также увеличение их социального статуса, чтобы привлечь талантливых и преданных специалистов в сферу образования. Так, 2023 год президентом Российского Федерации был объявлен Годом педагога и наставника, «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова выделила, что задача предстоящего Года педагога и наставника – не только привлечь внимание к этой профессии и воздать должное уважение нашим учителям и наставникам, но и повысить интерес молодежи к педагогике, привлечь в педагогические вузы творческих, способных, активных абитуриентов, которые после окончания вуза придут работать в школы [5]. Результатом Года педагога и наставника стал ряд показателей: Россия вошла в десятку стран по качеству общего образования, педагогические специальности вышли на второе место по популярности.
Таким образом, переориентация целей образовательного процесса и изменения образовательных моделей вызваны различными факторами, такими как социальные, экономические, технологические и культурные изменения, а также потребность в улучшении качества образования и соответствии с его современным вызовам и требованиям. Качественные изменение моделей образования является необходимым и закономерным процессом, позволяющим образовательной системе адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и требованиям современного мира.