Сохранение психологического и физического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и новых технологий

Сохранение психологического и физического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и новых технологий

Исследование посвящено важности поиска, развития и формирования технологий эффективного духовного развития дошкольников.

Аннотация статьи
дошкольник
здоровье
технология
технологизированный процесс
Ключевые слова

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента психического и физического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Что же такое здоровье? Обращаясь к "Словарю русского языка" С. И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: "Это правильная, нормальная деятельность организма". А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания.

Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания необходимых благоприятных условий:

Что же это за условия:

  • создание благоприятного эмоционального климата в каждой возрастной группе;
  • удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего;
  • единство требований к ребенку со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей;
  • организация непосредственно образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка;
  • целенаправленная психологическая работа с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
  • обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников путем создания в группах детского сада уголков психологического здоровья, например, таких как:

– «Уголок гнева» (подушки для битья, боксерские груши, мишени, «коврики злости»«коробочки гнева»«стаканчики для крика») для снятия напряжения, выплеска накопившейся отрицательной энергии;

– «Уголок уединения» (удобные кресла, полупрозрачная ширма, подушки, мягкие игрушки разных размеров, фотоальбом с семейными фотографиями и т.д.) для успокоения, расслабления, восстановления эмоционального равновесия, ощущения себя в полной безопасности;

– персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания ситуации успеха.

Так же как и для психического здоровья необходимы создания условий для полноценного физического развития детей и реализации потребности в движении.

Так, в группах выделяются места для активного движения детей, организуются центры активности развития движений. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечерней прогулках, в часы игр после дневного сна. На участках ДОУ проводятся игры-эстафеты, подвижные игры, физкультурные досуги и спортивные праздники.

В течение дня ребенок должен испытывать эмоциональное, физическое и психическое удовлетворение от предлагаемой физкультурно-оздоровительной деятельности. Для этого в детском саду используют различные эффективные методы и формы физкультурно-оздоровительной работы:

НОД по физической культуре

Физкультурное занятие является основной формой физического воспитания в ДОУ.

Типы НОД:

  • Классические (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);
  • Игровые (с использованием игр: народные подвижные игры, игры –эстафеты, игры – аттракционы и т. д.);
  • Сюжетные (объединенные определенным сюжетом);
  • Занятия с элементами аэробики;

Интегрированные занятия и др.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

1. Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Проводится на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).

Традиционные (вводная часть – ходьба, бег; основная часть – ОРУ; заключительная часть - спокойная ходьба).

Нетрадиционные: утренняя гимнастика игрового характера включает 2-3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного характера; Оздоровительный бег обязательно проводится на воздухе (непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени). В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения. Комплекс музыкально – ритмических упражнений, состоящий из разминки, 5-6 основных развивающих упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение;

2. Физкультминутки.

Проводятся воспитателями по мере необходимости (в течение 3-5 мин) в зависимости от вида и содержания ОД.

3. Подвижные игры, физические упражнения на прогулке.

Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети достаточно полно реализовывают свои двигательные потребности.

4. Гимнастика после дневного сна.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

5. Ходьба по массажным дорожкам.

Дети постепенно просыпаются под звуки музыки, лежа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений из разных исходных положений. После этого дети выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов. В группе дети выполняют произвольные танцевальные движения, дыхательную гимнастику и одеваются.

6. Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов.

7. Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

8. Самостоятельная двигательная деятельность.

Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между ОД, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней).

9. Индивидуальная работа с детьми, направленная на развитие двигательной активности, как на прогулке, так и в групповой комнате.

10. Активный отдых: физкультурный досуг, праздники, дни здоровья.

В системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ эти формы организации занимают прочное место.

11. Работа с родителями.

Все вышеперечисленные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы способствуют здоровье сбережению, физическому развитию детей, повышению их двигательной активности.

Одним из путей решения этой проблемы является поиск и внедрение инновационных подходов и технологий в физкультурно-оздоровительной работе.

Виброгимнастика

Вид инновационной технологии разработал академик Микулин. Это встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.

Нужно подняться на носки, чтобы пятки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол. При этом происходит то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.

Рекомендуется это упражнение делать не спеша, не чаще одного раза в секунду. Упражнение повторять 30 раз (30 сек, потом 5-6 секунд отдохнуть. Нужно также следить за тем, чтобы пятки отрывались от пола не более чем на 1 сантиметр, чтобы не было утомления стоп. Сотрясения не должны быть жесткими и резкими. При выполнении виброгимнастики следует покрепче сжать челюсти.

Общая длительность выполнения упражнения – 1 минута. В течение дня можно проводить ее, смотря по обстоятельствам, 2-3 раза.

Никакой опасности, отмечает А.А. Микулин, для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет.

Степ-аэробика. Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе, высоте которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ – доски постоянна). Детский фитнес – это система мероприятий (услуг, направленных на поддержание и укрепление здоровья ребенка физического и психического, его социальную адаптацию и интеграцию.

Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников.

Пилатес (детский пилатес – специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста). Эту систему упражнений разработал в начале 20 века Джозеф Пилатес, немецко-американский спортивный специалист, который сам рос болезненным ребенком, однако благодаря интенсивным физическим упражнениям сумел значительно поправить здоровье и стать профессиональным спортсменом и преподавателем физической культуры.

В заключении скажу, очень бы хотелось идти в ногу со временем. Прививать любовь к физической культуре у современных детей через использование технологий и методик, которые увлекают детей, делают интересным проведение физкультурных занятий.

Текст статьи
  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.
  2. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. М., 2000.
  3. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. Дубровиной И.В. Екатеринбург, 2000.
  4. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./ Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995, 571с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа