Введение
Автоматизация технологических процессов является решающим фактором в повышении производительности труда и улучшении качества выпускаемой продукции. Для нефтегазового комплекса автоматизация имеет особое значение, так как он является одной из ведущих отраслей Российской Федерации и в значительной степени определяет её экономическое развитие. В настоящее время одним из приоритетных и перспективных направлений научно-технологического развития РФ является «переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта». С целью реализации данной концепции во многих отраслях промышленности внедряются современные системы автоматизированного управления производством и системы поддержки принятия решений при осуществлении технологических процессов. В сфере добычи углеводородного сырья такие системы высоко востребованы в процессах обслуживания и управления нефтегазодобывающими скважинами, нефтепроводами и другими технологическими объектами.
Но в современном мире Российская Федерация столкнулась с санкционными ограничениями, которые могут препятствовать технологическому развитию и безопасности предприятий. Поэтому с 1 сентября 2024 года в России вступают в силу Правила перехода субъектов критической информационной инфраструктуры на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов (ПАК) на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) [1].
Переход на доверенные ПАК
Переход на доверенные программные и аппаратные комплексы в субъектах критической инфраструктуры Российской Федерации является важной частью реализации мер по обеспечению информационной безопасности и независимости от иностранных технологий. В рамках национальных стратегий по защите критической инфраструктуры и реализации требований законодательства, таких как Федеральный закон № 187-ФЗ «О безопасности критической инфраструктуры Российской Федерации» [2], осуществляется переход на отечественные решения, соответствующие высоким стандартам надежности и безопасности.
Ключевые аспекты перехода включают:
- Замещение иностранных программных и аппаратных решений на отечественные аналогичные продукты, сертифицированные по российским стандартам.
 - Создание и внедрение систем управления безопасностью, соответствующих требованиям российского законодательства.
 - Обеспечение совместимости и интеграции новых комплексов с существующими инфраструктурными объектами.
 
Примеры успешных переходов:
- Московский метрополитен – осуществил переход на отечественные системы управления и безопасности, что повысило устойчивость к киберугрозам и обеспечило независимость от иностранных поставщиков.
 - Российские энергосистемы – ряд субъектов энергетической отрасли внедрили отечественные системы автоматизации и телемеханики, такие как решения на базе российского программного обеспечения и аппаратуры, что повысило безопасность и контроль.
 - Государственные органы и ведомства – многие федеральные и региональные структуры заменили иностранные решения на российские аналоги, что подтверждается сертификациями и успешной эксплуатацией.
 
Трудности при переходе на доверенные ПАК
При переходе нефтегазовых предприятий на доверенные программно-аппаратные комплексы (например, системы с повышенной безопасностью и доверенной вычислительной средой) они могут сталкиваться со следующими сложностями:
Высокие затраты на внедрение и модернизацию:
- приобретение новых систем требует значительных финансовых инвестиций.
 - необходимость обновления инфраструктуры и оборудования.
 
Сложности интеграции с существующими системами:
- несовместимость новых доверенных комплексов с устаревшими системами и протоколами.
 - необходимость разработки специальных интерфейсов и адаптеров.
 
Квалификационные требования персонала:
- – необходимость обучения сотрудников работе с новыми системами.
 - – привлечение специалистов, обладающих знаниями в области доверенных вычислений и информационной безопасности.
 
Обеспечение непрерывности производственных процессов:
- риск простоя оборудования и систем во время внедрения.
 - необходимость планирования поэтапного перехода.
 
Соответствие нормативным требованиям и стандартам:
- необходимость подтверждения соответствия новым системам требованиям безопасности, промышленной безопасности и экологическим стандартам.
 - прохождение аудитов и сертификаций.
 
Обеспечение информационной безопасности и управления рисками:
- обеспечение защиты от кибератак и несанкционированного доступа в условиях повышенных требований к безопасности.
 - управление сложными ключами и сертификатами.
 
Культурные и организационные изменения:
- изменение рабочих процессов и процедур.
 - необходимость внедрения новых правил и политик безопасности.
 
Технические ограничения и сложности разработки:
- разработка или адаптация программного обеспечения под новые доверенные платформы.
 - обеспечение совместимости и масштабируемости.
 
Экспертами был отмечен высокий потенциал российских ИТ-разработчиков.
При этом респонденты указали и на ограничения, которые есть у отечественных вендоров: отсутствие собственной компонентной базы, недостаточные вложения в R&D, высокие цены и длинные сроки поставки. Закрытость, проприетарность отечественных решений также является существенным ограничением.
Одной из главных проблем является недостаточная зрелость и апробированность отечественных решений.
Эти сложности требуют комплексного подхода, тщательного планирования и тесного взаимодействия между специалистами по информационной безопасности, инженерными службами и руководством предприятий.
Вывод
Несмотря на трудности реализации данного процесса, переход на доверенные комплексы в РФ является реализуемым и уже реализован в отдельных сферах, что свидетельствует о стратегическом курсе на обеспечение национальной безопасности и технологической независимости.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)